Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: краеведческая программа


Общая характеристика программы

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль для личностного развития и социализации учащихся. Приобщения их национальным, мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

В процессе изучения родного края у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

Знания об историческом опыте человечества и историческом пути русского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном обществе. Курс может  включаться в образовательный  процесс, как кружок по выбору для детей, чей познавательный интерес по истории выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов, так как способствует более углубленному изучению отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу «История России».  Переплетение фактов истории России с фактами Всемирной истории формирует понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекавших в различных мировых регионах. В  учебниках по истории России не освещается краеведческий материал по истории родного края. Поэтому необходимо  изучать историю родного края  на краеведческом кружке.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и играет большую роль в воспитании патриотизма, любви к  Родине, своему краю, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся. Развитию различных компетентностей у учащихся. Краеведение играет важную социальную роль в жизни каждого народа .Оно сближает людей, вызывает у нас чувство патриотизма .И призвано прежде всего продемонстрировать силу и значение истории нашего государства и родного края.

Программа историко-краеведческого кружка разработана для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы на 2 года обучения. Данный кружок является предметно-ориентированным, входит в образовательную область  «История России» и рассчитан  на 136 часов (2 часа в неделю). Включает в себя теоретическую часть и практическую работу в школьном музее. Занятия проводятся после уроков  и включены в школьное расписание. Кружок может быть использован для расширения и углубления базового уровня по истории. Авторская программа составлена на основе программы по истории и федерального компонента государственного стандарта общего образования.  Программа  конкретизирует содержание предметных тем и дополняет их краеведческим материалом по истории родного края.

Последовательность изучения тем с учетом  межпредметных и  внутрипедметнах связей, логики учебного процесса , возрастных  особенностей учащихся.Содействует реализации единой концепции исторического образования и  проявления творческой инициативы учителя и учащихся. Особенность данного кружка заключается в том, что последовательность тем и количество часов для их изучения может легко варьироваться. Освоение программы данного кружка предполагает выход за рамки урочной организации учебного процесса: выполнение учебно –исследовательских работ, выступления на общешкольных мероприятиях и мероприятиях области, Головкинских юношеских областных краеведческих чтениях, олимпиадах, социальных проектах, конкурсов школьных музеев, областных профильных краеведческих сменах. А главное способствует гармоничному развитию личности.

Структура  программы:   Программа включает пять разделов : пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения материала, требования к уровню изучения краеведческого материала учащимися ,техническую базу, список используемой литературы.

 Цель программы:

1.Увидеть и понять прогрессивное значение развития нашего общества, осознать рост духовного и материального уровня народа.
2.Изучить историю родного края, её взаимосвязь с историей страны.

Задачи  программы:

1. Изучение истории родного края с древнейших времён и современности.
2. Знать яркие страницы из истории края.
3. Любить свой край, уважать земляков, беречь природу, охранять исторические и природные памятники.
4. Увидеть связь родного края с историей родины.
5. Развивать историческое мышление.
6. Почувствовать свою причастность к краю ,стать достойным патриотом и наследником лучших традиций края и страны.
7. Способствовать туристской работе.

Новизна программы.

Включает краеведческий, систематизированный материал  по истории Сергиевского края, которого нет в учебниках по истории.  теоретический  и практический материал.

Планируемые результаты изучения данной программы

1) В результате обучения ученик должен знать и понимать:

  • Историю родного края.
  • Яркие страницы из истории края.
  • Увидеть связь родного края с историей страны.

2) Умения и навыки учащихся:

1. Уметь работать с историческими и архивными документами и материалами.
2. Уметь брать интервью.
3. Давать историческую характеристику лицам.
4. Проводить экскурсии.
5. Работать с музейными материалами и документами.
6. Заниматься научно-исследовательской работой.
7. Писать рефераты, доклады, эссе.                  2   
8. Ходить в походы.
9. Создавать презентации.
10. Находить необходимую информацию в Интернете, анализировать её.

3) Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

1. Получение и оценки политической информации.
2. Участие в политической жизни страны, общественных и молодёжных организациях и мероприятиях.
3. Быть достойным гражданином и патриотом своей страны.
4. Заниматься проектной и научно-исследовательской деятельностью.
5. Формирование информационно-коммуникативной деятельности.
6. Навыки рефлексивной деятельности, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
7. Оценивать результаты своей деятельности, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими достижениями ,чертами своей личности, стремление быть патриотом своей страны.

4) В результате изучения у учащихся должны сформироваться:

1. Знания об истории родного края, которые способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
2. Коммуникативные способности, способности к творческому мышлению.
3. Социализация, мировоззренческое и духовное развитие личности, способной ориентироваться в окружающем мире ,быть востребованным в повседневной жизни.
4. Навыки учебно-исследовательской деятельности.
5. Интерес к истории своей страны и края.
6. Интерес к туристско-поисковой работе.
7. Навыки пользования Интернет ресурсами.
8. Использовать полученные знания об истории своей страны и края в общении с людьми других национальностей и культуры.

Формы работы:

Индивидуальные и групповые; лекция, беседа ,экскурсия, практическая работа с документами в архиве, музее, администрации, проведение экскурсий по селу походы, фестивали.

