Цель: обсудить с учащимися, что компьютер может быть помощником, врагом и другом; сформулировать правила при работе на компьютере.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Компьютер быстро вошел в
нашу жизнь. Еще несколько лет назад было
редкостью увидеть какой-нибудь персональный
компьютер – они были, но были очень дорогие, и
даже не каждый мог иметь у себя дома компьютер. А
теперь? Теперь в каждом втором доме есть
компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь
человека.
– А у вас дома работает компьютер? (Ответы
детей)
– Послушайте рассказ, написанный одним из
учеников нашей школы.
Мой друг компьютер
Дедушка Абдулла подарил моему папе в день
рождения компьютер. Папа очень обрадовался:
– Этому другу сразу надо выделить определенную
комнату.
А когда я посмотрела на него с удивлением, он
сказал:
– Да, да, он будет другом всей нашей семьи, а твоим
– с особенности.
Вот и установили этого друга в отдельной комнате.
Папа теперь в компьютере что-то читает, мама
печатает, а дед планирует, как строить дачу. Папа
и меня научил работать на компьютере. Я играю с
ним в разные игры, рисую, пишу стихи, занимаюсь
математикой, английским, русским, башкирским
языками. Мой друг умеет играть и в шахматы. С ним
мне интересно, и он никогда не надоедает.
Бабушка говорит, что нельзя злоупотреблять
дружбой, надо и отдохнуть друг от друга, а то
будет вред для здоровья.
Поэтому я встречаюсь с компьютером один раз в
день по 15 минут. Больше и нельзя, потому что у меня
ещё много и других друзей по школе, по двору, по
улице.
– Для каких же целей можно «заводить» дома персональный компьютер?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод: используя домашний компьютер, соответствующие программные средства и периферийные устройства, можно:
– играть в компьютерные игры;
– проводить обработку текстов при написании
документов;
– обучаться иностранным языкам, изучать историю
и другие предметы;
– рисовать;
– играть на «музыкальных инструментах»;
– составлять собственные программы.
В основном учащиеся используют компьютер для
игр, написания рефератов, докладов. Что, в общем,
хорошо отражается на учебе, следовательно,
компьютер наш помощник!
– Или враг? Когда же компьютер может стать
врагом? (Ответы детей)
Особенно вреден компьютер для здоровья детей.
Даже если ваш компьютер безопасен и отвечает
стандартам качества, он все-таки может причинить
вред тебе.
– Какие же опасности подстерегают при работе с
этой умной машиной? (Ответы детей)
1. Компьютер работает под высоким электрическим
напряжением, и поэтому при неисправной проводке
возможно поражение электрическим током или
возгорание монитора (если закрыты
вентиляционные отверстия).
2. Опасно электромагнитное излучение от
различных деталей компьютера, в первую очередь
от монитора и системного блока.
3. Сильная нагрузка на глаза при долговременной
работе на близком расстоянии от экрана монитора
приводит к ухудшению зрения.
4. Повышенный уровень шума при работе компьютера
и принтеров создает дополнительную нагрузку на
мозг.
5. Пониженная влажность воздуха, повышенное
содержание пыли и недостаток аэроионов (легких
отрицательно заряженных молекул кислорода) в
помещении, где работают компьютеры, приводят к
снижению иммунитета организма человека.
6. Возникают дополнительная нагрузка на
позвоночник и утомление при неправильной
организации рабочего места.
7. Опасны повышенные нервно-психические и
эмоциональные нагрузки при работе на компьютере.
Вспомните, как вы переживаете, играя в
компьютерные игры.
– Что же делать, чтобы компьютер был не тайным врагом, а помощником? (Приложение 1, слайд 2: разбираем по пунктам)
В первую очередь – берегите глаза!
Упражнение 1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы,
на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы
глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1– 6.
Повторить 4—5 раз.
Упражнение 2
Не поворачивая головы, посмотреть направо и
зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем
посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. аналогичным
образом проводятся упражнения, но с фиксацией
взгляда влево, вверх, вниз.
Повторить 2 раза.
Упражнение 3
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—15.
Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, сидеть нужно прямо перед ним, а не сбоку. Экран и комната должны быть освещены равномерно. Хорошо, если удастся вокруг монитора создать освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран. Настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже сделайте рассеянным. В поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к дополнительному облучению, перенапряжению глаз и мозга. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите (родителям).
"Египтянин" (Приложение 1, слайды 3, 4)
Цель – укрепление мышц задней стороны шеи для
улучшения осанки и предотвращения болей в
области шеи. Упражнение способствует
предотвращению:
синдрома запястного канала вытягиванию шеи
вперед дисфункции височно-нижнечелюстного
сустава грыжи межпозвоночных дисков шейного
отдела
синдрома верхней апертуры грудной клетки
Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не
вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок,
сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течение 5
секунд.
"Абра-кадабра"
Цель упражнения: усиление кровотока к
ладоням; снятие напряжения в запястьях и
ладонях; удаление продуктов распада из
области запястного
канала и ладоней.
Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья
должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра-: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти
упражнения следует повторять не менее 10 раз.
"Глядя в небо"
Цель этого упражнения – устранение вредных
эффектов от неподвижного сидения в течение
длительного периода времени и профилактика
грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно
отклоняться назад глядя в небо.
Вернутся в исходное положение.
"Разговор с ладонью"
Цель упражнения:
Растягивание мышц-разгибателей запястья и
пальцев (мышц, проходящих через запястный
туннель и входящих в кисть руки). Увеличение
притока крови по сосудам, проходящим через
запястье и ладонь. Профилактика синдрома
запястного канала.
Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне
плеч.
Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были
направлены в потолок, правой рукой осторожно
потянуть назад пальцы на левой руке, немного
отгибая кисть назад.
Таким образом, если соблюдать все рекомендации,
то компьютер из врага превратится в помощника
человека.
5 правил безопасности (можно распечатать и раздать детям)
Если приобрести компьютер хорошего качества – тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:
1. Компьютер следует расположить в углу или
задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер,
необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому
пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует
протирать экран слегка увлажненной чистой
тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья – кактусы –
тоже помогают уменьшить негативное влияние
компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а
аквариум или другие емкости с водой увеличивают
влажность воздуха.
– А теперь разделимся на группы и отгадаем кроссворд (Приложение 1, слайды 5,6).
Подводим итоги групповой работы (Приложение 1, слайд 7)
Рефлексия
– Ребята, скажите, компьютер для вас друг,
помощник или враг? (ответы детей).
– Какое упражнение вам больше всего понравилось?
– Я надеюсь. Что вы в повседневной жизни будете
соблюдать правила, выполнять упражнения, чтобы
компьютер был помощником.