Цели:
- Способствовать развитию устной речи через обогащение словарного запаса, выразительного чтения, деформированного текста,
- расширять кругозор учащихся через дополнительный познавательный материал; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Познакомить с понятием “пейзаж”, “художники пейзажисты”.
Задачи: через формирование регулятивных (целеполагание, планирование, оценка), познавательных, коммуникативных учебных действий, использование ИКТ способствовать развитию познавательного интереса к слову, чтению, изодеятельности.
Ход урока
1. Орг. момент. Приветствие гостей.
Настрой на урок.
Чтение учителем стихотворения:
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
2. Постановка учебной задачи.
Одна из тайн — загадка.
К нам на урок пришла дошкольница, она учится читать и очень любит рисовать, как вы думаете, как её зовут, вспомните тему прошлого урока, она вам подскажет имя девочки.
Её зовут Юля. Соберите звуковую схему имени девочки?
3. Слого-звуковой анализ слова “Юля”.
Я тоже составила схему. Почему у нас разные схемы получились? (Учитель умышленно делает ошибку, первым звуком ставит гласный, а не слияние мягкого согласного с гласным, дети её должны найти и доказать правильный вариант).
Буква ю хитрая, она может давать два звука, когда стоит первой в слове или после гласной.
Итак, урок наш будет необычным, сочетающий в себе урок азбуки и изо.
Цель урока – повторить знания о йотированных гласных, в частности о букве ю и звуках й и у, узнать об одном из жанров живописи и побывать в роли художников.
Посмотрите внимательно, Юля что-то держит в руках. Записка, в которой что-то записано.
Кто прочитает. Ученик читает.
Юла прилетает к нам с юга в марте.
Что это записано?
Предложение.
Докажите.
В каких словах букв больше чем звуков. Почему?
Про кого это предложение? Как вы думаете?
Интересное название птицы, а почему она так названа? Мы узнаем из небольшого рассказа.
- Вот она, птичка юла. Её ещё называют лесным жаворонком. Живёт она в сосновых лесах. На зиму улетает в тёплые края. Почему её так назвали? Она поёт так: “юль-юль-юль-ла-ла-ла, ю-ли-ю-ли-ю-ли”.( Фото птицы).
Птица юла улетают на зиму, но как, же помочь другим птицам, которые остаются на зиму с нами?
- Как можно помочь птицам зимой?
Знаете ли вы?
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена.
Птиц можно также кормить крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир и мясо.
А теперь перейдём к следующему этапу урока. Что же мы будем рисовать? Что- то зимнее, а что именно вы узнаете, выполнив задание.
- Найдите лишние буквы в каждом столбике, обведите их и составьте из них слово. (Это задание выполняется на интерактивной доске).
з | о | н | и | и | К |
л | а | л | у | е | Ш |
п | у | й | о | ю | В |
г | е | р | з | ё | Д |
д | э | м | ю | а | ж |
Проверка. На доске открывается слово “пейзаж”.
4. Открытие новых знаний.
- Что такое пейзаж?.
- А откуда мы можем получить информацию? (книги, интернет, фото, наблюдения).
Пейзамж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Мы будем рисовать зимний пейзаж. Диск по изо.
Художники-пейзажисты.
- Иван Иванович Шишкин
- Иван Константинович Айвазовский
- Исаак Ильич Левитан
- Василий Дмитриевич Поленов
- Алексей Кондратьевич Саврасов
- Архип Иванович Куинджи
- Федор Яковлевич Алексеев
Перенос знаний в новую учебную ситуацию. Рисование пейзажа.
Видео. Зимний пейзаж.
Отобрать пейзаж из репродукций. (Детям в группах учитель раздаёт 5 репродукций, дети должны выбрать из них только пейзажи и доказать свою точку зрения.).
Самое зимнее дерево – елочка. Мы украшаем ее игрушками в новогодние праздники. А кто помнит легенду про ёлочку, почему именно её наряжают на новый год. А как красиво она выглядит запорошенная белым снегом. Рисуем вертикальную линию – это ствол ели. От него в разные стороны отходят линии – ветки. Наверху они короткие, чем ниже, тем становятся длиннее. Затем рисуем иголки. Короткими штрихами обрисовываем каждую ветку. Работа кропотливая, потребует терпения и усидчивости. Зато елочка получилась пушистая. Слой снега изображаем с помощью плавных, закругленных линий. Так обрисовываем каждый ярус веток. Вот уже зеленые иголочки выглядывают из-под снежной шубки. Нарисуем рядом ёлочку поменьше. Добавь облака на небе.
На документ камере показать, как рисовать мелом пейзаж.
Задание от дошкольницы Юли. Дома поискать и принести фото или репродукции с зимними пейзажами, используя различные источники информации
Выполнение работы детьми.
5. Итоги урока. Рефлексия. Рассматривание выставки.
- Что нового узнали на уроке? (Язнаю... Я умею... Я могу...)
Интернет-ресурсы:
1.http://www.openclass.ru/node/372505
2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/20/urok-obucheniya-gramote-bukva-yu
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6
4.http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%
20%D1%8E%D0%BB%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=
http%3A%2F%2Fgtrk-saratov.ru%2Fimages%2Fcms%2Fdata%2F2011-2012%2Fjune%
2F16%2F0_3f697_953ed54c_l.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=213&noreask=
1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-720-ww-1266-wh-644-pd-1.25-wp-16x9_1600x900