Общая характеристика программы
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль для личностного развития и социализации учащихся. Приобщения их национальным, мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе изучения родного края у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути русского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном обществе. Курс может включаться в образовательный процесс, как кружок по выбору для детей, чей познавательный интерес по истории выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов, так как способствует более углубленному изучению отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу «История России». Переплетение фактов истории России с фактами Всемирной истории формирует понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекавших в различных мировых регионах. В учебниках по истории России не освещается краеведческий материал по истории родного края. Поэтому необходимо изучать историю родного края на краеведческом кружке.
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и играет большую роль в воспитании патриотизма, любви к Родине, своему краю, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся. Развитию различных компетентностей у учащихся. Краеведение играет важную социальную роль в жизни каждого народа .Оно сближает людей, вызывает у нас чувство патриотизма .И призвано прежде всего продемонстрировать силу и значение истории нашего государства и родного края.
Программа историко-краеведческого кружка разработана для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы на 2 года обучения. Данный кружок является предметно-ориентированным, входит в образовательную область «История России» и рассчитан на 136 часов (2 часа в неделю). Включает в себя теоретическую часть и практическую работу в школьном музее. Занятия проводятся после уроков и включены в школьное расписание. Кружок может быть использован для расширения и углубления базового уровня по истории. Авторская программа составлена на основе программы по истории и федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем и дополняет их краеведческим материалом по истории родного края.
Последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипедметнах связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей учащихся.Содействует реализации единой концепции исторического образования и проявления творческой инициативы учителя и учащихся. Особенность данного кружка заключается в том, что последовательность тем и количество часов для их изучения может легко варьироваться. Освоение программы данного кружка предполагает выход за рамки урочной организации учебного процесса: выполнение учебно –исследовательских работ, выступления на общешкольных мероприятиях и мероприятиях области, Головкинских юношеских областных краеведческих чтениях, олимпиадах, социальных проектах, конкурсов школьных музеев, областных профильных краеведческих сменах. А главное способствует гармоничному развитию личности.
Структура программы: Программа включает пять разделов : пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения материала, требования к уровню изучения краеведческого материала учащимися ,техническую базу, список используемой литературы.
Цель программы:
1.Увидеть и понять прогрессивное
значение развития нашего общества, осознать рост
духовного и материального уровня народа.
2.Изучить историю родного края, её взаимосвязь с
историей страны.
Задачи программы:
1. Изучение истории родного края с
древнейших времён и современности.
2. Знать яркие страницы из истории края.
3. Любить свой край, уважать земляков, беречь
природу, охранять исторические и природные
памятники.
4. Увидеть связь родного края с историей родины.
5. Развивать историческое мышление.
6. Почувствовать свою причастность к краю ,стать
достойным патриотом и наследником лучших
традиций края и страны.
7. Способствовать туристской работе.
Новизна программы.
Включает краеведческий, систематизированный материал по истории Сергиевского края, которого нет в учебниках по истории. теоретический и практический материал.
Планируемые результаты изучения данной программы
1) В результате обучения ученик должен знать и понимать:
- Историю родного края.
- Яркие страницы из истории края.
- Увидеть связь родного края с историей страны.
2) Умения и навыки учащихся:
1. Уметь работать с историческими и архивными документами и материалами.
2. Уметь брать интервью.
3. Давать историческую характеристику лицам.
4. Проводить экскурсии.
5. Работать с музейными материалами и документами.
6. Заниматься научно-исследовательской работой.
7. Писать рефераты, доклады, эссе. 2
8. Ходить в походы.
9. Создавать презентации.
10. Находить необходимую информацию в Интернете, анализировать её.
3) Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. Получение и оценки политической информации.
2. Участие в политической жизни страны, общественных и молодёжных организациях и мероприятиях.
3. Быть достойным гражданином и патриотом своей страны.
4. Заниматься проектной и научно-исследовательской деятельностью.
5. Формирование информационно-коммуникативной деятельности.
6. Навыки рефлексивной деятельности, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
7. Оценивать результаты своей деятельности, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими достижениями ,чертами своей личности, стремление быть патриотом своей страны.
4) В результате изучения у учащихся должны сформироваться:
1. Знания об истории родного края, которые способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
2. Коммуникативные способности, способности к творческому мышлению.
3. Социализация, мировоззренческое и духовное развитие личности, способной ориентироваться в окружающем мире ,быть востребованным в повседневной жизни.
4. Навыки учебно-исследовательской деятельности.
5. Интерес к истории своей страны и края.
6. Интерес к туристско-поисковой работе.
7. Навыки пользования Интернет ресурсами.
8. Использовать полученные знания об истории своей страны и края в общении с людьми других национальностей и культуры.
Формы работы:
Индивидуальные и групповые; лекция, беседа ,экскурсия, практическая работа с документами в архиве, музее, администрации, проведение экскурсий по селу походы, фестивали.
Техническая база:
1. Материалы историко-краеведческого
музея села Сергиевска.
2. Материалы школьного музея «Начало»
3. Материалы музея санатория «СМВ».
4. Документы и материалы Сергиевского районного
архива.
