Учебник: “Русский язык” 5 класс, под редакцией М.М.Разумовской
Технические средства: классная доска, карточки
Цель урока: формирование умения находить грамматическую основу в предложениях с безличными глаголами.
Задачи:
Обущающие: формировать умение находить грамматическую основу в предложениях с безличными глаголами, умение использовать личный глагол в безличном значении;
Развивающие: развивать грамотную речь, общие учебные практические умения, мотивацию к обучению.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к чужому мнению, самостоятельность, инициативу;
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы: коллективная, самостоятельная, парная
Планируемые результаты:
Личностные: осознание своих возможностей, умение высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, проявление инициативы, способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха;
Предметные: умение находить грамматическую основу в предложениях с безличным глаголом , определять в каком значении употреблен безличный глагол, употреблять личный глагол в безличном значении;
Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение анализировать, делать выводы.
Структура и ход урока
Этапы | Содержание | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Организационный | Психологический настрой: Девиз урока:
Начнём урок |
Коммуникативная Объясняют смысл фразы |
Личностный: Настрой на работу, осознание свих возможностей |
Актуализация знаний | Ст..рик медленно идёт. Дорога п..тляет по
каменистой мес..ности. Дует пр..хладный в..терок.
Уже в..череет. Задание:
|
Подчеркивают орфограммы, Определяют место орфограммы в слове Взаимопроверка( работают в парах) Выявление ошибок Оценивание работ |
Предметные :умение находить
грамматическую основу,объяснять выбор
орфограммы Регулятивные:уметь анализировать, |
Введение в тему: | Какое предложение вызвало затруднение? Почему? Есть ли в этом предложении действующее лицо? Как же мы назовем глаголы , у которых не можем определить лицо? Попробуем сформулировать тему урока Сверим сформулированную нами тему с той , что записана на доске Целеполагание: тему знаем, какую цель поставим перед собой? |
Предлагают варианты (тема, записанная на доске, закрыта) Пробуют сформулировать тему, сверяют, если необходимо, корректируют Предлагают варианты, аргументируют свой выбор |
Регулятивные:уметь анализировать, Коммуникативные: умение формулировать высказывание
Личностные:умение высказывать свою точку зрения, проявление инициативы, стремление к приобретению новых знаний |
Постановка учебной проблемы | Почему у нас возникли трудности? ( трудности в определении лица глагола, не знаем правила, не умеем разбирать предложения с такой формой глагола, проблема..) Значит, нам нужна дополнительная информация Где мы найдем нужную информацию? |
Информация из учебника Читают справочный материал стр 250 п.1 Определяем ключевые слова Безличные Явления( состояние природы)... Физическое состояние живого существа |
умение осуществлять информационный поиск умение отбирать информацию |
Первичное закрепление | Выполнить задание: Укажите время глаголов. Морозит. Скоро будет рассветать. Его знобило Вывод: безличные глаголы могут изменяться по временам Сравните: Зазвенели бубенчики.- В ушах зазвенело. Лич безлич Справочный материл учебника Стр 251.п.2 ( материал для наблюдений) |
Делают вывод. Приводят примеры Сравнивают Делают вывод: личные глаголы могут выступать в безличном значении Проговаривают основные положения правила Могут иметь только .. Могут изменяться... Могут употребляться.. |
уметь анализировать, делать вывод
умение сравнивать, делать вывод
умение отбирать информацию умение формулировать высказывание |
Закрепление | Выполните упражнение № 644 | Самостоятельно выполняют упр (Один у доски записывает безличные глаголы) Сверяют... Оценивают свои работы |
Личностный - осознание своих возможностей Коммуникативные: - умение осуществлять самоконтроль |
Рефлексия | Вспомните тему и цель нашего урока. Скажите, что каждый из вас теперь умеет....проверим Карточка.(по выбору) №1 Определить, что обозначают безличные глаголы. Вот уже светает. Но мне не спится. На улице подморозило .Дышится легко и свободно. №2.Придумать предложения, чтобы глаголы были употреблены в личном и безличном значениях. 1. Пахнет 2. Темнеет |
Проговаривают Оценивают свои умения Определяют сложность предложенной работы Делают выбор |
Личностные Предметные метапредметные |
Домашнее задание | Придумать, или выписать из учебника по литературе 3 предложения с безличными глаголами, найти грамматическую основу. | Записывают задание | Предметные Личностные метапредметные |
Итог урока | Как вы оцените свою работу на уроке? Довольны ли вы своей работой? |
Самооценка аргументация |
Личностные метапредметные |