Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели:
Обучающая
- Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода род имен существительных, формировать универсальные учебные действия при определении рода имён существительных
Развивающая
- Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.
Воспитательная
- Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи: формировать личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять род имён существительных
- познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;
- регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;
- коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и с взрослыми, выражать свои мысли прислушиваться к высказываниям других;
Оборудование:
- компьютер
- карточки для группового задания (4 шт.);
- карточки для определения рода сущ.– 15 шт.;
- выставка рисунков на тему “Моя Родина”
План урока:
1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.
2. Каллиграфическая минутка.
3. Орфографическая разминка.
4. Актуализация знаний.
5. Изучение нового материала:
а) Постановка учебной задачи;
б) Поиск решения. Мозговой штурм
6. Рефлексия урока. Итог. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация урока.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имен существительных. Узнаем , каким ещё постоянным признаком они обладают.
Звучит песня “С чего начинается Родина?” в исполнении детского хора
Слайд-шоу “Картины родной природы”
Мы начали сегодняшний урок песней “С чего начинается Родина” не случайно. Для каждого Родина начинается с чего-то своего, очень личного, родного. Ваши рисунки показывают, как вы любите то, о чём рисовали. Это и семья, и родной город, и дом, в котором ты живешь.
Природа, которая нас окружает, и люди, которые живут рядом.
Читают ученики: “Береги землю любимую, как мать родимую”.
“Охранять природу, значит охранять Родину”.
Учитель - Как называются такие предложения?
Учитель - Да, это пословицы
Учитель - Как вы и понимаете их смысл? (Ответы детей)
2. Минутка чистописания.
Уч.- Сегодня мы повторим написание одной из букв алфавита, а какой именно, вы должны догадаться сами. Ещё раз внимательно прочитайте пословицу(Охранять природу, значит охранять Родину) и найдите в словах букву, которая обозначает согласный, непарный, глухой и в данном случае твёрдый звук. Что это за буква?
Хх
Уч. - Откроем тетради, запишем число:
Второе февраля. Классная работа. Понедельник.
3. Орфографическая разминка.
- Начнём прописывать с проявления аккуратности и трудолюбия
- Какие параметры письма мы отрабатываем в ходе выполнения этого задания? (наклон, параллельность, размер)
- Вставьте в слова нужные орфограммы:
- Х.ровод, хл.бороб
- - Вставьте орфограммы. У доски 1 ученик.
- На какое правило орфограммы? (ответы детей)
С классом записать в тетрадь:
Береза, ветер, заяц, Москва, пальто, лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник.
- К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)
- Что такое имя существительное?
(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные)
- Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.
- Как изменяется имя существительное?
По числам (пенал, карандаш, тетрадь, учебник)
Измените форму числа каждого существительного.
- Какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного?
Окончание
- Сделаем вывод: Как могут изменяться имена существительные?
По числам
- Какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного?
Ученики: Имена существительные могут изменяться по .......................... .
4. Актуализация знаний.
Как вы думаете, всё мы изучили про эту часть речи?
- Что ещё можно узнать о существительном? Разгадайте ребус
шаР + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД
- Какая тема урока?
Род имён существительных.
Род - это семья, родня.
Уч: В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Узнаем, какая родня у имени существительного. Раскроем еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие.
Это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
5. Изучение нового материала
- Поиск решения
- Проблема
- Мозговой штурм
- Прочитайте слова. (Раздать карточки МАМА, ДЕВОЧКА, ДОМ, ПАПА, КНИГА, МАЛЬЧИК, ЯБЛОКО. Работа в парах)
- К какой части речи они относятся?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
1. Работа в парах.
1. Мама, девочка, папа, мальчик (одуш.)
Дом, книга, яблоко (неод.)
- По каким признакам соединили слова?
(одушевлённые - кто?, неодушевлённые - что?)
Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.
В помощь вам я расскажу сказку.
“Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: “это моя вещь!” и хватала слово, а муж кричал: “Это мой предмет” и хватал другое. Так и делили.
2. Поделите и вы, как муж и жена (Мальчики - свои, девочки - свои)
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода”.
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного”.
Идет работа в группах
1. Мама, девочка, книга (она моя)
2. Дом, папа, мальчик (он мой)
3. Яблоко (оно моё)
- А может кто-то догадался, как называется такое деление слов?
- Мы распределили слова по родам.
Имя существительное имеет ж.р; м.р; ср.р;
Учитель. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. - Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
“Мозговой штурм”. Картинки.
- Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.
- Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.
- Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.
Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 25. (правило читают 3 учащихся)
- Запишите слова, из упр.39 на стр.25, распределяя их по группам в свои тетради.
1.ж.р.(она моя) 2.м.р.(он, мой) 3.ср.р.(оно, мое)
- Так как же разделяли данные слова на 3 группы?
Ученик. Существительное, которое можно заменить личным местоимением он – сущ. М. р., она – ж. р., оно – ср. р.
6.Рефлексия. Итог.
- Так как же определить род имён существительных?
Женя расскажет вам стихотворение.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”
И запомню род мужской
Я теперь скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно – моё”
Это правило твоё.
- Каким сегодня был для вас урок? Почему?
- Кому нужно ещё учиться себя оценивать?
Получите у меня инструкцию по выполнению домашней работы.
Задание выполняем на стр.26. упр. 42. Учить правило.
Учитель читает стихотворение. Учащиеся отвечают “Да” или “нет ”.
Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Оцените сою работу на уроке (поднять смайлики)
Спасибо за урок!
Источники информации:
http://files.school-collection.edu.ru
1. “Русский язык 3 класс. В 2-х частях”, Канакина В.П., Горецкий В.Г.
2. “Методическое пособие по русскому языку 3 класса”, Канакина В.П.
3. “Речевые секреты”, Ладыженская Т.А.
4. УМК “Школа России”, учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. “Русский язык. 3 класс” - Ч. 1, 2. – М.: “Просвещение” 2012г.