Физическая подготовка допризывной молодежи

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Все возрастающие требования к всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к службе в Армии. В последнее время в России наблюдается процесс снижения физической подготовленности допризывников, значительная часть из них не может выполнить нормативные требования, в результате чего все большее число юношей не готовы к службе в Вооруженных Силах России. Поэтому в области физической культуры и спорта интенсивно идет процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных методик, способствующих развитию физических способностей и повышающих уровень здоровья человека [11, c. 60].

Начальная военная подготовка фактически упразднена, военно-спортивные и военно-патриотические клубы держатся только на энтузиазме своих руководителей, резко снизилась эффективность действующей системы физической подготовки молодежи. Существующие учебные программы подготовки допризывников, в том числе физической подготовки, разработанные много лет назад, не удовлетворяют требованиям современной армии. Предлагаемые разнообразные формы занятий разрозненны, существуют в отрыве друг от друга.

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей. Поэтому физическая подготовка юношей допризывного возраста эффективнее всего осуществляется на занятиях по физической культуре в условиях школы.

До настоящего времени методика совершенствования физической подготовленности допризывной молодежи недостаточно разработана.

Объект исследования: процесс совершенствования физической подготовки допризывной молодежи.

Предмет исследования: методика повышения физической подготовки у юношей допризывного возраста.

Гипотеза исследования: повышая физическую подготовку юношей старших классов можно подготовить к службе в армии.

Цель исследования: изучить особенности физической подготовки юношей допризывного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выявить особенности развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выработать рекомендации по развитию физической подготовки юношей допризывного возраста.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • теоретическое изучение методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования;
  • педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.

Методологическую базу исследования составили труды ученых по физической подготовке юношей допризывного возраста, таких как В.П. Филин, В.К. Бальсевич, В.И. Лях, В.Г. Никитушкин и других.

Практическая и теоретическая значимость исследования выражается в повышении эффективности физической подготовки допризывной молодежи.

Экспериментальная база: Майская средняя общеобразовательная школа с. Покровка Амгинский улус Республики Саха (Якутия).

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Понятие “физическая подготовка”

Физическая подготовленность будущих воинов тесным образом связана с состоянием их физического развития и здоровья. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, обороной и иной деятельности, говорят о физической подготовке. Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называют физической подготовкой.

Основным содержанием физической подготовки допризывной молодежи является развитие физических качеств [19, c. 31].

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. [22, c. 21]

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и быстроту. Каждому качеству присущи те черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

З.И. Кузнецова физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений [17, c. 52].

Б.В. Сермеев, В.М. Зациорский, З.И. Кузнецова характеризуют физическую подготовленность совокупностью таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося.

А.Д. Николаев считает, что физическая подготовка – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в военной деятельности, совершенствовании физического развития, укрепление и закаливание организма.

Н.А. Лупандина подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков, основных жизненно важных, или, как говорят, прикладных естественных видов движений [35, c. 56].

Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта.

Специальную подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального “фундамента”, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

Таким образом, предлагается трех ступенчатость в процессе достижения наивысшего уровня физической подготовленности, причем на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный “фундамент” [31, c. 42].

Понятие “физическая подготовленность” и “тренированность” тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья. Л.Б. Кофман, Н.Д. Граевская, В.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженное с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей [34, c. 82].

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой избранного вида спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующие его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся [25, c. 23].

Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных прикладных естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника, легкоатлета и т.п.).

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствование подвижности нервных процессов.

Разносторонняя физическая подготовленность базируется на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Физическую подготовленность школьников характеризуют два показателя:

1. Степень владения техникой движений.

2. Уровень развития двигательных (физических) качеств [15, c. 23].

Физическая подготовленность у учащихся совершенствуется в результате обучения на уроках, но лишь при одном условии: если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них физические качества.

Таким образом, физическая подготовка – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в военной деятельности, совершенствовании физического развития, укрепление и закаливание организма.

