Цель:
- создание условий для анализа доступного по содержанию художественного текста, осознания роли названия произведения;
- создание начальных представлений о нравственных понятиях; условий для формирования понимания нравственного содержания поступков людей, любви и уважению к Родине.
Оборудование: УМК В.А Лазаревой Литературное чтение 1-4 классы, 3 класс, в 2 частях.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас очередной урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать секреты художественного произведения, поставите новые задачи и проблемы.
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно?
II. Актуализация знаний.
- Кто в нашей жизни занимает важное место?
- А кто занимает особое место в семье?
- Что значит опора семьи?
- Кого называют защитниками Отечества?
- Найдите слова, которые соответствуют слову защитник.
- Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдёт речь в этом тексте?
Чтение текста учителем.
- Как вы поняли смысл названия рассказа?
- Что вам показалось странным и неожиданным в этом рассказе?
- Как вы оцениваете такое отношение отца к сыну?
- Вы считаете его правильным или нет?
- Найдите в рассказе строчки, в которых автор рассказывает о строгом обращении с сыном, пятилетним мальчиком.
Выборочное чтение.
- Найдите слова, в которых говорится, как автор относится к таким действиям отца: оправдывает он его или осуждает?
- Зачем автор, рассказывая нам о таком строгом воспитании человека, назвал эту историю “военными” словами: “ Солдат на посту”?
- Что он хотел этим сказать?
- Какой человек станет защитником Родины?
Повторное чтение.
- Когда и как надо воспитывать будущего защитника Родины?
- Вернитесь к его названию.
- Подумайте, зачем такое название дал автор?
III. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдёт речь в этом тексте?
Чтение текста учителем.
- Как вы поняли смысл названия рассказа?
- Что вам показалось странным и неожиданным в этом рассказе?
- Как вы оцениваете такое отношение отца к сыну?
- Вы считаете его правильным или нет?
- Найдите в рассказе строчки, в которых автор рассказывает о строгом обращении с сыном, пятилетним мальчиком.
Выборочное чтение.
- Найдите слова, в которых говорится, как автор относится к таким действиям отца: оправдывает он его или осуждает?
- Зачем автор, рассказывая нам о таком строгом воспитании человека, назвал эту историю “военными” словами: “Солдат на посту”?
- Что он хотел этим сказать?
- Какой человек станет защитником Родины?
Повторное чтение.
- Когда и как надо воспитывать будущего защитника Родины?
- Вернитесь к его названию.
- Подумайте, зачем такое название дал автор?
Физкультминутка.
Шмель тяжёлый, полосатый,
Целый день летал по саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
IV. Закрепление нового материала.
Выполнение заданий в группах.
1 группа
- Чтение по ролям
2 группа
- Инсценирование произведения.
3 группа.
- Составление рассказа от имени мальчика.
V. Подведение итогов.
- Какова роль названия произведения?
- Каким должен вырасти будущий солдат?
- Оправдал ли наш герой доверие отца?
- Оцените свою работу.
- Спасибо. Вы молодцы!