Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний, полученных по данной теме.

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление ЗУН учащихся, формирование умений мыслить при решении задач, умение выделять более удобный способ решения задания; отрабатывать навыки устного счета, навыки выполнения действий с десятичными дробями;
  • Воспитательные: воспитание математической культуры, умение объективно оценивать свою работу, свои возможности; воспитывать умение работать самостоятельно, в коллективе;
  • Развивающие: креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач, умение слушать, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, развитие кругозора, внимания, логического  и пространственного мышления, математической зоркости.

УУД

Коммуникативные: умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи, оценить полученные результаты.
Регулятивные: умение составлять план последовательности действий.
Познавательные: умение произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап. (Психологическая подготовка и мотивация к учебному процессу. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.) 2 мин.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости! Давайте их поприветствуем! ( Ребята поворачиваются к гостям – приветствуют их кивком головы). Присаживайтесь!
– Еще Конфуций  – древний мыслитель и философ Китая, говорил: «Три пути ведут к знаниям:
Путь размышления – самый благородный,
Путь поражения – самый легкий,
Путь опыта – самый горький».

Я надеюсь, что,  работая сегодня на уроке, вы постараетесь выбрать правильный путь…

2. Актуализация опорных знаний.  Устный счет. 6 мин.

– На доске, в таблице, зашифровано слово. Чтобы его узнать, вам необходимо найти значение каждого  выражения. Одному значению соответствует одна буква. Я буду произносить задание. Кто дает верный ответ, имеет право записать его на доске.

Учитель читает задание вслух,  дети дают ответы по поднятой руке. Задание на экране без знаков действий, что заставляет быть наиболее внимательными при слушании условия. (Приложение 1. Слайд 1)

2,5 – 1,6; 
5 + 0,35; 
2,6 – 0,1; 
3,7 х 10; 
0,7 х 3;
1,2 х 2; 
2,5 : 10.

Выразить в метрах:

12 см
45 дм

(Приложение 1.  Слайд 2. Проверь себя).

0,9      А
5,35    Л
2,5      М
37       О
2,1      И
2,4      П
0,25    Д
0,12м А
4,5м   И

– Теперь расставьте полученные числа в порядке убывания.(Приложение 1. Слайд3).

37   5,35     4,5     2,5     2,4     2,1     0,9     0,25     0,12

– Заменим числа соответствующими буквами и занесем их в таблицу. (Приложение 1. Слайд 4).

37     5,35     4,5     2,5     2,4     2,1     0,9     0,25     0,12
О        Л        И        М        П       И        А        Д        А

– Какое слово получили? (Олимпиада).
– Верно! Молодцы!

Учитель дает  краткую информацию об Олимпиаде. (Приложение 1. Слайд 5). 4-5 мин.

– В этом году наша страна стала центром великого события: Зимних ХХ II Олимпийских игр. Кто может ответить:
– Где впервые проводились Олимпийские игры?
– В каком году состоялись I Олимпийские игры?
– Как часто они проводятся?
– Первое документальное подтверждение празднования Олимпийских игр  отмечено в 776 году до н. эры в Древней Греции, в Олимпии. Это был большой спортивный праздник, на время проведения игр объявлялось священное перемирие. Победителей на спортивных состязаниях почитали как героев на войне.
– За несколько недель до открытия Олимпиады, по традиции, на горе Олимп зажигали Олимпийский огонь, факел которого доставлялся к месту проведения игр. Факел с Олимпийским огнем ХХII Олимпиады побывал во всех городах-героях нашей страны. И потом был доставлен в Сочи-место проведения Олимпиады.
Олимпийские игры проходят каждые четыре года. Каждая Олимпиада включает новые виды соревнований. Сочинская Олимпиада были включены 6 новых спортивных дисциплин. Среди них:
В соревнованиях приняли участие 88 стран, разыграны комплекты наград в 91 дисциплине. Спортсмены России достойно выступили на этих международных соревнованиях, заняв во всех основных видах призовые места. Показали незаурядные способности, силу воли, упорство, стремление к победе. В активе россиян 13 золотых, 11 серебряных  и 9 бронзовых медалей.
Зимние Олимпийские игры уже стали историей. Россия достойно провела Олимпиаду. Но совсем скоро,  с 7 по 16 марта в Сочи будут проходить еще одни игры. Кто скажет о каких играх идет речь? (О паралимпийских играх)
– Кто является их участниками? (Они проводятся для спортсменов с ограниченными возможностями)
– Это уже ХI Паралимпиские игры. В них примут участие спортсмены из 45  стран. Будет разыграно 72 комплекта медалей в 5 видах спорта. Талисманом Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка.(Приложение 1. Слайд 6).