1.2. Физиологические особенности юношей допризывного возраста

При физической подготовке юношей допризывного возраста необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма подростков, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата.

Период допризывного возраста - период бурного развития чувств, эмоциональных переживаний. В этом возрасте наиболее активно происходит процесс формирования жизненных планов, самосознания, усиливается потребность межличностного общения. [14, с. 38].

Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Важными ее чертами являются: незавершенность морфо-функционального развития, психо-эмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий, социальная незрелость. Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. [10, с. 73]

В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).

Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности.

В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Поэтому большое внимание необходимо уделять в этот возраст воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций.

К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями. [4, с. 58]

У современных подростков снизилась физическая работоспособность. Если в предыдущем десятилетии отмечалась акселерация, то теперь, напротив, наблюдается децелерация: увеличилось число подростков с пониженным весом и астеническим типом сложения.

В допризывном возрасте продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.

Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма. Увеличение скоростных свойств зависит от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза). Ловкость заметно меняется в 7-10 лет, способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель - в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет, выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики).

В допризывном возрасте акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений. При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии.

Н.К. Шамаев в работе “Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии” считает, что “у показателей развития школьников есть свои особенности. Национально – экологические особенности коренных национальностей Якутии предопределяют отставание в росто–весовых показателях по сравнению, например, с русским населением”. Далее он замечает, что “изменение показателей роста и веса при развитии организма у детей любых национальностей происходит скачкообразно. Такие закономерности в развитии происходят у якутов – школьников на год позже, чем у русских”. [32, с. 10]

Доказано, что у юношей Якутии (якутов и русских) хорошо развита грудная клетка. Разница показателей окружности груди при вдохе и выдохе у северян имеет большое преимущество. У якутян – школьников, живущих в сельских местностях, грудная клетка развита лучше, чем у горожан.

Шамаев Н.К. привел такие общеизвестные факты, как “лица с меньшим собственным весом (массой) проявляют пониженные силовые возможности, а с низким ростом – обычно прыгают с места несколько хуже, чем их высокорослые сверстники с более значительной мышечной массой. В связи с этим разделяя, к примеру, результаты становой силы, силы кистей и прыжка в длину с места на вес тела, можно получить соответствующий коэффициент относительных показателей, который будет характеризовать физические возможности человека более реально”.

Проведенный анализ сдачи нормативов ГТО Ш ступени в 1972 году “отразил реальную картину уровня развития физических качеств, как выносливость, быстрота, сила. У юношей скоростно–силовые качества развиты в какой-то мере лучше, чем у девушек, но в целом показатели неудовлетворительные. А результаты лыжного кросса, характеризующие выносливость, заметно лучше” [18, c. 27]. Отставание в физическом развитии юношей Севера по сравнению с показателями средней полосы подтверждены исследованиями Белостоцкой Е.М., Бравой Н.В., Кулагиной Л.И., Жилиной А.Б., Сендек Г.В. и другими.

Физическое воспитание подростков и юношей осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально - экономические, так и экологические условия. Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

Процесс воспитания в старшем школьном возрасте является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо- физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Основное место в структуре заболеваемости подростков 15 - 17 лет занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы. Настораживает тот факт, что за время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 - 5 раз и не превышает 20-25% от общего их числа, в результате чего 50-60% выпускников школ имеют определенные ограничения в выборе профессии. Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей - призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей - призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20 % от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии.

Проведенный анализ литературных источников за последнее десятилетие позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовленность юношей допризывного и призывного возрастов имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.

В последняя время физическая готовность молодого пополнения ВС ухудшилась в 2 раза. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физического развития и физической подготовленности.
В исследовании Ю.К. Злыгостева установлено, что почти половина военнослужащих не справляется с выполнением контрольных нормативов по военно-спортивному комплексу (ВСК). Беспокоит то, что каждый пятый призывник имеет дефицит веса. Нередко вес был на 20-30 кг ниже нормы [21, c. 49].

