Цели:
- показать роль лесов в биосфере и жизни человека;
- учить устанавливать взаимосвязи растений и животных;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: клей, голоса птиц в лесу, бейсболки, задания группам.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя: лесные экосистемы играют важнейшую роль в поддержании экологического равновесия отдельных ландшафтов, обширных территорий и биосферы в целом.
Цель нашего урока: показать роль лесов в жизни планеты и человека. Работать мы будем в группах, для того, чтобы работа была продуктивной, попрошу команды выбрать капитана, работать дружно, отвечать полными ответами. Я попросила наших гостей наблюдать за вашей деятельностью и определить самую дружную, самую активную команду. Капитаны, подойдите ко мне. Я думаю, что все вы были в лесу, знаете, какую роль играет лес, и, тем, не менее, мы начнем именно с экологической оценки роли лесов.
Задание 1: «Во Франции в 18 веке было 17 млн. га леса, в 19 веке осталось 8 млн. га. Сжигающий поля ветер – сирокко – распространился в Италии в результате уничтожения лесов в Аппенинах. Наводнения, сели, смыв почвы и ее иссушение участились во всех странах». Объясните роль лесов.
После обсуждения, команды называют по очереди.
– Дополните, какую роль выполняет лес в жизни биосферы и человека.
Лес – важнейший участник круговоротов воды и
углекислого газа. Леса испаряют влагу, лес
поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
Лес – очиститель загрязненных вод.
Лес очищает атмосферу от загрязнения.
Лес укрепляет почвы.
Без леса нарушается водный режим ландшафта, так
как вода плохо впитывается поверхностными
слоями почвы под нелесной растительностью и
скатывается в ручьи и реки, увлекая за собой
частицы почв.
Задание 2: «Общая площадь лесов мира составляет 4,2 млрд га, из них 45% – леса России, на каждого россиянина приходится по 12 га леса. 1 гектар зеленых насаждений за час очищает воздух от 8 кг СО2 (выделяемого за это время при дыхании 200 человек). Взрослое дерево за сутки выделяет 180 л кислорода». Вопрос группам: Какие виды деревьев произрастают на территории нашего округа? Назовите 10 видов деревьев, встречающихся в наших лесах. Почему северные экосистемы более ранимые, более чувствительны к загрязнению?
«Животные и лес». Назовите защитников леса. Какие животные, на ваш взгляд, приносят большую пользу лесу. Предлагаю вам составить «Великолепную пятерку» защитников леса. Группы представляют результаты. Предполагаемые ответы учащихся: «Птицы: синица в день скармливает птенцам до 300 насекомых, скворец – до 200. Насекомые опыляют лесные растения (пчелы), муравьи (уничтожают вредителей). Пять муравейников надежно защищают 1 гектар леса». Чем полезны кукушки?
«Экологические проблемы». Мы провели опрос среди учащихся нашей школы и задали им два вопроса: Нравится ли вам погода этой весной? Считаете ли вы, что в изменении климата виновен человек? Результаты опроса.
«Пирамида ценностей». Я предлагаю вам познакомиться с мнением отдельных людей на экологические проблемы. Обсудите в группе. Вам нужно выбрать самую важную, на ваш взгляд, и объяснить свой выбор. Затем две чуть менее важные.
Выживание планеты более важно, чем выживание человечества. Мы должны действовать в соответствии с нуждами планеты и ее экосистем. | Виды, находящиеся на грани исчезновения, должны быть под защитой, иначе последующие поколения смогут увидеть их только на картинке или в музее. |
Нужно бороться с загрязнением воздуха. Нельзя мириться с участившимися заболеваниями людей. | Наиболее важные виды – это те, которые стоят в начале пищевых цепей, поэтому человек как вид не так важен для существования планеты |
Все животные и растения имеют такие же права на существование, как и мы. | Мы должны заботиться о Земле не потому, что унаследовали ее от наших предков, а потому, что мы «заняли» ее у наших детей. |
Необходимо снизить уровень загрязнения. Глобальное потепление, вероятно, увеличит количество засух в Африке. Если мы вредим планете – мы вредим себе. | Следует остановить истощение озонового слоя. Повышение уровня УФИ может привести к заболеваниям кожи у людей. |
Природная окружающая среда должна эксплуатироваться с использованием сберегающих технологий. | Мировая проблема перенаселения и нехватки ресурсов – проблема уровня потребления в развитых странах, а не проблема увеличения численности населения в развивающихся. |
«Лес и человек». Какова роль леса в жизни человека?
Лес – источник пищевых и лекарственных
растений (стр.151, 242).
Лес – это охотничьи угодья, где добывают
промысловых животных.
Лес – место отдыха людей. Зеленый цвет
успокаивает нервную систему, а чистый воздух,
напоенных запахами цветов и трав, благотворно
влияет на организм.
Лес – поставщик древесины.
«Просит прийти на помощь». Я думаю, что вы согласитесь, что лес сможет существовать без человека, а вот человек без леса – нет. В последние годы на территории нашего округа происходит сокращение не только лесных ресурсов, но и растительности, животных. Кто же виноват в этом? Главные негативные факторы, влияющими на сокращение являются с. 151. Какие из этих составляющих зависят от каждого из вас? Предлагаю вам подумать, что же можем сделать мы. Назовите животных, занесенных в Красную книгу, растения (с. 238).
«Вопрос – ответ».
- Когда созревают семена в шишках кедра сибирского (сосны кедровой сибирской), кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них только лучшие семена. Часть съедает, остальные зарывает про запас и не всегда находит свои «кладовые». Какое значение для леса имеет такое поведение кедровки?
- В реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водотоках, где нет бобров. Как это объяснить?
- Северные олени летом откочевывают на побережье морей, а с наступлением холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие кочевки?
- Подумайте, какие изменения произойдут в жизни леса, если уничтожить хищных птиц? Провести борьбу с гнусом?
- Детям очень хотелось, чтобы в их комнате всю зиму росла березка с зелеными листьями. Летом они очень осторожно выкопали небольшую березку, пересадили в кадку с почвой, перенесли в комнату и поставили у окна с солнечной стороны. Деревце прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход, листья стали желтеть и опадать. Почему?
Рефлексия. Предлагаю вам составить синквейн и посвятить его лесу или лесному жителю.
Слово предоставляется жюри: «Самая дружная команда», «Самая эрудированная», «Самая активная».
Литература:
Экология леса. Хрестоматия: Учебно-методическое пособие/Н.А.Иванова, Т.С.Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общей редакцией Н.А.Ивановой. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 274 с.