Тип урока: комбинированный урок 2 часа.
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с основными видами декоративно-прикладного искусства русского народа и заинтересовать их в овладении техникой исполнения различных видов вышивки, мережки, строчки, плетения кружев, аппликации.
- На практической части урока освоить технику выполнения мережки.
Оборудование: рисунки русского национального костюма, образцы старинных русских вышивок ( скатерти, домотканые вышитые рушники, вышитая мужская рубашка), вязанные салфетки, кружева, изделия в технике макрамэ, ришелье, салфетки со строчевой вышивкой, мережкой, журналы мод, ткань, нитки, ножницы, наперстки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие в историю русского народа, прикоснемся к прекрасному, к тому, что на протяжении веков украшало быт русского народа и до нашего времени вносит в нашу жизнь радость.
3. Сообщения учащихся
3.1. За много веков русский народ создал
замечательные виды декоративного искусства.
Жители нашей страны украшали свою одежду и
предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из
поколения в поколение отрабатывались,
улучшались узоры, цветовые решения и технические
приемы одного из древнейших и любимейших видов
декоративно-прикладного искусства вышивания.
В построении узоров чаще всего используют
орнаментальные полосы различной ширины, где
повторяются в определенной
последовательности одинаковые элементы узора.
Иногда эти элементы не повторяются, а образуют
свободную композицию, построенную по принципу
симметрии или равновесия ( например, в вышивке
ковров, панно, наволочек на диванные подушки.)
3.2. Большое место в узорах русской вышивки
занимает геометрический орнамент и
геометризированные формы растений и животных.
Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего куста
или дерева, птицы, а также ромба с его
разновидностями, квадратов, треугольников,
звезд. Являются основными в узорах народной
вышивки. Эти мотивы имели символическое
значение. Так в форме ромба изображалось солнце,
женская фигура и цветущее дерево олицетворяли
плодородие земли, птица символизировала
наступление весны.
3.3. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. В ней преобладают счетные швы. В крестьянских семьях прошлых веков эти швы имели широкое применение для украшения одежды. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко было вышивать по прямой нитке. В одежде вышивали оплечья, разрез на груди, низ рукавов, юбки, а также соединительные швы.
3.4. Основными тканями, использовавшимися для
народной крестьянской одежды, были домотканые
холст и шерсть простого полотняного
переплетения, а середины ХIХ века – фабричные
шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных
цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец,
цветной кашемир.
Узоры тканные и вышитые, выполнялись
льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными
нитками, окрашенными растительными красителями.
Гамма цветов яркокрасочна: белый, красный, синий,
черный, коричневый, желтый, зеленый.
3.5. Вязание крючком, также как и вышивание пользовалось большой любовью у рукодельниц. Его история уводит нас в далекое прошлое. Вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца ХVIII века ,и заниматься им стали женщины, собирающиеся на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц.
4. Демонстрация выставленных работ – образцов декоративно-прикладного искусства нашего района с комментариями учителя:
Наверняка каждый из вас, порывшись в бабушкиных сундуках, сможет найти старые искусно вышитые и выстроченные скатерти, салфетки, дорожки и покрывала, и удивиться, что всю эту красоту можно сделать своими руками, было бы на это желание, запас терпения и усидчивости. Рукоделие – занятие не только увлекательное, но и таящее в себе большие творческие возможности.
5. Национальные традиции в современной одежде. Работа с журналами мод
Готовясь к сегодняшнему уроку, я просмотрела
много современных журналов мод и практически в
каждом из них я нашла модели с элементами
декоративно-прикладного искусства. Посмотрите
на это великолепие, такого вы на рынке не увидите.
Такое можно изготовить только своими руками.
Каждому хочется сделать свой дом красивым,
уютным, не похожим на другие. Такие мелочи
украшают жилище.
6. Практическая часть урока: выполнение салфетки с элементами мережки.
6.1. Демонстрация образцов салфеток с элементами
мережки.
6.2. Изложение хода практической работы.
6.3. Напоминание о правилах по технике
безопасности.
6.4. Пожелания приятных минут творчества.
6.5. Контроль и практическая помощь учителя во
время работы.
6.6. Заключительный контроль качества, оценка и
самооценка выполненных работ.
6.7. Уборка рабочих мест.
6.8. Задание на дом: оформить работы в альбом.