Урок-общение с младшими школьниками "Ростки дружбы"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели: 

  • осмысление нравственных качеств, необходимых учащимся для комфортного общения в коллективе;
  • совершенствование навыков общения;
  • создание благоприятного психологического климата.

Участники: учащиеся 5-х классов.

Материалы: компьютерная презентация «Наш класс», анкеты, листы бумаги, ручки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление кабинета: нарисованный силуэт человека,  плакат «Сердце класса»,плакат
«Наш дружный класс», рисунки на тему «Мир моих увлечений».

Предварительная подготовка совместно с классным руководителем:

1. Подготовка презентации «Наш класс».
2. Индивидуальные задания: «Мир моих увлечений».
3. Уроки-общения с социальным педагогом  и педагогом-психологом «Я и мы» (по 2 встречи).
4. Анкетирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог: Ребята, сегодня, мы: я, социальный педагог  и вы, продолжаем  разговор о нашем общем  доме – лицее и  о вашем классе.

Презентация. Слайд-заставка с темой

– Каждый из нас индивидуален и неповторим, у каждого из нас есть то, чем мы не похожи друг на друга. Здесь я имею в виду не цвет глаз или кожи, а наш внутренний мир, наш характер. Но каждый из нас становится личностью, развивается только в обществе. Наверное, каждому бы хотелось жить так, как ему нравится.  Но мы живем среди людей, и каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на людях. И сегодня, на  занятии мы вместе попытаемся разобраться, что же нужно делать для того, чтобы вы научились понимать друг друга, чтобы между вами  не было ссор и разногласий.

– Итак, как всё начиналось.

Слайд «1 сентября»

Быстро пролетело лето,
Отдыхали все вы где-то,
Вот линейка во дворе –
Лицей рад детворе.

– Какие эмоции вы испытывали 1 сентября на линейке?
– А каковы ваши первые впечатления о лицее?
– Вместе вы недавно.  Давайте  составим портрет вашего класса.
– Каким вы его видите на данный момент, ведь вместе вы уже 3 месяца? (Ответы детей)

Слайд  «Портрет класса»

  • Рост вашего класса – 33  метра 17  сантиметров Что мы запишем: высокий, средний,

низкий? (Дети выбирают ответ)
 2. Вес – 981  кг (Нормальный, недостаточный или излишний?)
 3. Вам 259 лет, 8 месяцев 10 дней и 3 дня олодые, старые)
 4. У вас 50 глаз: 12  кареглазых, 7 сероглазых, 6 голубоглазых.
 5. У вас 35 родных братьев и сестёр.
 6. У вас много домашних животных: 12 кошек, 6 собак, 2 попугая, 4 хомяка, 6  аквариумов с
рыбками, 2 черепахи, морская свинка, лягушка и краб …
 7. Мир ваших увлечений разнообразен: футбол, компьютерные игры, интернет, рыбалка,
чтение книг, музыка и вокальное пение, лыжи, рисование, шашки, коллекционирование
марок и открыток азносторонний мир увлечений, отличная физическая форма)
– Чтобы закончить портрет вашего класса, остаётся только нарисовать лицо.
– Как вы думаете –  какое у него будет лицо?(Показывает лицо с улыбкой и грустное лицо.
Дети выбирают лицо с  улыбкой).
– Вот такой получился у нас  портрет вашего 5–ого  класса. (Обращает внимание на полученный  рисунок человека).
– Вместе вы недавно, но ЧТО вас всех может объединять помимо внешних признаков? (Ответы детей)
– Что вам больше всего запомнилось,  и какие эмоции вы испытывали? (Ответы детей)

Слайд с фрагментами мероприятий

Педагог-психолог: Да, за 3 месяца пребывания в лицее у вас было много интересных общих мероприятий: «Праздник 1 сентября»,конкурс «Осенний винегрет», конкурс чтецов, конкурс рисунков, неделя  русского языка, «День лицея», День рождения класса. Вот то не многое, что вы смогли сделать за столь небольшой период обучения в лицее.
– Достаточно ли этого для того, чтобы ваш класс был  успешным и дружным?(Ответы детей).

Слайд с понятиями: одноклассники, товарищи и друзья

– Да, именно об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке-общении. Вы   узнаете,чем отличаются ,казалось бы, похожие  понятия: «товарищ» и «друг».Вместе мы выработаем законы дружбы вашего класса; подумаем над тем, что каждый из вас должен сделать для того, чтобы ваши отношения в классе были дружелюбными и комфортными.

Социальный педагог: «Одноклассник», «товарищ», «друг», «дружба» –  понятия, казались бы, простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. У вас у всех есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг” и  “товарищ”.
– Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как и чем? (Ответы детей, анализ анкет).

Слайд ответов анкетирования«Товарищ»

Слайд  «Товарищество»

– А может человек обойтись без товарищей и друзей? (Ответы детей)  Почему?
– Если бы каждый  человек был сам за себя? Если бы  ни у кого не было бы друзей, и все были бы безразличны друг к другу? И не с кем было бы поделиться своей проблемой, горем, радостью? Что происходило бы? (Ответы детей)
– Действительно. Люди бы не понимали друг друга, не могли бы договориться о чем-то мирным путем. Происходили бы бесконечные  конфликты, войны из-за того, что люди не шли бы друг другу на уступки. Если ты к людям относишься хорошо, помогаешь им, то можешь
рассчитывать на помощь с их стороны.
Товарищество отражает потребность человека в общении. Товарищество сильно желанием и
умением увидеть и подчеркнуть в человеке все ценное, доброе, хорошее.  Основной смысл
товарищества  во взаимопомощи.

