Задачи:
- детей к родителям;
- родителей к детям;
Оформление класса:
форма проведения собрания: час сердечного общения
ВВЕДЕНИЕ
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Василий Сухомлинский
Школа – это дом, а класс – большая семья, где бывают и радости, и неприятности. С первых дней учения родители проявляли искренний интерес к делам класса. Их волновало, чем живут ребята. Это помогло образованию единого коллектива детей и родителей. Мне достался прекрасный класс: дети тонкой души, большой отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому. С первых дней совместной работы я чувствовала доброе отношение детей и родителей. Ю.П.Азаров писал, что если мы научим ребенка любить, мы научим его всему. Так вот, главная моя задача – быть помощником в жизненном самоопределении моих ребят. Помочь им отличать добро, которое возвеличивает человека, и зло, разрушающее его, помочь стать творцами, а не только исполнителями.
Я провожу родительские собрания в следующих формах: час общения, дискуссионный клуб, интеллектуальный марафон, вечер вопросов и ответов, беседа, “круглый стол”. Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, которое я провела совместно с учащимися 3 класса. Не секрет, что в последнее время проявляется насилие по отношению к детям и наоборот отношение детей к собственной семье стало рациональным и потребительским. Поэтому, я считаю, что необходимо научить ребенка любить и беречь семью, родителей. Именно с этой целью я провела родительское собрание на тему “Моя семья – крепость моя”.
Подготовительная работа к родительскому собранию
Подготовка пригласительных билетов.
Каждый ученик готовит пригласительный билет для своей семьи.
Примерный текст приглашения:
“Дорогие папа и мама!
17 декабря в нашем классе состоится большое событие. Мы к нему очень готовимся. Это встреча детей и родителей. Я хочу показать вам, как я вас люблю и как стараюсь оправдать ваши надежды.
Я жду вас в нашем любимом классе 17 декабря в 15.00 ч.
С любовью и уважением. Ваша дочь Юля”.
Ход собрания
1-й ведущий.
Гремите громче трубы,
Звонче звените колокола,
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья!
2-й ведущий.
Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Учитель: - Сегодня у нас совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше друг друга понять. Тема нашей встречи: “Семья моя – крепость моя”. – Что значит “семья” для вас? (высказывания детей и родителей)
Исполнение песни “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались” (дети и родители).
Учитель.
В нашем доме праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня ваши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете
Ближе и родней?
- Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки. После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родители записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка.
Учитель.
Действительно, для каждой семьи важны такие понятия, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота. О семье написано много стихотворений, в которых воспевается семья. Одно из таких стихотворений предлагаем вам послушать
(читают дети)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая это семья!”
Учитель. Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
- Кто глава вашей семьи?
- Чем я радую своих родителей?
- Чем огорчаю?
- Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
- Что для тебя главное в семье?
- Что бы ты хотел изменить в своей семье?
Анкета для родителей
- Кто глава вашей семьи?
- Чем радует вас ребенок?
- Чем огорчает?
- Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
- Что для вас главное в семье?
- Что вы хотели изменить в своей семье?
Учитель. Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы и проверить, совпали ли их мнения. Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть. Моя семья самая лучшая, я ее люблю”. Такие строчки я встречала и в сочинениях “Моя семья”.
(Зачитываются все сочинения учеников)
Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)
Сердце матери плохо не скажут Родители детям на худо не учит Отец сына друга не сыщешь Лучше матери лучше солнца греет Обидишь отца-мать счастья не найдешь
(сердце матери лучше солнца греет; отец сына на худо не учит; обидишь отца-мать – счастья не найдешь; лучше матери друга не сыщешь; родители детям плохо не скажут)
Сценка “Мать и дочь” (играют дети)
Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко) Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!
Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем отвас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте, приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
Дети читают стихи о различных ситуациях в семье на тему: Так бывает
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
Это к счастью, это к счастью!
Все семейство скажет.
Ну а если бы к несчастью,
Это сделал я?
Ты разиня, ты растяпа
Скажут про меня.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так.. Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь развел мне какофонию.
О, господи! Я сдам тебя в колонию!
Отцовские руки, отцовские руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
Бить или не бить? – вот в чем вопрос.
Учитель. Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний? А вас в детстве наказывали? ( беседа с детьми и родителями)
Учитель. Спор о наказании продолжат звери....
Сценка.
Действующие лица: автор, енот, лиса, еж, волк, ежиха, медведь, сова, заяц, крот, белка.
Автор:
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На призывный этот зов.
Енот:
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса:
Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт!
Еж:
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк:
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха:
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь:
Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор:
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос...
Сова:
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа.
Лиса:
Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь:
Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор:
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек...
Заяц:
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите “на ушах”,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор: Протрещала тут Сорока...
Сорока:
Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор:
Зашумела вновь толпа.
Кто был “против”,
Кто был “за”.
Долго не могла Сова
Донести до них слова...
Сова:
Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье “на ремне”.
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: Сказал Енот.
Крот: Да, да, да!
Автор: Тут вторил Крот.
Белка: Ну, а мне...
Автор: Всплакнула Белка.
Белка:
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор:
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Прекратить их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и не битье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.