Тип: изучение нового материала.
Задачи:
- учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
- учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
- учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Планируемые результаты:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные УУД: |
– развивать навыки беглого,
выразительного чтения с постепенным
переходом на чтение про себя; – развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь; – находить средства художественной выразительности в читаемом тексте. |
Регулятивные УУД: – умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности; – умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные УУД: – формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте; – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; – через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию. Коммуникативные УУД: – научить определять главную мысль(идею) произведения; – формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; – развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; – развивать умение работать в парах, группах. |
– проявлять интерес к чтению
произведений великих писателей и поэтов; – учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой; – гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантом; – воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | – Покажите карточкой, с каким
настроением вы пришли на этот урок.
– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие
чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь
дарят? |
Учащиеся выбирают карточку и показывают. | Психологический настрой | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
2. Речевая разминка | – На уроках чтения мы учимся не
только правильно читать, но и правильно и
грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? – Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза. – Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее. – А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения. – Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.) – Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки. Слайд 3:
|
Высказывания детей.
Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения. |
Речевая деятельность: учить
правильно управлять дыханием во время разговора.
Работа с карточками |
Личностные УУД Коммуникативные УУД |
3. Актуализация знаний.
Введение в тему
Постановка проблемы |
Звучит музыка Антонио Вивальди
«Времена года» (слайд 4) – Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? – Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя. – Что вы можете сказать об этих явлениях природы? – Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? – На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. – Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
(А. С. Пушкин «Зимнее утро») |
(Слышали ветер, снег, метель,
завывание вьюги). Высказывания детей. Предположения учащихся.
Работа по карточкам |
Мотивация к предстоящей
деятельности Портрет
Работа в парах (по карточкам) |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
4. Первичное восприятие произведения | – Сегодня мы познакомимся со
стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 5-20) – Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? – Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. |
Высказывания учащихся. | (Звучит аудиозапись, видеоряд.) | Коммуникативные УУД |
6. Физкультминутка |
|
Дети выполняют движения. | ||
7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми | – При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. | Чтение учащимися про себя. | Самостоятельное чтение. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
8. Словарная работа | – Какие слова требуют
разъяснения? (слайд 21–32). Возможные варианты: нега –
(устаревшее) блаженство, приятное состояние,
иногда – сон |
Дети делятся на группы и получают инструкционный лист. После выполнения – презентация выполненной работы |
Работа в группах (со словарями)
Словарная работа |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
9. Анализ лирического стихотворения | – Прочитайте самые красивые, на
ваш взгляд, строчки (слайд 33). – Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа? СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. – Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге? |
Работа над текстом стихотворения | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
|
– Сколько строф в стихотворении? | Ответы детей. (5) | |||
– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине? | ||||
– Прочитаем первую строфу ещё
раз и выделим слова, с которыми герой обращается
к своей собеседнице. – Как герой обращается к своей собеседнице? |
(«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») | |||
– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? | (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) | |||
– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | |||
– Прочитаем вторую строфу. Каким
настроением она окрашена? – Каким настроением окрашена вторая строфа? |
(Печальное, тревожное) | |||
– Докажите словами из текста. | («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела») | |||
– Как называется этот приём, используемый автором? | (Олицетворение, сравнение.) | |||
– Герой наблюдает за природой из
окна.Прочитаем следующую строфу. – Какое настроение у героя? |
(Радостное, весёлое.) | |||
– Какие приёмы использует автор,
чтобы передать состояние природы. – Приведите примеры. |
||||
– Что можете сказать о настроении героя? | (Мечтательное, восторженное.) | |||
– Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные. | ||||
– Как понимаете «янтарный блеск»? | (Тёплый, уютный, жёлтый свет.) | |||
– Можно ли услышать, что
происходит в доме? Послушайте: Весёлым треском Трещит затопленная печь… |
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. | |||
– Какие согласные помогают
передать треск дров в печи? (тр, т, ч) – Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? – Волнует ли героя то, что чувствует героиня? – Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней? |
Ответы детей. | |||
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.) | ||||
– Какой вывод можно сделать:
|
||||
11.Выразительное чтение стихотворения | – Как это помогает передать его
настроение? Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу. (Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение). |
Дети работают в парах. Читают
стихотворение друг другу Выразительное чтение стихотворения (чтение в парах). |
Дети читают стихотворение друг
другу выразительно. Работа в парах Развитие навыков выразительного чтения. Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
11. Игра «Художники» | – Перед вами палитра и краски.
Представьте, что вы художники и вам надо
нарисовать иллюстрации к этому стихотворению.
Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно
выбрать цвета (слайд 34). – Почему выбрали именно эти цвета? Ответы: 1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет) 2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета) 3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета) 4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый) 5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота) |
Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. | Работа в парах | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
13. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина | |||
12. Итог урока | – С каким автором мы сегодня
познакомились? – Какое произведение читали? – Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха? – Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.
Оценивание учащихся. |
(Учащиеся выбирают карточку и
показывают). Работа с карточками |
Коммуникативные УУД Личностные УУД |