Цели:
- осмысление нравственных качеств, необходимых учащимся для комфортного общения в коллективе;
- совершенствование навыков общения;
- создание благоприятного психологического климата.
Участники: учащиеся 5-х классов.
Материалы: компьютерная презентация «Наш класс», анкеты, листы бумаги, ручки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление кабинета: нарисованный
силуэт человека, плакат «Сердце
класса»,плакат
«Наш дружный класс», рисунки на тему «Мир моих
увлечений».
Предварительная подготовка совместно с классным руководителем:
1. Подготовка презентации «Наш класс».
2. Индивидуальные задания: «Мир моих увлечений».
3. Уроки-общения с социальным педагогом и
педагогом-психологом «Я и мы» (по 2 встречи).
4. Анкетирование.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог-психолог: Ребята, сегодня, мы: я, социальный педагог и вы, продолжаем разговор о нашем общем доме – лицее и о вашем классе.
Презентация. Слайд-заставка с темой
– Каждый из нас индивидуален и неповторим, у каждого из нас есть то, чем мы не похожи друг на друга. Здесь я имею в виду не цвет глаз или кожи, а наш внутренний мир, наш характер. Но каждый из нас становится личностью, развивается только в обществе. Наверное, каждому бы хотелось жить так, как ему нравится. Но мы живем среди людей, и каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на людях. И сегодня, на занятии мы вместе попытаемся разобраться, что же нужно делать для того, чтобы вы научились понимать друг друга, чтобы между вами не было ссор и разногласий.
– Итак, как всё начиналось.
Слайд «1 сентября»
Быстро пролетело лето,
Отдыхали все вы где-то,
Вот линейка во дворе –
Лицей рад детворе.
– Какие эмоции вы испытывали 1 сентября на
линейке?
– А каковы ваши первые впечатления о лицее?
– Вместе вы недавно. Давайте составим
портрет вашего класса.
– Каким вы его видите на данный момент, ведь
вместе вы уже 3 месяца? (Ответы детей)
Слайд «Портрет класса»
- Рост вашего класса – 33 метра 17 сантиметров Что мы запишем: высокий, средний,
низкий? (Дети выбирают ответ)
2. Вес – 981 кг (Нормальный,
недостаточный или излишний?)
3. Вам 259 лет, 8 месяцев 10 дней и 3 дня (Молодые,
старые)
4. У вас 50 глаз: 12 кареглазых, 7 сероглазых, 6
голубоглазых.
5. У вас 35 родных братьев и сестёр.
6. У вас много домашних животных: 12 кошек, 6
собак, 2 попугая, 4 хомяка, 6 аквариумов с
рыбками, 2 черепахи, морская свинка, лягушка и
краб …
7. Мир ваших увлечений разнообразен: футбол,
компьютерные игры, интернет, рыбалка,
чтение книг, музыка и вокальное пение, лыжи,
рисование, шашки, коллекционирование
марок и открыток (Разносторонний мир увлечений,
отличная физическая форма)
– Чтобы закончить портрет вашего класса,
остаётся только нарисовать лицо.
– Как вы думаете – какое у него будет лицо?(Показывает
лицо с улыбкой и грустное лицо.
Дети выбирают лицо с улыбкой).
– Вот такой получился у нас портрет вашего
5–ого класса. (Обращает внимание на
полученный рисунок человека).
– Вместе вы недавно, но ЧТО вас всех может
объединять помимо внешних признаков? (Ответы
детей)
– Что вам больше всего запомнилось, и какие
эмоции вы испытывали? (Ответы детей)
Слайд с фрагментами мероприятий
Педагог-психолог: Да, за 3 месяца
пребывания в лицее у вас было много интересных
общих мероприятий: «Праздник 1 сентября»,конкурс
«Осенний винегрет», конкурс чтецов, конкурс
рисунков, неделя русского языка, «День лицея»,
День рождения класса. Вот то не многое, что вы
смогли сделать за столь небольшой период
обучения в лицее.
– Достаточно ли этого для того, чтобы ваш класс
был успешным и дружным?(Ответы детей).
Слайд с понятиями: одноклассники, товарищи и друзья
– Да, именно об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке-общении. Вы узнаете,чем отличаются ,казалось бы, похожие понятия: «товарищ» и «друг».Вместе мы выработаем законы дружбы вашего класса; подумаем над тем, что каждый из вас должен сделать для того, чтобы ваши отношения в классе были дружелюбными и комфортными.
Социальный педагог: «Одноклассник»,
«товарищ», «друг», «дружба» – понятия,
казались бы, простые, но как сложно бывает порой
разобраться в человеческих отношениях. У вас у
всех есть друзья, товарищи. Так давайте
разберемся, чем отличаются понятия “друг” и
“товарищ”.
– Эти понятия очень близки друг другу, но все же
различаются. Как и чем? (Ответы детей, анализ
анкет).
Слайд ответов анкетирования«Товарищ»
Слайд «Товарищество»
– А может человек обойтись без товарищей и
друзей? (Ответы детей) Почему?
– Если бы каждый человек был сам за себя? Если
бы ни у кого не было бы друзей, и все были бы
безразличны друг к другу? И не с кем было бы
поделиться своей проблемой, горем, радостью? Что
происходило бы? (Ответы детей)
– Действительно. Люди бы не понимали друг друга,
не могли бы договориться о чем-то мирным путем.
