Экологические проблемы на планете в целом выдвинули перед педагогикой задачу воспитания детей в духе ответственного отношения к природе. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объективам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Экологическое воспитание будет эффективным в
том случае, когда детям не просто передаются те
или иные знания, формируются отдельные
теоретические, оценочные и практические умения
экологического характера, а будет
выстроена целостная система работы.
Предложенный конспект организованной
образовательной деятельности с детьми может
быть использован в работе с детьми младшего
дошкольного возраста по проблеме экологического
воспитания.
Программные задачи:
- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны.
- Развивать память, речь, мышление.
- Воспитывать любовь к природе, к растениям, животным, птицам.
Пособие и материалы: игрушечный медвежонок; две картинки с изображением одной местности (весной и зимой); настольная лампа; таз со снегом; маска-шапочка совы; картинки с изображением грача, ласточки, утки; картинки для фланелеграфа с изображением признаком весны.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов, потешек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть.
(Воспитатель выставляет игрушечного медвежонка. У него в лапах две картинки с изображением одной местности (весной и зимой).
Медвежонок: Здравствуйте, дети! (Дети отвечают)
Воспитатель: Медвежонок, что ты принёс?
Медвежонок: Я принёс вам свои рисунки. На одном я нарисовал зиму, а на втором – другое время года. А какое, вы сейчас узнаете. (Воспитатель помогает медвежонку выставить картинки на доске.) Как вы думаете, где здесь зимняя картинка? (Ответы)
Воспитатель: Что в природе происходит зимой? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, зимой идёт снег, кругом сугробы, деревья все в снегу, дует холодный ветер. Что же нарисовано на другой картинке? (Ответы детей.) Верно, ярко светит солнышко, тает снег, появляются проталины, на ветках деревьев набухают почки.
Медвежонок: Так какое время года я здесь нарисовал? (Весну).
Медвежонок: Почему весной тает снег? (Ответы)
Воспитатель приглашает их подойти к столу, на котором стоит включённая лампа. Демонстрирует опыт «Таяние снега весной».
Воспитатель. Снег весной тает потому, что солнце уже не только светит, но и греет. На столе стоит лампа, пусть она будет нашим солнцем. Поднесите руку к лампе. Чувствуете тепло? (Да.) Давайте поставим таз со снегом под лампу и потом посмотрим, что будет.
2 часть
Медвежонок: Весной в лесу просыпаются животные. Вот и я проснулся. Другие звери меняют свои зимние шубки на летние. Вспомните, какие звери меняют шубки? (Зайчик, белочка).
Воспитатель. Правильно. А ещё весной возвращаются из тёплых краёв птицы. Как весело звучат их голоса! (Выставляет картинки с изображением грача, ласточки, утки.) Посмотрите, что это за птицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, всех птиц узнали и назвали.
Физминутка «День и ночь»
Воспитатель надевает маску-шапочку совы.
День стоит —
Сова наша спит.
Птички летают,
Червячков собирают.
(Дети бегают вокруг воспитателя.)
Наступает ночь –
Улетайте, птички, прочь!
(Дети разбегаются. Воспитатель догоняет детей.)
3 часть
Воспитатель. Пора посмотреть, что произошло со снегом. (Он растаял и превратился в воду).
Воспитатель. Вот так же происходит и в природе: солнце (указывает на лампу) начинает пригревать и снег тает (указывает на воду в тазу).
Воспитатель:
Весна, весна, красная,
Пришла весна ясная!
Птицы громко поют,
Долго спать не дают!
Итог
Воспитатель. Посмотрите, мишка для вас приготовил подарок, давайте посмотрим что там? (Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением солнышка для раскрашивания).