Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа составлена с основными нормативно-правовыми документами:
- Конвенция ООН “Оправах ребенка”
- Закон Российской Федерации “ об образовании”
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Федеральная целевая программа “Дети России” на период до 2010 года
- Сан ПиН УДОД 2.4.41251-03. (от 20 июня 2003 года)
- Закон сахалинской области “Об образовании”
- Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области на период до 2010 года.
- Типовое положение об ОУ ДОД
- Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дом детского творчества” г. Долинска.
Организация дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей, приобретение практических навыков работы с различными материалами, формирование навыков самореализации личности, углублении знаний в области технологии.
Программа кружка рассчитана на 144 часа, для занятий с учащимися среднего звена (5-6 кл.). Однако предлагаемая программа кружка может быть использована для обучения детей и взрослых разных возрастов. Содержание данной программы направлено на выполнение практических и творческих работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению различных изделий (поделок, сувениров, картин, открыток и т.д.).
Актуальность программы заключается в том, что занятия способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей.
Цель кружка:
- приобретение и закрепление практических умений и навыков;
- творческое и эстетическое развитие учащихся;
- научить детей создавать поделки из бумаги.
Задачи кружка:
Обучающие:
- ознакомление с техникой художественного декоративно-прикладного творчества – торцевание, квиллинг;
- обучение навыкам изготовления композиций и поделок;
- развитие умений и навыков работы необходимыми инструментами и приспособлениями при изготовлении и оформлении изделий.
Воспитывающие:
- формировать потребность в эстетическом и художественном наслаждении от выполненной работы;
- воспитывать аккуратность, точность, усидчивость во время работы;
- воспитывать потребность в коллективных формах труда и умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивающие:
- развивать интерес к этому виду декоративно-прикладного творчества;
- развивать творческие способности, нестандартное мышление и изобретательность при решении поставленной задачи.
Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
- Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
- Познавательная - знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
- Научно-исследовательская - развивает навыки научно - исследовательской работы навыки работы с различными схемами, технологическими картами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Методическое обеспечение:
- программа кружка;
- материалы для бесед;
- наглядные примеры.
Технические средства обучения:
- Компьютер и мультимедийные средства.
- Технологические карты на изготовление и оформление изделий.
- Правила техники безопасности с режущими инструментами и лаками и клеем.
Образцы готовых изделий.
Материально-техническое обеспечение:
1. Ножницы средние.
2. Ножницы маникюрные.
3. Клей ПВА.
4. Одноразовые стаканчики для клея.
5. Лак.
6. Кисточки.
7. Линейки.
8. Поролон, пенопласт, деревянные палочки.
9. Бусинки, пуговицы.
Программа кружка построена по принципу - от простого к сложному (т.е. учащиеся, вначале обучения в кружке выполняют небольшие и не сложные работы, затем постепенно переходят к более объемным и сложным).
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I раздел. Торцевание | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 |
2 | История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. | 2 | 1 | 1 |
3 | Торцевание на пластилине: - объемное (кактус, ежик) - плоское (открытка) |
10 5 5 |
2 1 1 |
8 4 4 |
4 | Плоскостное торцевание на картоне, фанере и др. материалах | 10 | 2 | 8 |
5 | Творческая работа – изготовление открыток, картин, рамок и т.д. | 8 | 2 | 6 | |||||||
6 | Объемное торцевание на готовых формах |
6 | 1 | 5 | |||||||
7 | Объемное торцевание на различных
поверхностях. - выбор и подготовка формы - торцевание на различных поверхностях; - декоративное оформление изделия |
12 | 4 | 8 | |||||||
8 | Творческая работа – изготовление сувениров, поделок, игрушек и т.д. | 10 | 2 | 8 | |||||||
9 | Выполнение творческого проекта | 10 | 2 | 8 | |||||||
10 | Выставка работ | 2 | 1 | 1 | |||||||
II раздел. Квиллинг | |||||||||||
81 | Вводное занятие Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
1 | 1 | - | |||||||
22 | Свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 2 | 1 | 1 | |||||||
33 | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 3 | 1 | 2 | |||||||
44 | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 6 | 1 | 5 | |||||||
55 | Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 4 | 1 | 3 | |||||||
11 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
66 | Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 9 | 1 | 8 | |||||||
17 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. | 6 | 1 | 5 | |||||||
88 | Изготовление простых, несложных цветов. | 5 | 1 | 4 | |||||||
99 | Композиция из цветов. | 6 | 1 | 6 | |||||||
110 | Изготовление сувениров. Объёмные композиции. | 7 | 1 | 6 | |||||||
111 | Выставка работ. | 2 | 1 | 1 | |||||||
III раздел. Бумажные цветы. | |||||||||||
1 | Вводное занятие Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
1 | 1 | - | |||||||
2 | Строение цветка. Дизайн комнаты, предметов. | 1 | 1 | - | |||||||
3 | Изготовление цветов. | 5 | 1 | 4 | |||||||
4 | Изготовление композиции из цветов на стену. | 5 | - | 5 | |||||||
5 | Оформление рамки цветами. | 6 | 1 | 5 | |||||||
6 | Выставка работ. | 2 | 1 | 1 | |||||||
Итого | 144 | 34 | 110 |
В таблице приведен тематический план кружка.
