Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии.
Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”, основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант.
Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.
Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.
Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.
“Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними”. (Г.А.Волкова)
Актуальность
С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Инновационная направленность.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика)
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Литература
1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. - М.: Педагогика, 2008.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Детство-пресс Санкт-петербург; 1999.
3. “Логопедическая ритмика” ГА. Волковой, 2002.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.-Петербург, 2000.
6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Академия, 2000.