Цели урока:
- Образовательные – познакомить учащихся со значением собирательных числительных, их образованием, с особенностями сочетания с именами существительными.
- Развивающие – развивать умение правильно употреблять в речи собирательные числительные, развивать память, внимание.
- Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг другу, умение ценить дружбу и товарищество.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма: урок-презентация.
Средства обучения: карточки, компьютерная презентация, наглядный материал.
Методы обучения: слово учителя, беседа, проблемный вопрос, демонстрация
Оформление доски: запись числа, темы урока, словарное слово, эпиграфа
Эпиграф:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен
И ты с числительным будь дружен.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие, подбадривание
2. Актуализация знаний
– Ребята, мы начали изучение интересной темы под названием «Имя числительное». С именами числительными мы сталкиваемся повсюду: на работе, в школе, в магазине, дома, когда играем в компьютерные игры, звоним по телефону. Без числительных нам было бы очень неудобно. Поэтому эпиграфом нашего урока я выбрала такое стихотворение:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен
И ты с числительным будь дружен.
– А вы хотите подружиться с именами
числительными?
– Но для этого мы должны хорошо усвоить данные
темы. Я вам приготовила интересные упражнения с
использованием имен числительных.
– Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы?
Презентация. Слайд 1
– Кто прочитает? (Отгадывание ребуса: 100 л, 100 л
б, 100 ляр, с3ж)
– А теперь посмотрите на экран и выполните
задание, кто первым прочитает стихотворение?
(2 слайд)
3 – три Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете и Как бы мне ухи3 ться Рассказать о троих У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш! |
У про100го 100рожа Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! |
– Интересно читать такие тексты? Действительно, с именами числительными можно придумывать самые разные ребусы, числительные очень часто употребляются в загадках, поговорках, пословицах. С некоторыми пословицами мы с вами познакомимся сегодня на уроке.
3. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке продолжим знакомство с
именами числительными.
– Что такое имя числительное? На какие вопросы
они отвечают? Вспомните, на какие разряды делятся
количественные числительные? (Целые, дробные,
собирательные)
– О каких числительных вы еще не говорили на
уроке? (Собирательные)
– Какую тему мы сегодня будем изучать?
(3 слайд)
– Откройте тетради и запишите тему нашего
урока.
– А как вы понимаете значение слова
собирательный? От какого слова оно образовано?
На доске запись:
собирательный – обобщенный, относящийся ко
многим предметам;
несколько предметов как одно целое.
– Какое значение больше подходит к теме
нашего урока?
– А как вы думаете, чему сегодня на уроке мы
должны научиться? Каковы наши задачи? (Дети
ставят цели и задачи урока)
– Давайте прочитаем, правильно ли
сформулировали наши цели.
(4 слайд)
– В конце урока проверим, все ли вы усвоили?
– Запишем в тетради пословицы по диктовку:
Семеро одного не ждут. Двое одному – рать. На гору десятеро тянут, под гору один столкнет.
– Значение какого слова вам непонятно? (Рать).
– Обратимся к толковому словарю:
Рать –
– Что общего в этих пословицах? О чем эти
пословицы? Объясните смысл одной из пословиц.
Провожу воспитательный момент о силе коллектива, о дружбе. Никогда не забывайте о том, что без друзей жить плохо и очень скучно, поэтому надо уметь дорожить дружбой, уметь ценить друзей, помогать друзьям в нужный момент.
– Найдите числительные? К какому разряду они
относятся? Семеро, двое –
это собирательные числительные, они обозначают
несколько человек как один.
– Ребята, посмотрите на экран и выполните
задание.
(5 слайд)
Два – двое, три – трое, четыре – четверо, пять –пятеро, шесть – шестеро, семь – семеро, восемь – восьмеро, девять – девятеро, десять – десятеро
– Кто сделает вывод об образовании
собирательных имен числительных?
– Каким способом образованы данные имена
числительные
– Спишите к себе в тетрадь все собирательные
числительные, сколько их получилось, добавьте
еще два числительных: оба, обе.
– Запомните, в русском языке всего 11
собирательных числительных, от других целых числительных
не образуются собирательные числительные.
– Откройте учебник, прочитайте параграф №65и
подготовьте рассказ о том, с какими
существительными сочетаются собирательные
числительные?
– А теперь сравните с записями с экрана. О
каких случаях сочетания (употребления) не
сказано в учебнике? Будьте внимательны.
(6 слайд – графическое правило) (Ответы детей).