Содержание программы
I раздел. Торцевание
Тема 1. “Вводное занятие” (2 ч).
Теория: знакомство с программой кружка, её целями, задачами, правилами работы на занятиях. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка. Понятие о принципах работы с креповой (гофрированной) бумагой и инструментами.
Тема 2. “История возникновения техники торцевания. Виды торцевания” (2 ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления торцовок к поверхностям.
Тема 3. “Торцевание на пластилине” (10 ч).
Кактус (2,5 ч)
Теория: зарисовать эскиз. Основные приемы лепки из пластилина (шарик, колбаска, замкнутое кольцо). Подготовка поверхности. Крепление на пластилине. Крепление декоративных элементов.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для работы. Закрепление бумаги на пластилине. Изготовление цветов из бумаги. Декоративное оформление изделия.
Ежик (2,5 ч).
Теория: зарисовать эскиз. Выбор цвета, размера, формы ежика. Подготовка бумаги и других инструментов для работы.
Практика: изготовление ежика. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия.
Открытка (2,5 ч).
Теория: зарисовать эскиз. Выбор рисунка, примеры форм изделия.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для работы. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия.
Тема 4. “Плоскостное торцевание” (10 ч).
Картина (5 ч)
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность. Выполнение картины и т.д.
Открытка.
Теория: выбор сюжета.
Практика: зарисовка контура. Подготовка торцовки.
Нанесение клея. Приклеивание торцовки. Декоративное оформление изделия.
Тема 5. “Творческая работа – изготовление открыток, картин, рамок” (8 ч).
Теория: работа по замыслу. Планирование работы. Самостоятельный подбор инструментов и материалов для работы. Закрепление полученных знаний и умений по пройденному материалу. Умение подбирать и комбинировать узоры, декоративные элементы и т.п.
Практика: подготовка поверхности к торцеванию. Выполнение изделия.
Тема 6. “Объемное торцевание на готовых формах” (6 ч).
Цыпленок (3 ч).
Теория: квиллинг – определение. Демонстрация поверхности изделия. Разъединить готовые формы. Сделать отверстие. Закрепить петельки.
Практика: соединение форм. Нарезка торцовок. Приклеивание лапок с помощью техники квиллинга. Оформление тела цыплёнка.
Дерево (3 ч).
Теория: зарисовать эскиз, подготовка ствола. Способы соединение ствола с основой и подставкой, оформление ствола.
Практика: наполнение подставки. Торцевание дерева. Декоративное оформление дерева.
Тема 7. “Объемное торцевание на различных поверхностях” (12 ч).
Теория: выбор изделия. Комбинирование видов торцевания при выборе изготавливаемого изделия. Папье-маше – определение.
Практика: подготовка поверхности к торцеванию (помыть, обезжирить и т.д.). Использование папье-маше для придания необходимой формы. Выполнение торцевания и декоративное оформление объемных изделий.
Тема 8. “Творческая работа - изготовление сувениров, поделок, игрушек” (10ч).
Теория: выбор и разработка идеи будущего изделия. Закрепление умений планирования своей деятельности, подбора необходимых инструментов и материалов для работы.
