Множество натуральных чисел

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: закрепление ЗУН учащихся, формирование умений мыслить при решении задач, умение решать задания более удобным способом;
  • Воспитательные: воспитание математической культуры, умение оценивать свои возможности;
  • Развивающие: развитие кругозора, внимания.

УУД

  • Коммуникативные: умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задач.
  • Регулятивные: умение составлять план последовательности действий.
  • Познавательные: умение произвольно и осознанно владеть общим приемам решения задач.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска mimio.

Материал для урока: карточки с заданием для каждого ученика Приложение 3, презентация Приложение 1, вопросы для разминки Приложение 2.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Психологическая подготовка и мотивация учащихся к учебному занятию.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Разминка: (Приложение 1, слайд 2).(6 мин)

На экране предположительные  ответы  и пустая таблица, в котором открывается  зашифрованная буква, при нажатии на правильный ответ.
– Начинаем разминку.  Чтобы узнать какое слово зашифровано на экране, вам нужно ответить на вопросы (Приложение 2). Каждому ответу соответствует буква. Кто отвечает правильно на вопрос получает право открыть зашифрованную букву. (Учитель читает вопросы в слух,  дети отвечают по поднятой руке. Кто находит правильный ответ, получает право открыть букву.)
На экране открывается имя Леонардо да Винчи.
– Что вы знаете про Леонардо да Винчи? (Приложение 1, слайды 3-13, во время рассказа слайды переключаются автоматически)
– Имя Леонардо да Винчи тесно связано с мировой культурой эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи.
Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор... Все это — Леонардо да Винчи. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума. О нем написано очень много, но до сих пор он является самой загадочной фигурой того времени. При детальном изучении теоретических трудов да Винчи, ученые доказали, что «патент» на вертолет, парашют, автомобиль и многие другие изобретения принадлежат именно Леонардо да Винчи.
– Мы с вами умеем выполнять арифметические действия, решать задачи алгебраическим способом. Сегодня последний урок по теме «Множество натуральных чисел», а подвести итог нам поможет великий гений.
Девиз урока: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории». (Приложение 1, слайд14)
– Как вы понимаете это высказывание?
– Конечно без знания теории невозможно решать и математические задания.

3. Этап применения знаний и способов действий (Приложение 1, слайды 15-16).

Решение уравнений: (7мин)

– Что вы понимаете под заданием найти корень уравнения?
– Как найти неизвестный делитель? Приведите пример.
– Продолжите предложение: «Чтобы найти неизвестное делимое, нужно …» Приведите пример.
– Для решения вам предлагается  3 уравнения на выбор, они разные по сложности. Вам нужно решить только одно. У вас 3 минуты. (Задача учителя обеспечить закрепление изученного материала с учётом индивидуальных особенностей школьников. Ученик сам выбирает задание, оценивая свои силы).

  • 33х–17х+14=558 (1б.) (Ответ: х=34.)
  • 27х–14х+38+15х=990 (2б.) (Ответ: х=34.)
  • 1620:(19–х:36)=108 (3б.) (Ответ: х=15.)

У доски работают 3 ученика, которые первыми решили правильно уравнения.
Дети сверяют свое решение с решением у доски, ставят себе на полях баллы  только за самостоятельно выполненную работу.

Решение задач разной сложности (15 мин):  

«Любое препятствие преодолевается настойчивостью», – говорил да Винчи (Приложение 1, слайд17-18). Какие препятствия преодолеваются на наших уроках? Конечно решаем задачи.  На выбор вам предлагается 2 задачи. Прочитайте про себя эти задачи и выберите 1 задачу, для самостоятельного решения. У вас 5 минут.

Задача №1.

Длина прямоугольника равна 12 см и она больше ширины в 3 раза. Найдите периметр прямоугольника. (2 балла) (Ответ: периметр прямоугольника равен 32 см.)

Задача №2

Длина прямоугольного параллелепипеда на 12см больше ширины, и в 2 раза больше высоты. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда если высота равна 8 см. (3 балла) (Ответ: объем прямоугольного параллелепипеда равен 512 см3 .)
По истечении времени  начинается обсуждение и решение у доски сначала легкой, а потом сложной задачи, остальные ребята сверяют свои решения.
Анализ задач:
– Что нам известно?
– Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос?
– Как вы предлагаете решить задачу?
– Сколько неизвестных компонентов в этой задаче?
– Поставьте себе на полях тетради балл только за самостоятельно решенную задачу (обеспечение учителем развития у школьников способности к оценочным действиям).

4. Этап обобщения и систематизации знаний. Решение задачи на движение (5мин).

Задача №3 (Приложение 1, слайд 19)

Из одной станции в противоположные направления выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость движения мотоциклиста в 3 раза больше скорости велосипедиста. Через 5 часов между ними было 300 км.

Найдите скорость мотоциклиста.


«Кто мало думает, тот много ошибается» – говорил Леонардо (Приложение 1, слайд 20).
– А чтобы вы не допустили ошибок при решении задач попробуйте ответить на вопросы:
– Какого типа эта задача?
– Какие бывают движения?
– Какой рисунок соответствует условию задачи?
– Чему равна скорость с которой удаляются эти объекты?
– Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос?
– Что нужно найти для этого?
– Как вы предлагаете решить задачу?
– Что нужно взять за неизвестное?

Решение:

Пусть скорость велосипедиста х км/ч, тогда скорость мотоциклиста – 3х км/ч. Через 5 часов расстояние между ними будет 5 (х+3х) км, а это – 300 км.

1) Составим и решим уравнение:

5(х + 3х) = 300;
4х = 300 : 5;
4х = 60;
x = 60 : 4;
x = 15.
2)  3х=3*15=45(км/ч)

Ответ: скорость мотоциклиста 45 км/ч.

5. Этап рефлексия: посчитайте количество баллов набранных вами за самостоятельные работы, это и есть ваша оценка за урок.

«Слава — в руках труда» – говорил  великий гений. Ребята вы сегодня трудились на славу, молодцы!

6. Этап информации о домашнем задании (Приложение 1, слайд 21).
Вам предлагается дома подумать над двумя загадками Леонардо да Винчи.
1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать. (яма)
2. Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет; будут слышать того, кто не говорит. (сон)
На этом наш урок окончен. Спасибо!

Список литературы:

  1. А. П. Ершова, В. В. Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы»
  2. http://volna.org/mhk_i_izo/gienii_lieonardo_da_vinchi.html
  3. worldleonard.h1.rudoc/leonardo/leon_008.html