(7 слайд, придумать и записать свои предложения)
– Выполнение задания учащимися, выборочное
чтение.
– Ребята, кто скажет, с именами какого рода не
употребляются собирательные числительные? (Ответы
детей)
4. Закрепление темы. Работа по учебнику
– Выполним упражнение 370 с комментированием.
Семерых конькобежцев, семерыми
конькобежцами, пятерым товарищам, о пятерых
товарищах, четверо велосипедистов, четверым
велосипедистам, двоими мотоциклистами, о двоих
мотоциклистах.
Троими лисятами, о троих лисятах, семерых козлят,
семерым козлятам.
!!! При косвенных падежах имен существительных можно двоякое употребление числительных – как собирательных, так и количественных: у семерых ребят – у семи ребят, четверыми санями – четырьмя санями
Физминутка.
Гимнастика для глаз. Посмотрите вдаль,
посмотрите к себе на кончик носа, повторяем три
раза. Повернитесь друг другу и похлопайте в
ладоши друг друга пять раз. Встали. Потянулись,
потянулись – сели, повторяем три раза.
Садитесь. Продолжаем работать. А теперь я
проверю, внимательны ли вы?
Посмотрите на экран.
8 слайд (рассказ)
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату
входит старший брат Пети, студент, будущий
учитель русского языка.
Он слышит только последнюю фразу, которую
прочитал Петя:
«Двое заколачивали щели новыми досками.
Шестеро удерживали их с веревками.»
– Уверен, что среди восьмерых работавших не
было ни одной женщины, – сказал брат.
Петя удивленно посмотрел на него:
– Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал
рассказ?
– Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой
фразе упоминаются необычные числительные,
которые имеют одну особенность…
– Какую? Ответьте! (Ответы детей)
– Прочитайте правило на странице 150 и
сделайте вывод об употреблении числительных оба,
обе (Ответы детей)
9 слайд – склонение числительных оба, обе.
И.п. – оба, обе
Р. п. – обоих, обеих
Д. п. – обоим, обеим
В. п. – Оба (обоих), обе (обеих)
Т. п. – обоими, обеими
П. п. – об обоих, об обеих.
– Теперь подберите к данным числительным подходящие имена существительные и просклоняйте полученное словосочетание. Мальчики выбирают оба, девочки – обе.
5. Проверка полученных знаний
– С какими же именами существительными вообще
не употребляются собирательные числительные?
Можно ли сочетать собирательные
числительные с названиями животных?
– С какими существительными сочетается
числительное обе?
Работа по карточкам (раздаю две карточки), объясняю, как выполнять работу.
Карточка №1. Подчеркнуть одной чертой те существительные, которые употребляются с данными собирательными числительными.
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы),
трое (ученик, ученица, мастерица, сани),
четверо (лисята, очки, подруга, малыш).
Карточка №2. Вместо точек вставить числительные оба, обе в нужной форме.
1) На … стенках висели стенды.
2) Хорошие отношения установились между …
странами, между …государствами.
3) …детей, брата и сестру, приняли в секцию.
4) «Держись крепче, … руками», – сказала мама.
5) С … сторон нависали густые кроны деревьев.
6) У … ребят отличные оценки.
Высвечивается слайд с правильными ответами.
– А теперь возьмите карандаши и проверьте себя по записям с экрана, если правильно, ставьте галочку, неправильно – прочерк. Поставьте себе оценку
Высвечивается слайд с нормами оценок. Тут же выставляю оценки
1 ошибка – оценка «5»
2-3 ошибки – оценка «4»
4-5 ошибок – оценка «3»
5 и более ошибок – «Повтори правило!»
6. Домашнее задание: стр. 149-150 правило, вспомните, как было изображено на экране этот параграф и составьте в тетради шпаргалку.
Подберите 5 пословиц с числительными о дружбе и запишите их в тетради. Устно выполните упр 373.
7. Подведение итогов. О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового мы узнали? Как мы должны относиться друг другу?
– Я вам раздам листочки, а вы ответьте на вопросы.
Высвечивается слайд с вопросами. Ответы собираю.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы словами «да», «нет»
1) Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2) Было ли тебе интересно?
3) Сумел ли ты получить новые знания?
4) Ты был активен на уроке?
5) Ты с удовольствием будешь выполнять
домашнее задание?
6) Учитель был внимателен к тебе?
7) Ты сумел показать свои знания?
– Спасибо за урок. До свидания.