На процесс физического развития оказывают влияние самые многообразные факторы: хронические соматические заболевания детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания, социально - гигиенические, климатические и экологические условия, наследственность и многие другие.

Таким образом, юноши в допризывном возрасте своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. В допризывном возрасте продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.

1.3. Особенности физической подготовки юношей допризывного возраста

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей.

Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца [16, c. 82].

Физическая готовность допризывника к службе в Вооруженных силах определяется главным образом способностью реализовать двигательные возможности в экстремальных условиях современного боя.

Многие исследователи отмечают, что физическое развитие зависит от ряда факторов:

- воздействия сложного комплекса социальных условий;

- внешней среды;

- генетических факторов.

Закон о всеобщей воинской обязанности внес ряд принципиально новых положений в порядок комплектования Российской Армии. К ним относятся: сокращение сроков действительной службы, установление для всех граждан единого призывного возраста. В новых условиях значительно возросло значение научно обоснованных принципов подбора и распределения молодежи по видам, родам войск и основным воинским специальностям, с учетом особенностей их образования, профессии, физической подготовленности, жизненного опыта, распределения и дальнейшего совершенствования, некоторых сторон воинского обучения и воспитания.

Основными канонами процесса физического воспитания призывной молодежи является принцип гармоническою развития, формирование основных физических качеств и прикладных навыков, обеспечивающих необходимый запас психологических и энергетических возможностей для успешного освоения воинской специальности [12, c. 38].

Значение физической подготовки для поддержания высокой боевой готовности тесно связанной с характером и способом ведения боевых действий, которые, в свою очередь, определяются боевыми средствами, находящимися в распоряжении армии и флота.

В недавнем прошлом боевая готовность отдельного военнослужащего в значительной мере зависела от его качеств: силы, быстроты и выносливости, так как бой требовал от человека больших затрат мышечной энергии. Совершенствование технической оснащенности в Вооруженных силах потребовало от воина появления и развития иных психофизиологических качеств. Многие виды оружия требуют высокого уровня развития внимания, оперативной памяти, сенсомоторной координации, выполнение операций в условиях гипоксии. Возникновение утомления, в результате психофизиологических нагрузок может снижать возможность полного использования техники и вооружения, что сказывается на боевой эффективности подразделения. Как показывает современная практика службы в армии современная автоматизация и механизация войск не освобождает воина от необходимости готовиться к большим мышечным напряжениям, предъявляет высокие требования к силе, быстроте и выносливости. Так, например, для обеспечения работоспособности орудийного расчета необходимо, чтобы каждый артиллерист мог подтянуться не менее 10-12 раз, пробежать 400 м за 65-70 с, 3000 м - за 12 минут.

Для успешного решения профессиональных задач военнослужащему десантируемых подразделений необходимы высокие показатели быстроты и силовой выносливости, военным операторам, морским пехотинцам, летчикам - общая выносливость, экипажам самоходных артиллерийских орудий - скоростно-силовая и специальная выносливость, наводчикам-огневикам - быстрота в практических действиях, силовая производительность, координация движений [9, c. 42].

На занятиях физической культурой необходимо уделять внимание физической подготовке будущих воинов.

Сочетая занятия физической культурой с общефизической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Исследования, связанные с совершенствованием методики общей и военно-прикладной физической подготовки в общеобразовательной школе, предполагают экстенсивный подход к решению существующей проблемы. Авторы данных исследований повышение уровня физической подготовленности молодежи видят в увеличении количества уроков физической культуры или дополнительных внеклассных занятий. И хотя сегодня найдено решение этого вопроса, однако увеличение числа школьных уроков оправдано лишь при резком улучшении их качества.

В то же время следует согласиться с мнением Ю.Н. Вавилова о том, что одним из важнейших принципов перестройки школьной системы физического воспитания сегодня является единство обязательных урочных и внеурочных форм построения занятий, которые в совокупности призваны обеспечить ежедневную физкультурно-направленную двигательную активность учащихся.

Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания [6, c. 7].

Говоря о физической подготовленности как составной части физического состояния школьников, необходимо отметить, что большое значение в системе физкультурного образования имеет контроль за данным показателем.

Анализ научно-методической литературы показал, что в контроль за физической подготовленностью школьников необходимо включать контрольные упражнения, характеризующие уровень развития базовых способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости).

У учащихся школ, ПТУ, рабочих подростков по всем исследованным показателям (бег - 1000 м, 1000 м, метание гранаты 700 г, подтягивание на перекладине) результаты в большинстве случаев не соответствуют требованиям армейской службы [4, c. 27].

Выявлен следующий процент неудовлетворительных оценок у выпускников школ и солдат первого года службы по нормативам ОФП, характеризующим развитие физических качеств: в беге на 100 м, в прыжке в длину с разбега - 44%, в беге на выносливость (1000 м) - 56,7%, в подтягивании, подъеме переворотом, подъеме силой, подъеме ног к перекладине — 69,1%.

З.Я.Крекотень, С.Ф.Сериков, В.В.Федельский, Г.Н.Птицын определили, что отклонения от нормативных требований чаще отмечаются в результатах бега на 100 м, метании гранаты, в прыжке в длину с места, т.е. в нормативах по физической подготовке, требующих достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых качеств.

Другие авторы считают, что наиболее трудновыполнимым является норматив на силу - подтягивание из виса на высокой перекладине, одном из основных упражнений ОФП. Эти же авторы наблюдали низкое качество выполнения нормативов в беге на 1000 метров, характеризующих уровень развития общей выносливости [17, c. 132].

В зависимости от цели применения какого-либо контрольного упражнения, а также от степени надежности и информативности определения физической подготовленности школьников, исследователи предлагают от 3 до 15 различных тестов.

Для повышения готовности молодого поколения к освоению наиболее ответственных армейских специальностей требуется специальная физическая подготовка уже в условиях обучения юношей в общеобразовательных учебных заведениях.

Большую роль при этом играет процесс отбора юношей с высоким
уровнем развития физических качеств и двигательной подготовленности в целом.

Таким образом, для успешного выполнения задач, поставленных перед РА необходим уровень физической подготовленности военнослужащих, определенный наставлением по физической подготовке. Отсюда следует, что юноши - призывники к 16 - 18 годам должны достичь уровня физической подготовленности, необходимого для военной службы.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Цель, задачи, методы исследования

Исследовательская работа по физической подготовке допризывной молодежи проводилась на базе Майской средней общеобразовательной школы с. Покровка Амгинский улус Республики Саха (Якутия).

В эксперименте участвовали ученики 10-11 классов в количестве 10человек.

Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература: о физической подготовке будущих воинов, о физиологических особенностях юношей допризывного возраста. Разрабатывалась методика тестирования юношей допризывного возраста. Были изучены данные спортивной метрологии, позволившие объективно проанализировать и обосновать результаты исследований.

Цель исследования: изучить особенности физической подготовки юношей допризывного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выявить особенности развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выработать рекомендации по развитию физической подготовки юношей допризывного возраста.

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Педагогические наблюдения;
  • Тестирование физической подготовленности;
  • Методы математической статистики.

Исходя из задач исследования, мы выдвинули следующие 3 этапа:

1. Констатирующий этап.

2. Формирующий этап.

3. Контрольный этап.

Педагогические наблюдения проводились во время занятий физической культуры.

Свою работу начали с констатирующего этапа исследования.

На констатирующем этапе - после предварительной подготовки до начала эксперимента было проведено обследование учащихся. Для определения физической подготовки юношей допризывного возраста мы использовали тестирование.

Для исследования развития физической готовности юношей допризывного возраста проводились следующие тесты.

1. Отжимания. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Исходное положение: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги опираются носками. По команде “Марш!” необходимо энергично отжаться, сгибая руку в локтях. Обратным движением вернуться в исходное положение. Засчитывается количество отжиманий в течение 30 сек.

