«Умножение натурального числа на 1 и на 0». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1. Обучающая:

  • познакомить учащихся с правилом умножения натурального числа на 1 и на 0;
  • раскрыть смысл умножения как действия заменяющего сложение одинаковых слагаемых;
  • формировать умение решать задачи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;

2. Развивающая:

  • развивать внимание;
  • правильную математическую речь;
  • сравнивать и делать выводы

3. Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, таблицы, тесты

ХОД УРОКА

1 Организационный момент:

- К уроку приготовились?
Проверим мы сейчас.
Дневник, пенал, учебник,
Нужна тетрадь для нас.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки?

- Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Ручейки бегут быстрее
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц... (март)

- А какое сегодня число?

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

- А раз наступил месяц март, значит, скоро кто-то придет к вам в гости. Как вы думаете кто?

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движением полна
Зовут меня .... (весна)

- У весны много дел: снег растопить, реки ото льда освободить, солнцем землю обогреть, распустить цветы. Вот эти цветы принесли вам числа для минутки чистописания, а какие вы узнаете, выполнив действия:

2. Минутка чистописания: 18, 28, 49, 35, 40

– А теперь задачи-шутки, только на одну минутку

Весна нас не забыла сладостями угостила

Прислала нам 10 кг конфет, 10 кг печенья. 10 кг фруктов

Сколько кг сладостей прислала нам Весна?

10+10+10 = 30(кг)

Весна в лесу густом
Построила цветочный дом
Пригласила к себе друзей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка, 2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра. Называть ответ пора:

2+2+2+2+2=10 друзей

- А теперь посмотрите, какой красивый цветок принесла вам Весна. Здесь задание, если вы выполните его правильно, узнаете тему нашего сегодняшнего урока:

Математический диктант:

- 39 уменьшить на 20 (19)
- К числу 25 прибавить разность чисел 32 и 2 (55)
- Из 100 вычесть сумму чисел 7 и 3 (90)
- Отнимите от 100 80 и увеличьте на 15 (35)
- Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 12. а разность 0 (12)
- Разность 60 и 40 увеличить 10 (30)
- Разность 65 и 3 увеличить на 4 (66)
- на одной полке 46 книг, а на другой на 12 книг больше.
Сколько книг на другой полке? (58)
- Запишите самое большое двузначное число (99)

(Проверка, числа вывешиваются на доске).

Самооценка

- А теперь расположите числа в порядке возрастания.

12, 19, 25, 30, 35, 66, 66, 68, 90. 99

(Числа переворачиваются, и появляется запись УМНОЖЕНИЕ)

- Что мы уже узнали про умножение? (Это действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых)

3. Закрепление ранее изученного материала

- У вас на столах карточки. Посмотрите на эти выражения. Что вы можете сказать?

5+5+5+5 8 *3
21+21 5 * 4
8+8+8 21 * 2 (в левом сложение, а в правом умножение)

- Соедините выражения левого столбика с выражением правого столбика, которые, по вашему мнению, связаны между собой (работа в парах)

- Почему вы так соединили выражения: что обозначает первое число при умножении? Что обозначает второе число?

Вывод: Сложение можно заменить умножением

- А всегда ли мы можем, действие сложение заменить на умножение? Посмотрите на эти выражения:

16+16+16 14+41 23+56

- Можем ли мы эти суммы заменить умножением? Почему? (Первую можем, а остальные нет)

Вывод: Заменить сложение умножение можно, когда все слагаемые одинаковые

- Запишите три суммы и замените их умножением.

4. ФИЗМИНУТКА

5. Работа над новым материалом

(На доске)

- вычислите примеры, заменив умножение сложением.

- А почему некоторые выражения записаны в рамках?

- Что интересного заметили при умножении числа на 1? (получается то же самое число)

- А как вы можете это объяснить, используя ранее полученные знания? (Заменить сложением?)

- А что получается при умножении числа на 0? Объясните почему?

- Это математические законы? Их можно записать в общем виде с помощью букв?

- Прочитаем вывод в учебнике.

- Для закрепления №1 (коллективно), №3 (самостоятельно по вариантам)

6. Закрепление. Решение задач.

- А теперь Весна приготовила для вас еще одно задание, а какое вы узнаете, когда исправите ошибки:

1) 6+6+6+6 = 6 * 4

2) 9+9+9+9 = 9 * 5 з

3)8 +8+8+8+8 = 8 * 3 а

4) 12 +12 = 12 * 2

5) 5+5+5 = 5 * 5 д

6) 6+6+6+6+6+6 = 6 * 6

7) 4+4 = 4 * 3 а

8) 43 +34 = 43 * 2 ч

9) 3+3+3+3 = 3 * 3 а

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с ошибкой и объясняют, затем карточки переворачиваются и появляется слово ЗАДАЧА)

Весна предлагает вам решить задачу №5, стр45 (коллективно)

7. Геометрическая задача

8. Обобщение и систематизация знаний учащихся

- Что нового вы узнали на уроке?

- А теперь, что бы узнать насколько хорошо вы усвоили материал, выполните небольшой тест

(Выполнение теста.)

Рефлексия: Дети оценивают свое настроение в конце урока, выбирают цветки

  • Желтый – если все понравилось на уроке, было легко
  • Красный – если допускал ошибки
  • Синий – если урок совсем не понравился, ничего нового не узнал

Во время урока дети работали активно, выполняли каждое задание с интересом, быстро усвоили новый материал. На уроке реализованы следующие принципы:

  1. Принцип развития реализовывался на этапе получения новых знаний
  2. Принцип целостности содержания образования (связь с предыдущим уроком).
  3. Принцип психологической комфортности.
  4. Реализация развивающей и воспитательной задач в единстве с образовательной.

ТЕСТ

1. Среди выражений найди то, где выполняется умножение:

А а) 5+5

О б) 5 – 4

Я в) 5 •4

2. Найди правильный ответ 5 * 4 можно заменить

+ а) 5 + 4

- б) 5+5+5+5

? в) 4 + 4 + 4

3. Замени выражение 5 * 7 суммой

У а) 5+5+5+5+5+5+5

Г б) 5+7

Д в) 5+5+5+5+5+5

4. Замени сложение умножением 12+12+12+12

А а) 4 * 12

М б) 12 * 4

И в) 12 * 5

5. Найди верное выражение:

П а) 5 * 0 = 5

Р б) 5 * 0 = 6

Н в) 5 * 0 = 0

6. Найди верное выражение

И а) 6 * 1 = 6

Ы б) 6 * 1 = 1

У в) 6 * 1 = 7

7. На крыше 3 кота, что можно найти с помощью выражения 4 •3:

В а) Сколько у котов хвостов

Л б) Сколько у котов глаз

Ц в) Сколько у котов лап

8. На полянке бегают цыплята, всего 14 ножек. Сколько цыплят?

К а) 6

А б) 7

И в) 8