Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»

Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

Планируемые результаты:

Предметные: Метапредметные: Личностные  УУД:
– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.
Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.
– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический    комментарий Формируемые УУД
1. Организационный момент  – Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.

– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят?
– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

Учащиеся выбирают карточку и показывают. Психологический настрой Личностные УУД
Коммуникативные УУД
2. Речевая разминка – На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.
– Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд  3:   

На деревья, на кусты 
С неба падают цветы. 
Белые, пушистые, 
Только не душистые. (Снежинки)

Высказывания детей.

 

 

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения.

Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.

 

 

 

 

 

Работа с карточками

Личностные УУД
Коммуникативные УУД
3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

Постановка проблемы

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
–  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока.
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

 

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

(Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Работа по карточкам

Мотивация к предстоящей деятельности

Портрет

 

 

 

Работа в парах (по карточкам)

Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
4. Первичное  восприятие произведения – Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
(слайды 5-20)
– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
Высказывания учащихся. (Звучит аудиозапись, видеоряд.) Коммуникативные УУД
6. Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!

Дети выполняют движения.    
7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми – При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. Чтение учащимися про себя. Самостоятельное чтение. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
8. Словарная работа – Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32).
Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – чтение в толковом словаре
предадимся – чтение в толковом словаре
Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.

Дети делятся на группы
и получают инструкционный лист.
После выполнения – презентация выполненной работы
Работа в группах
(со словарями)

 

Словарная работа

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
9. Анализ лирического стихотворения – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33).
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?

  Работа над текстом стихотворения Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
– Сколько строф в стихотворении? Ответы детей. (5)
– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?  
– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
– Как герой обращается к своей собеседнице?
(«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) (Настроения радостного ожидания, бодрости.)
– Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?
– Каким настроением окрашена вторая строфа?
(Печальное, тревожное)
– Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
– Как называется этот приём, используемый автором? (Олицетворение, сравнение.)
– Герой наблюдает за природой из окна.Прочитаем следующую строфу.
– Какое настроение у героя?
(Радостное, весёлое.)
– Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы.
– Приведите примеры.
 
– Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)
– Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.  
– Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)
– Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?
– Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
– Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
Ответы детей.
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)  
– Какой вывод можно сделать:
  • это стихотворение о красоте зимнего утра;
  • это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
 
11.Выразительное чтение стихотворения – Как это помогает передать его настроение?
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение).
Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу
Выразительное чтение стихотворения
(чтение в парах).
Дети читают стихотворение друг другу выразительно.
Работа в парах
Развитие навыков выразительного чтения.
Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
11. Игра «Художники» – Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. Работа в парах Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
13. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение  стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина      
12. Итог урока – С каким автором мы сегодня познакомились?
– Какое произведение читали?
– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.

img1.gif (1936 bytes) 

Оценивание учащихся.

(Учащиеся выбирают карточку и показывают).

Работа с карточками

  Коммуникативные УУД
Личностные УУД