Результат. Количество отжиманий.

  • “Отлично” - больше 45 раз,
  • “Хорошо” - 30 раз,
  • “Удовлетворительно” - 28 раз.

2. Подтягивания на высокой перекладине упор в висе. Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы — количество подтягиваний.

В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Определяет силу мышц рук и плечевого пояса путем подсчета количества подтягиваний. И.п. вис на перекладине прямым хватом, ноги не касаются пола. При выполнении подтягиваний не допускаются раскачивания, маховые движения ногами. При движении вверх подбородок должен оказаться над перекладиной, при движении вниз руки полностью выпрямляются.

Оборудование. Перекладина, свисток.

Результат. Количество подтягиваний.

  • “Отлично” - более 15 раз,
  • “Хорошо” - 12 раз,
  • “Удовлетворительно” - 10 раз.

3. Бег на 1000 м.

Тест позволяет оценить выносливость.

Бег на 1000 м без зачета времени:

  • “Отлично” - 1000-800 метров,
  • “Хорошо” - около 700-600 метров,
  • “Удовлетворительно” - менее 500.

Требования к контрольным тестам приведены в приложении 1.

Такой же тест для определения физической подготовленности юношей старшего школьного проводился на заключительном этапе исследования.

На следующем этапе в экспериментальной группе мы проводили работу по физической подготовке юношей допризывного возраста.

На уроках физкультуры мы широко использовали физические упражнения на развитие таких физических качеств как:

  • скоростно-силовые упражнения;
  • упражнения, требующие определенной выносливости;
  • упражнения, требующие высокой координации.

Упражнения на занятиях по физической подготовке следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.

В комплексы упражнений по физической подготовке включали:

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняемые на месте или во время ходьбы.

Бег, прыжки и многоскоки. 

Упражнения для мышц туловища: 

а) наклоны и повороты в и. п. стоя;

б) упражнения для передней брюшной стенки в и. п. сидя и лежа на спине;

в) упражнения для мышц спины в и. п. лежа на спине и на животе;

г) упражнения для косых мышц живота в и. п. лежа на животе и стоя на коленях.

Упражнения для поддержания гибкости и подвижности в суставах.

  • Бег и прыжки на месте. 
  • Упражнения на координацию (для мышц рук, ног и туловища). 
  • Расслабление  мышц,  элементы  самомассажа  и  дыхательные упражнения.

Приведенный комплекс довольно прост по выполнению. Его можно значительно усложнить за счет включения дополнительных движений руками, ногами и туловищем почти в каждое упражнение. Продолжительность выполнения комплекса около 30 мин. Этого вполне достаточно, чтобы провести тренировку.

Примерный комплекс упражнений на физическую подготовку юношей допризывного возраста приведен в приложении 4. Упражнения выполнялись из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе спине, боку в различных упорах.

Также использовали бег на 100 м, метание гранаты, в прыжок в длину с места, подтягивание из виса на высокой перекладине, подъем переворотом, подъем силой, подъем ног к перекладине.

На контрольном этапе проводилось повторное тестирование юношей допризывного возраста, полученные данные обрабатывались, анализировались.

В приложениях 2, 3 приведены протоколы исследования экспериментальной группы на диагностическом и контрольном этапах исследования.

При изучении основных статистических характеристик ряда измерений оценивали центральную выборку и колеблемость или разнообразие. Центральную тенденцию выборки позволяют оценить такие статистические характеристики, как среднее арифметическое. Среднее арифметическое мы вычисляли по формуле:

Где Х – среднее арифметическое значение;

х1 – отдельное значение выборки;

n – число измерений;

a - знак суммирования.

Таким образом, в занятия по физическому воспитанию целесообразно включать элементы подготовки юношей к службе в Армию.

2.2. Результаты тестирования

Результаты тестирования физической подготовки экспериментальной группы юношей допризывного возраста, на начальном и заключительном этапах исследования, мы свели в таблицу 1.