5. СМИ, «Сергиевская трибуна».
6. Работы местных краеведов.
7. ИКТ.
Содержание программы
I. Раздел. История Сергиевского края с основания до XVIII в.
Введение. Историческое краеведение. Памятники природы Сергиевского района. Исторические памятники. Основание Сергиевска .Наш первый краевед- А. Рычков. Местный краевед П.Д.Лупаев .Исторический вал. Заселение нашего края Оживление у Серных источников Калмыцкая гора. Серноводский Шихан. Пещера. Пугачёвцы в нашем крае.
Результат: Знать историю своего края ,её яркие страницы. Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере развития своего края. Уметь работать с картой, анализировать документы.
II. Раздел. Курорт «Сергиевские минеральные воды» История возникновение курорта. Деятельность курорта XIX-XXв. Известные люди курорта. Курорт во время ВОВ. Санаторий сегодня. Экскурсия по санат
Результат: Знать историю возникновения курорта и его деятельность в XIX-XXв. Уметь анализировать документы ,материалы.
III. Раздел. Наш край во время трёх революций в России 1905-1917г.Отголоски революционных событий в крае. Образование Совета рабочих депутатов. Создание РКСМ.
Результат: Знать революционные события края. Уметь работать с картой, архивными документами и материалами, обрабатывать информацию СМИ.
IV. Раздел. Огненные вёрсты Гражданской войны 1918-1922 г. Коллективизация края 30 г.Колчаковцы в нашем крае. Кривая берёза. Братья Плехановы. «Стелла». Первые колхозы. Кулацкие мятежи. Передовые колхозы: «Волна революции», «Победа».
Результат: Знать основные события гражданской войны .Рассказать о расстреле «красных» у Кривой берёзы, гибели братьев Плехановых. Познакомить с процессом коллективизации в крае .Уметь работать с картой, документами, анализировать события, давая историческую характеристику лиц
V. Раздел. Сергиевск во время войны 1941-1945 г.Суровые испытания. Труженики тыла. Дети войны. Наши земляки–Герои Советского Союза. Письма с фронта. «Никто не забыт– ничто не забыто». Экскурсия Сергиевский историко-краеведческий музей.
Результат: Знать какой вклад внесли наши земляки в дело Победы. Наших земляков-героев. Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере наших земляков. Уметь работать с картой, анализировать документы, давая историческую характеристику лицам. Развивать навыки поисковой работы.
VI. Раздел. Наш край во второй половине XX в . (50-90г).
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Строительство промышленных объектов. РМЗ. «Серноводский мясокомбинат». Маслозавод. АТП ПМК, «Перестройка в нашем крае». Инфраструктура района.
Результат: Знать социально-экономическое, политическое, культурное развитие края 50-90г. Уметь анализировать архивные документы и материалы. Обрабатывать материалы СМИ. Критически анализировать источники исторической информации. Развивать историческое мышление.
VII. Раздел. Современное развитие края в XXI веке.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. Духовное возрождение-открытие храмов и церквей. «Почётные жители села». Спорткомплекс «Олимп».
Результат: Знать современное развитие края. Уметь работать с документами, выражая сою точку зрения.
VIII. Раздел. Туристическая работа.
Однодневные походы.
Результат: Знать туристический маршрут. Развивать навыки пользования туристским снаряжением. Уметь ставить палатку, разжигать костёр. Собирать необходимый материал для выполнения заданий.
IX. Раздел. Практическая работа.
Работа в школьном музее. Собирать и обрабатывать необходимый материал для составления экспозиций. Поисковая работа по сбору материала.
Результат: Знать методы работы. Уметь собирать материал, составлять экспозиции. Анализировать архивные и музейные материалы. Развивать навыки поисковой работы.
Список используемой литературы
1. Архивные материалы Сергиевского районного
архива.
2. Н.С.Борисов «Методика
историко-краеведческой работы в школе».
Куйбышев, «КГПИ» 1987г
3. И.В.Васильев, Г.М.Матвеева «У истоков
Самарского Поволжья». Самара, «Самарский
университет», 1994г.
4. П.С.Кабытов, Л.М.Храмкова «Самарская
летопись».Самара, «Самарский университет»
1993г.(3-части).
5. И.О.Клубкова «Сергиевский район». Самара,
«Аги» 2009г.
6. П.Д.Лупаев «И назвать его городом
Сергиевск», «Серноводский Шихан», «Пещера»,
«Калмыцкая гора», «Сельская трибуна» 1988г.
7. Материалы Сергиевского
историко-краеведческого музея.
8. Материалы школьного музея «Начало».
9. В.В.Мурсков «Наш край в истории Самарского
Заволжья», «Сельская трибуна», 1976г.
10. Г.С.Савосин «Слово о Сергиевске». Самара,
«Аги», 2003г.
11. Сборник документов «Куйбышевская область в
годы войны 1941-1945г.», Куйбышев, «КГПИ», 1997г.
12. СМИ. Подбор материалов «Сельская трибуна»,
«Сергиевская трибуна».
13. В.Г.Яковлев, Б.Н Жуков. Курорт «Сергиевские
минеральные воды», «Самарский дом Печати», 1994 г.