Урок музыки «На Руси родной не бывать врагу…» 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цели урока.

  • Научить слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека.
  • Различать выразительные и изобразительные интонации.
  • Понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героических, эпических) и особенности драматического развития (контраст).
  • Воспитание любви к родине через патриотическую песню.
  • Единство образов через связь музыки, истории, литературы.

Урок-погружение в историю России через искусство.

Ход урока

На экране слайд №1. Презентация

Вход под музыку “Солдатушки - бравы ребятушки”.

У: Под какую музыку мы вошли? Каков характер этой песни? Народная она или композиторская?

Д: Солдатская песня. Боевой, мужественный, победный, энергичный характер. Народная.

У: Когда пели такую песню? Нужна ли песня на войне?

Д: Когда шли на войну, защищать Родину. Для поднятия духа.

У: Давайте, к слову Родина найдем родственные слова.

Д: Родные, род, родители, родственники, родословная, родник…

У: Посмотрите, сколько родных вашему сердцу слов. И когда приходит война-

Встает русский народ и защищает своих родителей, родственников, родных, одним словом – Русь, Россию, Родину.

И кто знает историю, тот согласиться с названием нашего урока - На Руси родной не бывать врагу

А чтобы донести правдоподобно потомкам историю Родины, Отечества, народ слагал патриотические песни, былины, сказы о великих сражениях, о своих героях.

В каких музыкальных произведениях раскрыта героическая и историческая тема? Я напомню несколько музыкальных отрывков, если узнали музыку –подпевайте. (Игра “Угадай мелодию”)

  • Ария Сусанина из оперы “Иван Сусанин”, М.Глинка.
  • Кант Петровских времен “Радуйся, Росско Земле”.
  • Хор “Славься” из оперы М.Глинки “Иван Сусанин”.
  • Ария Кутузова из оперы “Война и мир” С.Прокофьева.
  • “Вставайте, люди русские” из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”.
  • Что же объединяет все эти отрывки? Героическая, патриотическая тема.

Основная часть

С кантатой С. Прокофьева мы знакомились в начальной школе. С. Прокофьев музыкальной речью рассказал о великом русском князе Александре Невском. Наш с вами современник, Сергей Прокофьев напомнил нам об истории 13 века. Зачем современному человеку это знать? (Сл. №2). Презентация

Д: Чтобы любить Родину, гордиться, что Русский. Знать свои корни. Без корня и трава не растет.

Сегодня мы продолжим знакомство с кантатой “Александр Невский” (Сл. №4)

Вспомним, что такое “кантата” (сл. №5 - читаю).

На Сл.№6- исполнение кантаты - повторите - что же такое “кантата”? Дети, глядя на слайд, легко отвечают на поставленный вопрос.

У вас было домашнее задание, подготовить историческую справку, кто такой Александр Невский - рассказ детей.

У: А вот как великого полководца представляет русский художник Павел Корин. (Сл.№7)

Вглядитесь в это лицо. Что вы видите? Кто перед вами?

Д: Воин, герой, сильный, в руках меч, решительный взгляд, уверенный в победе.

У: Молодцы.

А прежде чем слушать новую часть кантаты, ответьте: Что такое живописная музыка?

Д: Музыка, которая настолько ярко передает впечатления композитора, что мы можем ее не только услышать, но и увидеть.

У: Мы услышим отрывок из кантаты. Попробуйте увидеть эту музыку, что же изобразил композитор. (Диск)

После слушания – ответы детей: это битва, сражение. Сначала-страшная тема врагов, как будто надвигается темная сила. Но далее мы слышим русскую свист мечей, слышим русскую удалую тему и победу наших.

У: Отличные ответы. Эту картину С. Прокофьев назвал - “Ледовое побоище” (Слайд №8). Как вы догадались, что это битва?

Д: Подключили воображение.

У: Прежде, чем повторно увидеть эту картину - откроем учебник на странице 94 и прочитаем о ледовом побоище. (Учебник 5 класс, Г. Сергеева, Критская) (Слайд № 9).

Какой прием развития применяет композитор в момент схватки?

Д: Ответ из учебника. (Сталкивает грозную тему рыцарей и энергичные, удалые интонации русского войска) (Слайд №10)

Сергея Прокофьева пригласил написать музыку к кинофильму “Александр Невский” режиссер С.Эйзенштейн и музыка так увлекла композитора, что позднее появилась кантата с одноименным названием.

Мы сейчас увидим и услышим 2отрывка из кинофильма Эйзенштейна “Александр Невский”.

Подумайте- какую роль играет музыка? Помогает или мешает картине? (Видео)

После просмотра высказывания детей: Дружина князя была малочисленной, но с русской смекалкой и храбростью русские завели тевтонских рыцарей на Чудское озеро и под тяжелым обмундированием врагов лед стал ломаться. (Слайд№11)

Д: Музыка – это великая сила в кино. Она помогает нам ярче и реальнее увидеть происходящее на экране.

У: Фильм вышел на экраны перед самой Второй Отечественной войной, как решительное предупреждение, грозное напоминание, что ждет врага решившегося напасть на Россию.

Мы увидели часть истории, как русский народ самоотверженно воюет и побеждает, неслучайны слова А. Невского: Кто придет на Русь, будет на смерть бит”. (Слайд №12)

Хором прочитаем эти слова из кантаты.

Ответьте на вопрос на экране – (Слайд №13)

Что же защищал русский народ? – Русь, Россию, Родину.

Из 13 века возвращаемся в родной 21 век. Александр Невский – герой?

Не забыл русский народ подвиг Александра Невского и поставил памятник в г. Пскове. (Слайд №14)

А как вы думаете, в современном мире есть герои? Нужны ли нам песни о Родине? Слово “патриот” - что означает?

Д: Человек, любящий Родину.

Современные композиторы тоже пишут о Родине.

Знакомство с новой песней: “Родина суровая и милая” (раздаются листы с нотами и текстом)

У: Почему такое название?

Д: Для врагов – наша родина - суровая, а для друзей- милая.

У: Прочитайте 1 куплет песни выразительно и подумайте, какая будет мелодия? (Творческое задание - ответы детей)

Разучиваем по нотам, по фразам 1 куплет и припев песни о Родине, затем исполняется весь 1 куплет: куплет исполняем скупо, не торопясь, спокойно, а припев - мажорно и торжественно.

- Молодцы.

У: О чем мы сегодня говорили на уроке музыки?

Д: О Родине, о русском народе, об А. Невском, нужно знать историю и гордиться своим народом.

Что отражает любое искусство? Реальную жизнь. Неразрывная нить, которая объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Закончить наш урок хочется великими словами из кантаты “Александр Невский” Сергея Прокофьева. (Слайд №15):

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу,
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь.

У: Кто хочет сказать так, как в кино, как полководец Александр Невский?

1 мальчик выразительно говорит.

А теперь весь класс хором повторит также с душой.

У: Вы сегодня отлично работали на уроке. Благодарю вас.

Домашнее задание.

В этом году юбилей Победы, расспросите своих родственников о тех, кто в вашей семье защищал Родину, найдите фотографии, может быть, письма с войны.