Таблица 1
Динамика изменений физической подготовки юношей допризывного возраста

Тестирование Этапы Оценки
5 4 3 2
Подтягивание
в %
Констатирующий 0

20

10

60

50

20

40

0

Контрольный
Отжимание
в %
Констатирующий 0

20

20

70

70

10

10

0

Контрольный
Бег на 1000м.
в %
Констатирующий 0

30

20

70

60

0

20

0

Контрольный

В диаграмме 1 приведены изменения в тестировании на подтягивание юношей допризывного возраста.

Диаграмма 1.
Изменения в тестировании на подтягивание

В диаграмме 2 приведены изменения в тестировании на отжимание юношей допризывного возраста.

Диаграмма 2.
Изменения в отжимание на подтягивание

В диаграмме 3 приведены изменения в тестировании на бег 1000м. юношей допризывного возраста.

Диаграмма 3.
Изменения в тестировании на бег 1000 м.

Средний арифметический оценочный балл по группе на констатирующем этапе:

3,3+3,6+2,6+2,3+2,6+3+3,3+3,3+2,6+3,6 / 10 = 3,02

Средний арифметический оценочный балл по группе на контрольном этапе:

4,3+4,3+4+3,3+4+4,3+4,3+4+4+4,6 / 10 = 4,1

В диаграмме 2 приведена сравнительная характеристика изменений на двух этапах исследования в развитии физической подготовленности юношей допризывного возраста.

Диаграмма 2.
Изменения среднего оценочного балла физической подготовки

2.3.Обсуждение результатов исследования

Исходя из исследования, на контрольном этапе, у экспериментальной группы юношей допризывного возраста повысился уровень развития физической подготовки.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что физическая подготовленность юношей допризывного возраста зависит от занятий и тренировок на занятиях физической культурой, ориентированной на подготовку будущих воинов.

Как показывает метод математического вычисления, на констатирующем этапе исследования, средний оценочный балл экспериментальной группы был на уровне - 3,02. На контрольном этапе, после проведенной работы по повышению физической подготовленности юношей допризывного возраста составляет 4,1 балла.

На заключительном этапе экспериментальная группа юношей показала повышение результатов развития физической подготовки. Изменения составляют 1,08 балла.

Из результатов процентного соотношения разных видов тестирования видно как при использовании специальных занятий по физической культуре повысился уровень физической подготовки юношей допризывного возраста.

Если сравнить в целом изменения на констатирующем и контрольном этапах физической подготовленности юношей допризывного возраста, то хорошие показатели отмечаются на контрольном этапе у экспериментальной группы.

Выводы

В ходе изучения особенностей физической подготовки юношей допризывного возраста на занятиях физической культурой мы пришли к следующим выводам:

Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.

Исходя из исследования, на контрольном этапе, у экспериментальной группы, повысился уровень физической подготовки юношей допризывного возраста, что доказывает эффективность специальных занятий по физической культуре.

Большое разнообразие движений на занятиях и целенаправленная подготовка юноши к будущей службе в армии привело к необходимости количественно и качественно оценивать компонент физической подготовки.

На контрольном этапе показатели развития физической подготовки показали значительные изменения.

На уроках физкультуры мы широко использовали физические упражнения на общую физическую подготовку. Также использовали бег на 100 м, метание гранаты, в прыжок в длину с места, подтягивание из виса на высокой перекладине, подъем переворотом, подъем силой, подъем ног к перекладине.

Практические рекомендации

Исходя из результатов исследования, у нас возникли следующие рекомендации:

Важно подбирать такие упражнения, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых физических качеств юношей допризывного возраста;

При работе по повышению физической подготовки юношей допризывного возраста необходимо учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся;

При определении объёма и интенсивности нагрузок, обеспечивающих оптимальный тренировочный эффект повышения физической подготовки, необходимо рациональное сочетание интенсивных нагрузок с малоинтенсивными;

Один из основных принципов, на котором необходимо проводить занятия это принцип непрерывности, который представляет собой общую последовательность, преемственность занятий.