Слайд с вопросами о взаимопомощи

– А в чем и как проявляется взаимопомощь? (Ответы детей. Ребята приводят конкретные примеры из жизни).
– А были ли у вас конкретные ситуации, примеры взаимопомощи в классе? (Ответы детей).
– Какие чувства вы испытывали,  помогая товарищу?
– Однако товарищество не возникает стихийно. Этим отношениям тоже нужно учиться.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы поддержать товарищеские отношения?

Ответы детей:

– быть дружелюбным;
– проявлять интерес к одноклассникам;
– уметь поддержать разговор;
– быть внимательным;
– не употреблять грубых слов в разговоре.

Слайд «Необходимые  качества для товарищества»

– А кто же такой друг?(Ответы детей, анализ анкет)

Слайд ответов анкетирования «Друг»

– Какими же качествами должен обладать друг?(Ответы детей).

Слайд с качествами друга + определение  

Товарищество – благородное чувство, большая ценность. Оно надежный фундамент для подлинной дружбы.

Педагог-психолог:Что же  такое дружба? Упражнение «Ассоциации» поможет нам понять это.(Ребята выполняют упражнение. Учащиеся,  перекидывая  мяч, должны при этом перечислить  слова-ассоциации, которые  вызывает понятие «дружба».У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации).

– В толковом словаре Ожегова мы найдем такое определение дружбы: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Слайд  «Дружба»

Социальный педагог:Очень метко  сущность  товарищества и дружбы выражается  в пословицах, поговорках. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Вспомните их и  назовите.

Ответы детей:

  • «Нет друга – ищи, а найдешь – береги».
  • «Друга иметь – себя не жалеть».
  • «Друг познается в беде».
  • «Друга на деньги не купишь».
  • «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»
  • «Дружба да братство дороже любого богатства».
  • «Один за всех, и все за одного».
  • «Чем крепче дружба, тем легче  служба» (общение в коллективе).

Слайд с пословицами

– Так как же научиться воплощать, применять эти пословицы в жизнь? «Как научиться дружить?»  (Ответы ребят)

Слайд с размышлениями о дружбе (Анкеты)

А какими качествами необходимо обладать, чтобы научиться дружить? (Ответы детей)

Слайд с положительными качествами

Для дружбы важно:

  • уважение и доверие  к другу;
  • готовность оказать помощь и поддержку;
  • принципиальность;
  • искренность;
  • честность;
  • забота;
  • бескорыстие;
  • равенство;
  • преданность;
  • верность;
  • богатый внутренний мир;
  • требовательность.

– А какие человеческие недостатки несовместимы с дружбой? (Ответы детей)

Слайд с отрицательными качествами

Педагог-психолог: Способен ли злой человек дружить по настоящему или просто создать дружеские отношения?  А каким человеком быть легче – добрым или злым? Почему? (Ответы детей)

Слайд с стихотворением

– Об этом  здорово сказано в одном  стихотворении:

Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.

И отсюда мы видим, что дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.

– Существуют ли  определённые правила, законы дружбы?
Давайте создадим  СВОИ законы  дружбы 5-ого  класса.
У вас на партах лежат листочки, на которых с левой стороны написаны НАЧАЛО первых фраз законов, а с правой стороны – их продолжения, НО не в том порядке, в котором они должны быть, а перепутаны. Ваша задача: подобрать нужное окончание, чтобы оно подходило по смыслу.

Слайд с законами дружбы

  • Относись  к другому … (как к себе)
  • Умей с другим разделить… (радость)
  • Не смейся над … (недостатками другого)
  • Останови другого, если … (он делает что-то плохое)
  • Не бойся просить прощения и… (не ссорься)
  • Умей признавать … (свои ошибки)
  • Умей     хранить … (чужие секреты)
  • Один за всех и ... (все за одного)
  • С хорошими друзьями … (веселей)
  • Помоги другому... (в беде)

– Ваш класс делает первые шаги в освоении товарищества и дружбы. И какими  вы будете – в дальнейшем зависит от каждого из вас. Сейчас я попрошу вас написать пожелания  классу, основываясь на законах класса, которые мы с вами приняли сегодня: каким вы хотели бы видеть свой класс в недалёком будущем?
Свои пожелания вы пишете на разноцветных сердечках, а затем прикрепляете на плакат, который символизирует «сердце вашего класса».  И эти пожелания послужат нам основой для дальнейшей встречи и продолжения нашего сегодняшнего разговора.
Ребята, сегодня мы с вами выяснили,  каким  должен быть человек, чтобы иметь хорошие  отношения в  коллективе.  Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем следовать законам дружбы класса, которые вы составили для себя  и стараться их выполнять.

Слайд  «Рефлексия»

– Какие чувства и эмоции вы испытали сегодня на занятии?
– Считаете ли вы полезным наш разговор?
– Что запомнилось больше всего?
– Кем вы ощущали себя на  занятии?
– Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
– Что вы хотите сказать ведущим?

Слайд с песней  о дружбе.