Форма урока: викторина
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать знания учащихся по данной теме;
Развивающие:
- развить способность проявления реакции в использовании своих знаний в нестандартных ситуациях, а так же внимательности;
- развивать образное и логическое мышление путем выполнения учащимися познавательных и конкурсных заданий
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
- воспитывать уважение к истории;
- На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного в ходе викторины – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям
Оборудование урока:
- Карточки с заданиями, презентация, ноутбук, мультимедиа .
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мотивация уч-ся
1. Вступительное слово.
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним и применим на практике свои знания по мифологии древней Греции.
- Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.
Урок пройдёт в форме викторины. Викторина состоит из конкурсов, творческих заданий. В ходе викторины вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одноклассникам. Иными словами те качества, которые были характерны древним эллинам. В конце урока мы узнаем, кто же лучше всех знает мифы Древней Греции.
III. Основная часть.
1.Разминка.
- Знаменитый греческий герой, совершивший двенадцать подвигов.(Геракл)
- Титан, который похитил огонь с Олимпа и принёс его людям. (Прометей)
- Чудовище, которое обитало на острове Крит в лабиринте. (Минотавр)
- Как звали царя острова Итака, который 10 лет возвращался с Троянской войны? (Одиссей)
- Циклоп, которого перехитрил Одиссей. (никто)
- Как звали бога морей? (Посейдон)
- Как звали свирепого пса, охранявшего ворота Аида? (Цербер)
- Юноша, которого боги превратили в цветок за сильную любовь к себе. (Нарцисс)
- Кто одолел Минотавра? (Тесей)
- Юноша, поднявшийся в воздух на крыльях и погибший от лучей солнца. (Икар)
- Герой, тело которого почти всё было неуязвимо для стрел. (Ахиллес)
- Кто из богов подарил быка царю Крита?(Посейдон)
- Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина).
- Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).
- Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).
- Греческий верховный бог? (Зевс)
- Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару?(Крит)
- Название горы – места обитания богов? (Олимп)
- Главный герой “Илиады”? (Ахилл)
- Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
- Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
- Жена Одиссея? (Пенелопа)
- Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
- Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
2. Отгадай загадку.
- История нам часто преподносить загадки, над которыми работают не один год ученые. Вот я и вам предлагаю попробовать отгадать исторические загадки:
1.
Он собьет с пути,
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его Зевс
2.
Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут Аид
3.
Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец Гефест
4.
Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта Афродита
5.
На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости Афина
6.
Он меткий стрелок
И на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он
Брат Артемиды, бог Аполлон
7.
Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону Персей.
3. Крылатые выражения
- Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
- Как сказали бы греки?
Причину ссоры мы называем Яблоко раздора
Подарок, сделанный с коварным замыслом Троянский конь
Уязвимое место мы называем Ахиллесова пята
Способ, помогающий выйти из трудного положения - нить Ариадны
4. Кто мог сказать такие слова?
- Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:
1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)
2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал)
3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл)
4. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)
5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей)
Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).
5. Кто мог потерять эти вещи?
Клубок ниток, золотое яблоко, воск и перья, черный парус, крылатые сандалии, трезубец.
Ответ:
Ариадна, Афродита, Дедал, Тесей, Гермес, Посейдон.
6. Родительское горе героев мифов.
- Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:
- Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!
- Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!
- Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!
Ответ: Дедал, Эгей, Деметра.
Угадай миф и расскажи его
- Миф о Прометеи
- Миф о Дедале и Икаре
- Миф о Минотавре
IV. Подведение итогов.