Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
Задачи:
- познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Место проведения: школа, актовый зал
Оформление зала:
- Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).
- Плакаты, рисунки детей.
Оборудование: мультимедийная презентация “Великая война” (Приложение 1), музыкальное сопровождение: “Священная война” , “Журавли”, сводка Левитана о начале войны, минута молчания – метроном, “Солнечный круг”, “День Победы”, эпизод из фильма “Помни имя свое” (Мосфильм, 1984г.), свечи, таблички.
Ход мероприятия
Звучит фрагмент песни “Журавли”
1 ученик:
Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось все на огромной планете.
Изменились законы, изменились понятья,
Увлеченья, пристрастия, виды занятий.
Что другая растет молодежь, и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней,
Будто ей наплевать на историю в целом,
что ей память чужда, в ней душа оскудела,
что стоят равнодушно у Красной стены
внуки, правнуки светлых героев войны.
Только это не правда, а жуткая ложь-
Помнит нынешняя молодежь,
помнит и никогда не забудет
Потому, что без памяти жизни не будет.
Вальс танцуют дети.
2 ученик.
Июнь... Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь... Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
3.
Было обычное жаркое лето.
Бабушка мне рассказала об этом.
Все отдыхали: кто с мамой на даче,
Кто на реке загорал и рыбачил.
В лагере детском ребята играли,
Горы и бед до поры не видали.
Вдруг грохот раздался,
И всё потемнело,
Словно огромная птица влетела.
Рвут снаряды,
Огонь полыхает,
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди
Кто уцелел, некогда не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – “Война!”
“ГОЛОС ЛЕВИТАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ”
СЦЕНКА
МАМА.
Снова дралась во дворе?
ДОЧКА:
Ага,
Мама, но я не плакала.
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванной плавала.
МАМА.
Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.
ДОЧКА:
Мама, а вырасту я когда?
МАМА.
Вырастешь, ешь котлету.
ДОЧКА:
Мама, купи мне живого коня!
МАМА.
Коня? Да что же это делается?
ДОЧКА:
Мама, а в летчики примут меня?
МАМА.
Примут, куда они денутся.
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
ДОЧКА:
Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?...
Звучит инструментальная музыка.
4.Война... Страшное слово. Война – это 1418 дней и ночей битвы с фашизмом.
5. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. В первый день войны многим воинам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
5 Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле.
5. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
6.
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Но самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.Звучит инструментальная музыка.
На сцене появляется мать солдата в черной шали. Перебирает треугольные письма погибших сыновей с фронта (сыновья находятся за ней):
Мать:
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси меня, солдатскую мать
Письма сына прочитать.
На страницах застыли года.
Семнадцать им будет всегда.
1 солдат:
Мама! Я здоров и живой,
А на утро последний бой...
Родная, в душе ты всегда со мной.
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сестренка, мать,
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья. Ваш боец!
Мать: Погиб под Смоленском
2 солдат:
Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Вас любящий всегда сын Стас.
Мать: Замучен в застенках Гестапо.
3 солдат:
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Мать: Погиб в неравном бою.
ПЕСНЯ “А закаты алые, алые, алые”
11 :Уходили на священную войну наши деды, отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.
12: До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивая носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались со старшими – отцами, братьями.
13 ученик:
Крест накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога.
И вслед ему не поглядел.
В нетопленой, разбитой бане.
Ночь скоротавши как зверек.
Как долго он своим дыханьем
озябших рук согреть не мог.
Но по щеке его ни разу
не проложила путь слеза.
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече.
Быть может, вон за той горой.
Его как друга в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса.
Расскажет все, на что глядели
Его не детские глаза.
Звучит инструментальная музыка.
14 ученик: Ему было всего, а на военном призывном пункте он сказал, что ему уже 17, так уж хотелось Саше поскорее попасть на фронт и бить фрицев, но из-за юного возраста ему отказали. Тогда Саша Филиппов решил помогать из тыла.12 раз он переходил линию фронта, часто передавал нашим важные сведения. Его схватили немцы, пытали. Его повесили недалеко от нынешней школы №21.Посмертно он награжден орденом. Имя Саши Филиппова носит парк в нашем городе.
15 ученик: В захваченном хуторе Калачевского района действовал “босоногий гарнизон”, его бойцами были юные жители этого хутора. Аксен и Тимофей Тимонины 12 и 14 лет, Василий и Николай Егоровы 13 и 9 лет, Сафронов Сергей 12 лет и Манжин Сергей 9 лет. Они вели подрывную деятельность против оккупантов, помогали укрываться советским офицерам, вели связь с партизанами, передавали необходимые сведения. Они были схвачены немцами и вместе со своими родителями зверски замучены. Сейчас на территории Калачёвского района действует летний лагерь “Босоногий гарнизон”, названный так в честь юных героев.
Звучит инструментальная музыка.
16 ученик:
Вся ночь пролетела, как страшный бред,
Расстрел назначили рано.
А было ему 13 лет
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед,
Сестренке ломали руки,
А он все твердил упрямое: “Нет!” -
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко
Бела как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь – такой народ
Нельзя заковать в цепи.
17 ученик: А сколько их было еще – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и е остались неизвестными.
18: Продвигаяс на восток, немцы объявили мобилизацию населения на работу в Германию.
Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июне 44-го более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда. Кто слабый и больной – в концлагерь...на опыты.
Отрывок из фильма “Помни имя свое” (Эпизод с минут 36.08 по 38.40)
Песня “Колокольный звон” (дети в одежде узников концлагерей)
19. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.
20.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
21.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Звучит музыка. “МИНУТА молчания”. Дети со свечами проходят по залу.
22. Миллионы жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасны, ФАШИСТЫ БЫЛИ РАЗБИТЫ. 9 МАЯ 1945 ГОДА Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
23
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права.
24.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
25.
День Победы - гордость, боль и память,
Выстрадан, из тысяч судеб сложен.
Без героев родину любивших,
Праздник этот был бы невозможен!
В этот день везде цветы и флаги,
Песни о войне и кинофильмы.
В День Победы каждый понимает:
Всем нам повезло! И очень сильно.
Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за нашу Родину, кто кормил, лечил, стоял у станка. Мы вызываем их из бессмертия!
ДЕТИ С ТАБЛИЧКАМИ С ИМЕНАМИ СВОИХ РОДНЫХ. Каждый рассказывает о своем родственнике.
Звучит песня “День Победы”
26 ученик:
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война!
Вручение цветов ветеранам и гостям праздника.
ПЕСНЯ “Солнечный круг”. Дети поют песню с шарами в руках.