Происходили бы бесконечные конфликты, войны
из-за того, что люди не шли бы друг другу на
уступки. Если ты к людям относишься хорошо,
помогаешь им, то можешь
рассчитывать на помощь с их стороны.
Товарищество отражает потребность человека в
общении. Товарищество сильно желанием и
умением увидеть и подчеркнуть в человеке все
ценное, доброе, хорошее. Основной смысл
товарищества во взаимопомощи.
Слайд с вопросами о взаимопомощи
– А в чем и как проявляется взаимопомощь? (Ответы
детей. Ребята приводят конкретные примеры из
жизни).
– А были ли у вас конкретные ситуации, примеры
взаимопомощи в классе? (Ответы детей).
– Какие чувства вы испытывали, помогая
товарищу?
– Однако товарищество не возникает стихийно.
Этим отношениям тоже нужно учиться.
– Какими качествами должен обладать человек,
чтобы поддержать товарищеские отношения?
Ответы детей:
– быть дружелюбным;
– проявлять интерес к одноклассникам;
– уметь поддержать разговор;
– быть внимательным;
– не употреблять грубых слов в разговоре.
Слайд «Необходимые качества для товарищества»
– А кто же такой друг?(Ответы детей, анализ анкет)
Слайд ответов анкетирования «Друг»
– Какими же качествами должен обладать друг?(Ответы детей).
Слайд с качествами друга + определение
Товарищество – благородное чувство, большая ценность. Оно надежный фундамент для подлинной дружбы.
Педагог-психолог:Что же такое дружба? Упражнение «Ассоциации» поможет нам понять это.(Ребята выполняют упражнение. Учащиеся, перекидывая мяч, должны при этом перечислить слова-ассоциации, которые вызывает понятие «дружба».У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации).
– В толковом словаре Ожегова мы найдем такое определение дружбы: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Слайд «Дружба»
Социальный педагог:Очень метко сущность товарищества и дружбы выражается в пословицах, поговорках. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Вспомните их и назовите.
Ответы детей:
- «Нет друга – ищи, а найдешь – береги».
- «Друга иметь – себя не жалеть».
- «Друг познается в беде».
- «Друга на деньги не купишь».
- «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»
- «Дружба да братство дороже любого богатства».
- «Один за всех, и все за одного».
- «Чем крепче дружба, тем легче служба» (общение в коллективе).
Слайд с пословицами
– Так как же научиться воплощать, применять эти пословицы в жизнь? «Как научиться дружить?» (Ответы ребят)
Слайд с размышлениями о дружбе (Анкеты)
– А какими качествами необходимо обладать, чтобы научиться дружить? (Ответы детей)
Слайд с положительными качествами
Для дружбы важно:
- уважение и доверие к другу;
- готовность оказать помощь и поддержку;
- принципиальность;
- искренность;
- честность;
- забота;
- бескорыстие;
- равенство;
- преданность;
- верность;
- богатый внутренний мир;
- требовательность.
– А какие человеческие недостатки несовместимы с дружбой? (Ответы детей)
Слайд с отрицательными качествами
Педагог-психолог: Способен ли злой человек дружить по настоящему или просто создать дружеские отношения? А каким человеком быть легче – добрым или злым? Почему? (Ответы детей)
Слайд с стихотворением
– Об этом здорово сказано в одном стихотворении:
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
– И отсюда мы видим, что дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.
– Существуют ли определённые правила,
законы дружбы?
Давайте создадим СВОИ законы дружбы
5-ого класса.
У вас на партах лежат листочки, на которых с левой
стороны написаны НАЧАЛО первых фраз законов, а с
правой стороны – их продолжения, НО не в том
порядке, в котором они должны быть, а перепутаны. Ваша
задача: подобрать нужное окончание, чтобы оно
подходило по смыслу.
Слайд с законами дружбы
- Относись к другому … (как к себе)
- Умей с другим разделить… (радость)
- Не смейся над … (недостатками другого)
- Останови другого, если … (он делает что-то плохое)
- Не бойся просить прощения и… (не ссорься)
- Умей признавать … (свои ошибки)
- Умей хранить … (чужие секреты)
- Один за всех и ... (все за одного)
- С хорошими друзьями … (веселей)
- Помоги другому... (в беде)
– Ваш класс делает первые шаги в освоении
товарищества и дружбы. И какими вы будете – в
дальнейшем зависит от каждого из вас. Сейчас я
попрошу вас написать пожелания классу,
основываясь на законах класса, которые мы с вами
приняли сегодня: каким вы хотели бы видеть
свой класс в недалёком будущем?
Свои пожелания вы пишете на разноцветных
сердечках, а затем прикрепляете на плакат,
который символизирует «сердце вашего
класса». И эти пожелания послужат нам основой
для дальнейшей встречи и продолжения нашего
сегодняшнего разговора.
Ребята, сегодня мы с вами выяснили, каким
должен быть человек, чтобы иметь хорошие
отношения в коллективе. Я надеюсь, что
теперь мы будем более внимательно относиться
друг к другу. Будем следовать законам дружбы
класса, которые вы составили для себя и
стараться их выполнять.
Слайд «Рефлексия»
– Какие чувства и эмоции вы испытали сегодня на
занятии?
– Считаете ли вы полезным наш разговор?
– Что запомнилось больше всего?
– Кем вы ощущали себя на занятии?
– Какие вопросы, пожелания возникли в ходе
сегодняшней встречи?
– Что вы хотите сказать ведущим?
Слайд с песней о дружбе.