Закрепление умений торцевания на различных объемных поверхностях (снеговиков).
Использование квилинга, декупажа и других приемов работы для оформления изделий.
Тема 9. “Выполнение творческого проекта” (10ч).
Теория: ознакомление с этапами творческого проектирования (подготовительный, технологический и заключительный).
Разработка идеи, техника безопасности, технологической последовательности.
Практика: выполнения изделия (елка), экономический расчет материальных затрат при выполнении работы, эстетические и другие требования к творческим работам. Выполнение проекта.
Тема 10. “Выставка работ” (2ч).
Теория: понятие выставки декоративно-прикладного творчества. Требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.
Рекомендуемая литература к занятиям может включать в себя обязательный список литературы и дополнительный, но поскольку техника торцевание не так давно используется в кружковой работе, то следует отметить, что основные источники при подготовке занятий в основном электронные и представлены ниже.
Педагогу дополнительного образования для работы необходимы знание нормативно-правовых документов, такие как:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. / Зав. Редакцией Т. С. Дагаева. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич - М.: Вентана-Графф, 2002. - 224 с.
- Закон об образовании.
- Закон о дополнительном образовании.
- Устав образовательного учреждения.
- Учащимся, занимающимся в кружке можно порекомендовать просмотр интернет-ресурсов, содержащих интересные материалы по торцеванию:
- http://stranamasterov.ru/technics/parting-off.
- http://www.rebionok.ru/podelki/80-torcevanie.html.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/programma-kruzhka-ochumelye-ruchki.
II раздел. Квиллинг
Тема 1. “Вводное занятие” (1 ч).
Теория: правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка. Понятие о принципах работы с цветной бумагой, бумагой для квиллинга инструментами.
Тема 2. “Свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга” (2 ч).
Теория: квиллинг – основное понятие. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Ознакомление с историей возникновения техники квиллинг. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе.
Практика: ознакомится со способами бумагокручения.
Тема 3. “Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы” (3 ч).
Теория: работа с чертежными инструментами. Ширина и длина полосок.
Практика: разметка. Научиться вырезать полоски для квиллинга.
Тема 4: “Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга” (6 ч).
Теория: показать основные формы квиллинга. Примеры различного применения форм.
Практика: научиться делать основные формы. Сделать открытку в технике квиллинг.
Тема 5: “Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга” (4 ч).
Теория: техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Практика: применение формы в композициях.
Тема 6: “Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга” (9 ч).
Теория: Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления.
Практика: применение формы в композициях.
Тема 7: “Коллективная работа. Композиция из основных форм” (6 ч).
Теория: составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Выбор композиции.
Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Тема 8: “Изготовление простых, несложных цветов” (5 ч).
Теория: знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Практика: изготовление простых, несложных цветов.
Тема 9: “Композиция из цветов” (6 ч).
Теория: выбор композиции. Примеры различных композиций.
Практика: составить композицию из цветов в технике квиллинг.
Тема 10: “Изготовление сувениров. Объёмные композиции”. (7 ч).
Теория: показать примеры сувениров в технике квиллинг, выбор изделия подготовка материалов и инструментов к работе.
Практика: создание объёмных композиций и игрушек в технике квиллинг.
Тема 11: “Выставка работ” (2ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.
III раздел. Бумажные цветы.
Тема 1: “Вводное занятие” (1ч).
Теория: инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Тема 2: “Строение цветка. Дизайн комнаты, предметов” (1 ч).
Теория: рассказать о строении цветка. Показать примеры оформления комнаты бумажными цветами.
Тема 3: “Изготовление цветов” (5 ч).
Теория: разметка на бумаге. Способы крепление листьев между собой.
Практика: вырезать бумагу для листьев, склеить ее, прикрепит ее на основание. Изготовит цветок.
Тема 4. “Изготовление композиции из цветов на стену” (5 ч).
Практика: подготовка к работе материалов и инструментов. Изготовить цветы и соединить их между собой.
Тема 5. “Оформление рамки цветами” (6 ч).
Теория: показать примеры оформления рамки цветами. Способы их крепления к рамке.
Практика: подготовить материалы и инструменты к работе. Изготовить цветы. Оформить рамку цветами.
Тема 6. “Выставка работ” (2 ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.