Цели урока:
1. Обучающая:
- познакомить учащихся с правилом умножения натурального числа на 1 и на 0;
- раскрыть смысл умножения как действия заменяющего сложение одинаковых слагаемых;
- формировать умение решать задачи;
- совершенствовать вычислительные навыки;
2. Развивающая:
- развивать внимание;
- правильную математическую речь;
- сравнивать и делать выводы
3. Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, таблицы, тесты
ХОД УРОКА
1 Организационный момент:
- К уроку приготовились?
Проверим мы сейчас.
Дневник, пенал, учебник,
Нужна тетрадь для нас.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки?
- Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Ручейки бегут быстрее
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц... (март)
- А какое сегодня число?
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
- А раз наступил месяц март, значит, скоро кто-то придет к вам в гости. Как вы думаете кто?
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движением полна
Зовут меня .... (весна)
- У весны много дел: снег растопить, реки ото льда освободить, солнцем землю обогреть, распустить цветы. Вот эти цветы принесли вам числа для минутки чистописания, а какие вы узнаете, выполнив действия:
2. Минутка чистописания: 18, 28, 49, 35, 40
– А теперь задачи-шутки, только на одну минутку
Весна нас не забыла сладостями угостила
Прислала нам 10 кг конфет, 10 кг печенья. 10 кг фруктов
Сколько кг сладостей прислала нам Весна?
10+10+10 = 30(кг)
Весна в лесу густом
Построила цветочный дом
Пригласила к себе друзей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка, 2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра. Называть ответ пора:
2+2+2+2+2=10 друзей
- А теперь посмотрите, какой красивый цветок принесла вам Весна. Здесь задание, если вы выполните его правильно, узнаете тему нашего сегодняшнего урока:
Математический диктант:
- 39 уменьшить на 20 | (19) |
- К числу 25 прибавить разность чисел 32 и 2 | (55) |
- Из 100 вычесть сумму чисел 7 и 3 | (90) |
- Отнимите от 100 80 и увеличьте на 15 | (35) |
- Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 12. а разность 0 | (12) |
- Разность 60 и 40 увеличить 10 | (30) |
- Разность 65 и 3 увеличить на 4 | (66) |
- на одной полке 46 книг, а на другой на 12 книг больше. | |
Сколько книг на другой полке? | (58) |
- Запишите самое большое двузначное число | (99) |
(Проверка, числа вывешиваются на доске).
Самооценка
- А теперь расположите числа в порядке возрастания.
12, 19, 25, 30, 35, 66, 66, 68, 90. 99
(Числа переворачиваются, и появляется запись УМНОЖЕНИЕ)
- Что мы уже узнали про умножение? (Это действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых)
3. Закрепление ранее изученного материала
- У вас на столах карточки. Посмотрите на эти выражения. Что вы можете сказать?
5+5+5+5 8 *3 21+21 5 * 4 8+8+8 21 * 2 (в левом сложение, а в правом умножение)
- Соедините выражения левого столбика с выражением правого столбика, которые, по вашему мнению, связаны между собой (работа в парах)
- Почему вы так соединили выражения: что обозначает первое число при умножении? Что обозначает второе число?
Вывод: Сложение можно заменить умножением
- А всегда ли мы можем, действие сложение заменить на умножение? Посмотрите на эти выражения:
16+16+16 14+41 23+56
- Можем ли мы эти суммы заменить умножением? Почему? (Первую можем, а остальные нет)
Вывод: Заменить сложение умножение можно, когда все слагаемые одинаковые
- Запишите три суммы и замените их умножением.
4. ФИЗМИНУТКА
5. Работа над новым материалом
(На доске)
- вычислите примеры, заменив умножение сложением.
- А почему некоторые выражения записаны в рамках?
- Что интересного заметили при умножении числа на 1? (получается то же самое число)
- А как вы можете это объяснить, используя ранее полученные знания? (Заменить сложением?)
- А что получается при умножении числа на 0? Объясните почему?
- Это математические законы? Их можно записать в общем виде с помощью букв?
- Прочитаем вывод в учебнике.
- Для закрепления №1 (коллективно), №3 (самостоятельно по вариантам)
6. Закрепление. Решение задач.
- А теперь Весна приготовила для вас еще одно задание, а какое вы узнаете, когда исправите ошибки:
1) 6+6+6+6 = 6 * 4
2) 9+9+9+9 = 9 * 5 з
3)8 +8+8+8+8 = 8 * 3 а
4) 12 +12 = 12 * 2
5) 5+5+5 = 5 * 5 д
6) 6+6+6+6+6+6 = 6 * 6
7) 4+4 = 4 * 3 а
8) 43 +34 = 43 * 2 ч
9) 3+3+3+3 = 3 * 3 а
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с ошибкой и объясняют, затем карточки переворачиваются и появляется слово ЗАДАЧА)
Весна предлагает вам решить задачу №5, стр45 (коллективно)
7. Геометрическая задача
8. Обобщение и систематизация знаний учащихся
- Что нового вы узнали на уроке?
- А теперь, что бы узнать насколько хорошо вы усвоили материал, выполните небольшой тест
(Выполнение теста.)
Рефлексия: Дети оценивают свое настроение в конце урока, выбирают цветки
- Желтый – если все понравилось на уроке, было легко
- Красный – если допускал ошибки
- Синий – если урок совсем не понравился, ничего нового не узнал
Во время урока дети работали активно, выполняли каждое задание с интересом, быстро усвоили новый материал. На уроке реализованы следующие принципы:
- Принцип развития реализовывался на этапе получения новых знаний
- Принцип целостности содержания образования (связь с предыдущим уроком).
- Принцип психологической комфортности.
- Реализация развивающей и воспитательной задач в единстве с образовательной.
ТЕСТ
1. Среди выражений найди то, где выполняется умножение:
А а) 5+5
О б) 5 – 4
Я в) 5 •4
2. Найди правильный ответ 5 * 4 можно заменить
+ а) 5 + 4
- б) 5+5+5+5
? в) 4 + 4 + 4
3. Замени выражение 5 * 7 суммой
У а) 5+5+5+5+5+5+5
Г б) 5+7
Д в) 5+5+5+5+5+5
4. Замени сложение умножением 12+12+12+12
А а) 4 * 12
М б) 12 * 4
И в) 12 * 5
5. Найди верное выражение:
П а) 5 * 0 = 5
Р б) 5 * 0 = 6
Н в) 5 * 0 = 0
6. Найди верное выражение
И а) 6 * 1 = 6
Ы б) 6 * 1 = 1
У в) 6 * 1 = 7
7. На крыше 3 кота, что можно найти с помощью выражения 4 •3:
В а) Сколько у котов хвостов
Л б) Сколько у котов глаз
Ц в) Сколько у котов лап
8. На полянке бегают цыплята, всего 14 ножек. Сколько цыплят?
К а) 6
А б) 7
И в) 8