Техническая база:

1. Материалы историко-краеведческого музея села Сергиевска.
2. Материалы школьного музея «Начало»
3. Материалы  музея санатория «СМВ».
4. Документы и материалы Сергиевского районного архива.
5. СМИ, «Сергиевская трибуна».
6. Работы местных краеведов.
7. ИКТ.

Содержание программы

I. Раздел. История Сергиевского края с основания до XVIII в.

Введение. Историческое краеведение. Памятники природы Сергиевского района. Исторические памятники. Основание Сергиевска .Наш первый краевед- А. Рычков. Местный краевед П.Д.Лупаев .Исторический вал. Заселение нашего края Оживление у Серных источников Калмыцкая гора. Серноводский  Шихан. Пещера. Пугачёвцы в нашем крае.

Результат: Знать историю своего края ,её яркие страницы. Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере развития своего края. Уметь работать с картой, анализировать документы.

II. Раздел. Курорт «Сергиевские минеральные воды» История  возникновение курорта. Деятельность курорта XIX-XXв. Известные люди курорта. Курорт во время ВОВ. Санаторий сегодня. Экскурсия по санат

Результат:  Знать историю возникновения курорта и его деятельность в XIX-XXв. Уметь анализировать документы ,материалы.

III. Раздел.  Наш край во время трёх революций в России 1905-1917г.Отголоски революционных событий в крае. Образование Совета рабочих депутатов. Создание РКСМ.

Результат:  Знать революционные события края. Уметь работать с картой, архивными документами и материалами, обрабатывать информацию СМИ.

IV. Раздел. Огненные вёрсты Гражданской войны 1918-1922 г. Коллективизация края 30 г.Колчаковцы в нашем крае. Кривая берёза. Братья Плехановы. «Стелла». Первые колхозы. Кулацкие мятежи. Передовые колхозы: «Волна революции», «Победа».

Результат:  Знать основные события гражданской войны .Рассказать о расстреле «красных» у Кривой берёзы, гибели братьев Плехановых. Познакомить с процессом коллективизации в крае .Уметь работать с картой, документами, анализировать события, давая историческую характеристику лиц

V. Раздел. Сергиевск во время войны  1941-1945 г.Суровые испытания. Труженики тыла. Дети войны. Наши земляки–Герои  Советского Союза. Письма с фронта. «Никто не забыт– ничто не забыто». Экскурсия  Сергиевский историко-краеведческий музей.

Результат: Знать какой вклад внесли наши земляки в дело Победы. Наших земляков-героев. Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере наших земляков. Уметь работать с картой, анализировать документы, давая историческую характеристику лицам. Развивать навыки поисковой работы.

VI. Раздел. Наш край во второй половине XX в . (50-90г).

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Строительство промышленных объектов. РМЗ. «Серноводский мясокомбинат». Маслозавод. АТП  ПМК, «Перестройка в нашем крае». Инфраструктура района.

Результат:  Знать социально-экономическое, политическое, культурное развитие края  50-90г. Уметь анализировать архивные документы и материалы. Обрабатывать материалы СМИ. Критически анализировать источники исторической информации. Развивать историческое мышление.

VII. Раздел. Современное развитие края в XXI веке.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. Духовное возрождение-открытие храмов и церквей. «Почётные жители села». Спорткомплекс «Олимп».

Результат:  Знать современное развитие края.  Уметь работать с документами, выражая сою точку зрения.

VIII. Раздел. Туристическая работа.

Однодневные походы.

Результат:  Знать туристический маршрут. Развивать навыки пользования туристским снаряжением. Уметь ставить палатку, разжигать костёр. Собирать необходимый материал для выполнения заданий.

IX. Раздел. Практическая работа.

Работа в школьном музее. Собирать и обрабатывать необходимый материал для составления экспозиций. Поисковая работа по сбору материала.

Результат:  Знать методы работы. Уметь собирать материал, составлять экспозиции. Анализировать архивные и музейные материалы. Развивать навыки поисковой работы.

Список  используемой  литературы

1. Архивные материалы Сергиевского районного архива.
2. Н.С.Борисов «Методика историко-краеведческой работы в школе». Куйбышев, «КГПИ» 1987г
3. И.В.Васильев, Г.М.Матвеева  «У истоков Самарского Поволжья». Самара, «Самарский университет», 1994г.
4. П.С.Кабытов, Л.М.Храмкова  «Самарская летопись».Самара, «Самарский университет» 1993г.(3-части).
5. И.О.Клубкова «Сергиевский район». Самара, «Аги» 2009г.
6. П.Д.Лупаев «И назвать его городом Сергиевск», «Серноводский  Шихан», «Пещера», «Калмыцкая гора», «Сельская трибуна» 1988г.
7. Материалы Сергиевского историко-краеведческого музея.
8. Материалы школьного музея «Начало».
9. В.В.Мурсков «Наш край в истории Самарского Заволжья», «Сельская трибуна», 1976г.
10. Г.С.Савосин «Слово о Сергиевске». Самара, «Аги», 2003г.
11. Сборник документов «Куйбышевская область в годы войны 1941-1945г.»,  Куйбышев, «КГПИ», 1997г.
12. СМИ. Подбор материалов «Сельская трибуна», «Сергиевская трибуна».
13. В.Г.Яковлев, Б.Н Жуков. Курорт «Сергиевские минеральные воды», «Самарский дом Печати», 1994 г.

Приложение