3. Этап применения знаний и способов действий (15 мин.)

–  Сегодня на уроке мы с вами проведем свою Олимпиаду. Вам предстоит пройти несколько этапов, чтобы достичь «олимпийских результатов».

1. Решение задач. (Индивидуальный зачет). Приложение 1.Слайд 7.

Задача 1.

Со старта вышли два лыжника. Скорость одного из них 10,8 км/ч, а скорость другого равна 11,1 км/ч. Какое расстояние будет между лыжниками через 2 часа после выхода?
– Какой рисунок соответствует условию задачи? ( Приложение 1. Слайд 8).
– К какому типу задач на движение относится данная задача?
– Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Каким способом удобнее решать задачу?

1) 11,1 – 10,8 = 0,3 (км/ч) скорость удаления второго лыжника.
2) 0,3 х 2 = 0,6 (км)

Ответ: через 2 часа между лыжниками будет 0,6 км.

(1 ученик решает задачу у доски, остальные – в тетрадях)

Задача 2. Приложение 1. Слайд 9.

В командном зачет по фигурному катанию команды России и Германии набрали 329,7 очков. Причем команда России набрала в два раза больше очков, чем команда Германии. Какое количество очков набрала каждая команда?
– Какой способ решения данной задачи целесообразнее использовать?
– Почему удобнее эту задачу решать с помощью уравнения?
– Что лучше принять за неизвестное?

Составим таблицу:

Команда России       (2Х) очков           
Команда Германии         Х очков


   }329,7 очков; ( Х + 2Х ) очков


Составим уравнение:

1) Х + 2Х =329,7;
3Х = 329,7;
Х = 329,7 : 3;
Х = 109,9.

2) 109,9 Х 2 = 219,8(очков).

Ответ: команда России набрала 219,8 очков, а команда Германии – 109,9 очков.

2. Проведение  самостоятельной работы в группах (5 мин.)

– Теперь вам надо принять участие в командном зачете.
У каждого из вас на столе лежит конверт. Достаньте из него карточку № 1. (Приложение 2)

(Работа в парах)

Задание 1. Решить уравнение: 2а – 360,2 = 159,2;

Задание 2. Упростить и найти значение выражения при к = 100:

100к + 5,063к + 30,6к.

Проверим решение.(Приложение 1. Слайд 10).

Ответы:1).259,7;
2).13566,3.
–Если задания выполнены верно – на полях поставьте  «+», если допущены ошибки – отметьте. Нужно будет выполнить работу над ошибками.

4. Этап обобщения и систематизации знаний.( Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями) 4 мин.

– Достали из конверта карточку № 2. (Приложение 2)
– Из представленных заданий вам нужно выбрать одно. (на ваш выбор)

Задания помечены знаками. Каждый указывает на степень сложности задания. (Приложение 1. Слайд 11.)

Карточка 2.

Вычислить: 

 

5. Этап рефлексии

– Подходит к концу наш урок.
Я предлагаю вам оценить свою работу. (Приложение 2).
Достаньте из конверта последнюю карточку. (На столах лежат маркеры). Раскрасьте ее красным цветом – отлично, если своей работой довольны, зеленым – хорошо, неплохо поработал, синим – удовлетворительно, надо приложить усилия.
– На доске «пьедестал почета». Я каждому из вас предлагаю разместить свой знак на 1, 2 или 3 место соответственно «турнирной таблицы».

– МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!