Авторы сценария: Тропина Л.В.,
Кучинская Н.В., Павлова Л.И.,
ДШИ пгт. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО.
Оформление зала: воздушные шары, на заднике сцены цветные цифры-этапы испытаний, музыкальный центр.
- карточки длительностей
- карточки динамических оттенков
- музыкальные номера второклассников
- запись послания Фальш
- карточки с названием темпов
Приветствие ведущего: Здравствуйте, дорогие второклассники, родители, бабушки и дедушки, гости нашего праздника! Мы рады видеть вас в нашем зале на традиционном торжестве “Посвящение в музыканты ”! А какой же праздник без торжественной музыки?
(звучит марш из оперы “Аида” в исполнении преподавателей на рояле) Вдруг в музыке появляются фальшивые ноты, она замедляется и в конце концов останавливается. Гаснет свет.Когда включается свет, преподаватели не могут играть на инструменте, звуки не слушаются. Преподаватели разговаривая с детьми в зале строят предположения, что бы это могло быть и даже заглядывают под крышку рояля. Под крышкой они находят диск с записью.
Звуковое письмо: Привет девчонки и мальчишки! Как это обо мне забыли? Почему меня нет в числе приглашенных гостей? Я решила напомнить о себе! Это я испортила ваш рояль! Я могу жить в каждом музыкальном произведении! Только вы отвлеклись,ваш пальчик попал не на ту клавишу - и...я здесь! Я тетушка Фальш! Чтобы носить гордое имя музыканта, нужно ох как много знать!Я приготовила вам испытания, а если вы их не пройдете, я надолго подружусь с вами. Желаю удачи! Хи, хи, хи, хи!
Ведущий: Неужели из детей кто-то захочет с фальшью подружиться? Давайте покажем ей какие у нас знания! Вперед, ребята, к победе!
Проходим этапы- цифра 1.
Темп
Какую скорость наберет
Машина, поезд, самолет?
Комета и ракета?
Какая скорость эта?
Скорость в музыке зовем
Словом .... (темп). Теперь о нем!
(названия темпов можно написать и показывать)
Темпов много надо знать,
Можем главные назвать:
Ларго – медленно, протяжно,
Если граве, значит “важно”
Анданте – темп спокойный,
Серьезный и достойный.
Аллегро – скоро, престо – живо,
Исполним быстро и игриво.
А чтоб мы правильно играли,
Темп указали нам в начале.
От темпа сочинения
Зависит настроение.
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство темп)
Ритм, длительности .
Этап цифра 2.
Если б были звуки
Все одной длины,
Песенки и пьески
Были бы скучны.
Паровоз и пароход
Длинный звук для нас поет.
(карточка половинная длительность)
Это покороче звук
Котик спел нам песню вдруг.
(карточка четвертная длительность)
Быстрый звук пищат цыплята,
Непослушные ребята!
(Карточка восьмая длительность)
Музыканты знать должны:
Звуки разной есть длины!
(Длительность) ее зовем,
Всё по-разному поем.
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство ритм)
Мелодия
Этап цифра 3.
Где она рождается, прекрасная мелодия?
В роще заповедной или в небе голубом?
Звуками пронизана - как бусами нанизана.
Где её поющий, музыкальный звонкий дом?
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство мелодия)
Ведущий: Ребята, а какая мелодия была в этом произведении?
Тембр
Этап цифра 4
Тембр разных инструментов,
Тембр разных голосов.
Сможешь отличить? Попробуй!
Отличишь? - Всегда готов!
Ну-ка, глазки закрывайте,
Чей тут голос, отгадайте?
Скрипка? Арфа? Барабан?
Фортепьяно? Иль орган?
Кто играл - не знаете,
Но сразу отгадаете.
(Звучит музыкальная викторина, состоящая из пяти разных тембров)
По (тембру) можем мы узнать,
Кто тут собрался выступать.
Лад
Этап цифра 5
Бывает солнце,
А бывает тень.
Бывает темной ночь,
Бывает светлым день.
Смешно - мы улыбаемся,
А грустно - загрустим!
То весело хохочем,
То плакать захотим.
Яркий, светлый, справедливый,
Сочный, бодрый и счастливый.
Радостный, большой, просторный,
Лад (мажор) веселый, гордый.
Он воздушный, легкий, нежный,
Он – как песня про подснежник.
Милый, ласковый, напевный,
Лад (минор) печальный, гневный.
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство лад)
Этап цифра 6 Штрих
Что, ребята, это значит
Кто тут прыгает и скачет
Белка, мячик, озорник
Или в школе ученик?
Заяц, воробей, лягушка
Или девочка – подружка?
Не кузнечик и не зайчик,
То по нотам скачет пальчик.
Эти точечки, ребята,
Называются...... (стаккато)
Кто-то плавно тут плывет,
И лениво так ползет.
Лебедь, волны, самолет,
Кит, утюг иль пароход?
Девочки и мальчики!
Играют связно пальчики.
Плавная игра, ребята,
Называется ....... (легато)
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство штрихи)
Динамика
Этап цифра 7.
Тихо слышен стук копытцев,
Это тройка в гости мчится.
А теперь все ближе – громче,
Колокольчики все звонче.
Вот примчались, бьют копыта
Громко! Звонко! И сердито!
А теперь все тише, тише
Тройки слышен стук,
Еле различается
Музыкальный звук.
(карточки с изображением динамических оттенков)
Получается крещендо,
Форте и диминуэндо.
И пиано по краям.....
Все понятно, дети, вам?
(исполняется произведение в котором главное выразительное средство динамика )
Регистр
Этап цифра 8
Есть у звука высота!
Слушай! Это красота!
Звуки низкие гудят,
А высокие – звенят.
Звуки средние поют
Рядом с нами, прямо тут.
Ведущим читается стихотворение Георгия Виеру “Ежик”, рукой показывается высота звуков на слова “Бум,бум.бум”
Дети озвучивают.
Высокий, средний, низкий
Три в музыке..... (регистра)
Будем слушать я и ты
Звуки разной высоты.
Вон, на веточке синичка тонким голосом поет,
Пролетает мимо тучка и веселый дождь идет.
Озорник на ветку сел -
Средним голосом запел.
А внизу огромный слон,
Низкий звук исполнит он.
Если вместе запоют -
Сразу хор услышим тут.
Выступает хор вторых классов.
Ведущий читает клятву.Она может быть серьезного или шуточного содержания.После каждой строчки дети говорят слово: Клянемся!
Все дети на сцене и им вручаются небольшие памятные подарки.
Ведущий обращаясь к залу: Достойны наши ученики гордого звания “Юный музыкант”? Справились они с заданиями испытаний? Надеемся, что тетушка Фальш не сможет дружить с нашими учениками! Пожелаем им успешной учебы, творческих успехов, трудолюбия и .конечно, новых открытий в мире музыки.