Список литературы

  1. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты)/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. - № 1. - с. 22-26.
  2. Балов А. Ш., Киргуев А. Х. Физическое воспитание как фактор повышения профессиональной подготовки советских воинов. – М.: ВПА, 1982. – 64 с.
  3. Белинович В. В. Обучение в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1953. – 262 с.
  4. Белинович В. В. Вопросы организации физического воспитания учащихся, профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. – М.: Высшая школа, 1967.
  5. Белов А. И., Гандер Д. В., Павлов Г. Р., Шпаченко Д. М. Методика самостоятельной подготовки летчика к полету и определение степени готовности к полету. – Ростов-на-Дону, 1977. – 66 с.
  6. Бондаревский Е. Я. О структуре тестов, характеризующих физическую подготовленность молодежи // Нормативные требования советской системы физического воспитания. – М.: ВНИИФК, 1967. – С. 7.
  7. Бондаревский Е. Я. Некоторые аспекты научного обоснования комплекса ГТО, как нормативной основы советской системы физического воспитания / Тезисы докл. Всесоюзн. научно-практ. конф. по Всесоюзн. компл. ГТО. – М., 1974. – С. 13-15.
  8. Бондаревский Е. Я., Стародубцев М. В., Кочарян Ю. Е. Методология построения должных норм физической подготовленности: Метод. рекомендации. – М.: ВНИИФК, 1983. – 48 с.
  9. Бочков Б. Мастерски владеть боевой техникой. – КВС, 1976. – № 21. – С. 31.
  10. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: ФИС, 1971. – 311 с.
  11. Варваров В. Психологическая готовность к бою. – КВС, 1981. – № 6. – С. 48-52.
  12. Вейднер-Дубровин Л. А., Джамгаров Т. Т. Специальная направленность физической подготовки в Вооруженных Силах СССР: Пособие для слушателей факультета. – Л.: ВКФФКиС при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1966. – 56 с.
  13. Вейднер-Дубровин Л. А. . Шейченко В. А. Требования к разработке комплексов для проверки физической подготовленности военнослужащих // Тезисы докл. итоговой науч. конф. за 1982 год. – Л.: ВДКИФК, 1983. – С. 49-51.
  14. Вильчковский Э. С. развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.
  15. Военная педагогика и психология // Под ред. А. В. Барабанщикова. – М.: Воениздат, 1986. – 239 с.
  16. Волкогонов Д. Состояние морального фактора и боеспособность армии. – Квс, 1971. – № 21. – С. 18-25.
  17. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооруженных Силах Союза ССР: Монография. – Л.: ВКФФКиС, 1964. – 317 с.
  18. Всесоюзный физический комплекс "Готов к труду и обороне СССР".-М.: ФиС, 1985-34с.
  19. Гаврилюк В. К. Психологические основы физической подготовки и спорта: Лекционный курс. – Л.: КВИФК и С, 1959. – 150 с.
  20. Гофман Ж.И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки.- М.: Высшая школа, 1985.
  21. Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001.
  22. Залетаев, П.И., Шлянов, В.П., Загорский, В.И. Физическая культура. - М., 1984. – 162 с.
  23. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.
  24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.
  25. Методические указания к лабораторным работам по определению и оценке физического развития спортсменов. Алма-Ата, 1998.40 с.
  26. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев ит.д. Якутск, 2001.
  27. Румшинский, Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. - М., 1971. - С.27-37.
  28. Сыч В.Л. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Современная система спортивной подготовки. М., 1995.
  29. Толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.
  30. Теория спорта /Под ред. проф. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987.
  31. Филимонов В.И. Спортивно-техническая и физическая подготовка. М., 2000.
  32. Шамаев Н.К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии. Якутск, 1986.
  33. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.
  34. Шилна Б.М. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1989.
  35. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёв, А.А.Сафонов. - М., 1994. - 368 с.