Безличные глаголы. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебник: “Русский язык” 5 класс, под редакцией М.М.Разумовской

Технические средства: классная доска, карточки

Цель урока: формирование умения находить грамматическую основу в предложениях с безличными глаголами.

Задачи:

Обущающие: формировать умение находить грамматическую основу в предложениях с безличными глаголами, умение использовать личный глагол в безличном значении;

Развивающие: развивать грамотную речь, общие учебные практические умения, мотивацию к обучению.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к чужому мнению, самостоятельность, инициативу;

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы: коллективная, самостоятельная, парная

Планируемые результаты:

Личностные: осознание своих возможностей, умение высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, проявление инициативы, способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха;

Предметные: умение находить грамматическую основу в предложениях с безличным глаголом , определять в каком значении употреблен безличный глагол, употреблять личный глагол в безличном значении;

Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение анализировать, делать выводы.

Структура и ход урока

Этапы Содержание Деятельность учащихся Планируемый результат
Организационный Психологический настрой:

Девиз урока:

Дорогу осилит идущий
Вот и мы попробуем осилить...

Начнём урок

Коммуникативная

Объясняют смысл фразы

Личностный:

Настрой на работу, осознание свих возможностей

Актуализация знаний Ст..рик медленно идёт. Дорога п..тляет по каменистой мес..ности. Дует пр..хладный в..терок. Уже в..череет.

Задание:

  • объяснить написание слов с пропущенными буквами
  • подчеркнуть грамматические основы
  • определить в форме какого лица употреблены глаголы-сказуемые
Подчеркивают орфограммы,

Определяют место орфограммы в слове

Взаимопроверка( работают в парах)

Выявление ошибок

Оценивание работ

Предметные :умение находить грамматическую основу,объяснять выбор орфограммы

Регулятивные:уметь анализировать,

Введение в тему: Какое предложение вызвало затруднение?

Почему?

Есть ли в этом предложении действующее лицо?

Как же мы назовем глаголы , у которых не можем определить лицо?

Попробуем сформулировать тему урока

Сверим сформулированную нами тему с той , что записана на доске

Целеполагание: тему знаем, какую цель поставим перед собой?

 

 

 

Предлагают варианты

(тема, записанная на доске, закрыта)

Пробуют сформулировать тему, сверяют, если необходимо, корректируют

Предлагают варианты, аргументируют свой выбор

Регулятивные:уметь анализировать,

Коммуникативные: умение формулировать высказывание

 

 

Личностные:умение высказывать свою точку зрения, проявление инициативы, стремление к приобретению новых знаний

Постановка учебной проблемы Почему у нас возникли трудности?

( трудности в определении лица глагола, не знаем правила, не умеем разбирать предложения с такой формой глагола, проблема..)

Значит, нам нужна дополнительная информация

Где мы найдем нужную информацию?

Информация из учебника

Читают справочный материал стр 250 п.1

Определяем ключевые слова

Безличные

Явления( состояние природы)...

Физическое состояние живого существа

 

 

умение осуществлять информационный поиск

умение отбирать информацию

Первичное закрепление Выполнить задание:

Укажите время глаголов.

Морозит. Скоро будет рассветать. Его знобило

Вывод: безличные глаголы могут изменяться по временам

Сравните:

Зазвенели бубенчики.- В ушах зазвенело.

Лич безлич

Справочный материл учебника

Стр 251.п.2 ( материал для наблюдений)

 

Делают вывод. Приводят примеры

Сравнивают

Делают вывод: личные глаголы могут выступать в безличном значении

Проговаривают основные положения правила

Могут иметь только ..

Могут изменяться...

Могут употребляться..

 

уметь анализировать, делать вывод

 

 

умение сравнивать, делать вывод

 

 

умение отбирать информацию

умение формулировать высказывание

Закрепление Выполните упражнение № 644 Самостоятельно выполняют упр

(Один у доски записывает безличные глаголы)

Сверяют...

Оценивают свои работы

Личностный

- осознание своих возможностей

Коммуникативные:

- умение осуществлять самоконтроль

Рефлексия Вспомните тему и цель нашего урока.

Скажите, что каждый из вас теперь умеет....проверим

Карточка.(по выбору)

№1

Определить, что обозначают безличные глаголы.

Вот уже светает. Но мне не спится. На улице подморозило .Дышится легко и свободно.

№2.Придумать предложения, чтобы глаголы были употреблены в личном и безличном значениях.

1. Пахнет

2. Темнеет

Проговаривают

Оценивают свои умения

Определяют сложность предложенной работы

Делают выбор

Личностные

Предметные

метапредметные

Домашнее задание Придумать, или выписать из учебника по литературе 3 предложения с безличными глаголами, найти грамматическую основу. Записывают задание Предметные

Личностные

метапредметные

Итог урока Как вы оцените свою работу на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Самооценка

аргументация

Личностные

метапредметные