Единицы длины: километр. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4

УМК: “Школа России”

Учебный предмет: математика

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

  • Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

образовательные:

  • познакомить детей с названием новой, неизвестной величиной измерения длины – километр;
  • дать представление об использовании их на практике, о соотношении с другими известными мерами длины;
  • совершенствовать навыки устного счета,
  • умение логично анализировать арифметические задачи, решать их; совершенствовать умение пользоваться линейкой, вести измерения;
  • учить детей применять полученные теоретические знания на практике;

развивающие:

  • способствовать развитию у школьников умения правильно применять математические величины;
  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы,
  • уметь доказывать, аргументировать своё мнение;
  • содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, внимания и речи, расширению кругозора;

воспитывающие:

  • создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;
  • воспитывать аккуратность и внимание;
  • содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Задачи:

  • Подвести учащихся к “открытию” новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.
  • Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырёхзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины.
  • Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

  • На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, работа в группах с измерительными приборами.

Ход урока

I. Организационный момент. (1-2 мин) (2 слайд)

Настроимся на урок и работу.

Запишите число, классная работа.

II. Устный счёт. (3-10 слайды)

III. Актуализация знаний: (5 мин)

(На доске записаны различные единицы.)

- Что вы видите на доске?

1 см, 1 см 2 ,1 дм, 1мин, 1мм, 1 м, 1 коп., 1 км, 1 час, 1 руб., 1 м2

- Распределите эти единицы по группам, какие группы образовались?

1 мм,

1 см,

1 дм,

1 м,

1 км,

1 час,

1 мин,

1 руб.,

1 коп.,

1 см 2,

1 м2

- Я предлагаю обратить ваше внимание на первую группу. Назовите все единицы длины, которые вы знаете.

- Запишите их в порядке возрастания: 1мм, 1см, 1дм, 1 м, 1 км?

- Какая единица длины сама маленькая? (мм)

- Какая самая большая? (м или км?)

- С какой единицей мы ещё не знакомились на уроках математики? (1 км)

- Ну, а теперь давайте определим тему и задачи нашего урока.

IV. Освоение новых знаний:

Тема: Знакомство с новой единицей длины – километр.

Задачи: познакомится с новой единицей длины, научиться соотносит её с другими мерами длины, учиться применять полученные знаний на практике.

- Ребята! Скажите, может кто-нибудь уже знает про эту единицу длины?

1. Исследовательская работа: (5-7 мин)

- В ходе работы нам необходимо найти самую большую длину и самую маленькую.

- Для того, чтобы разобраться в этом вопросе я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Выполнять эту работу мы будем группами.

(Деление на группы дифференцированно)

Все результаты необходимо записать в тетрадь.

Необходимо соблюдать правила работы в группах:

- работаем тихо

- работаем дружно

- внимательно выслушиваем мнение другого

  • I группа ( 2 учащихся )- измерит длину доски
  • II группа ( 2 учащихся )- измерит высоту двери
  • III группа ( 2 учащихся )- измерит ширину класса
  • IV группа ( 2 учащихся )- измерит длину подоконника
  • V группа (средний ряд)- измерит длину парты
  • VI группа ( все остальные )- измеряют длину учебника математики

Опросить все измерения, записать на доске. Выразить эти величины другими единицами.

Учебник 26 см= 2 дм 6 см

Подоконник 150 см = 15дм = 1м 50 см

Парта 120 см = 12 дм = 1 м 20 см

Доска 300 см = 30 дм = 3 м

Дверь 190 см = 19 дм = 1 м 90 см

Класс 500 см = 50 дм = 5 м

Вспомним соотношение единиц длины ( таблица на доске)

- А что же тогда мы можем измерить километрами?

2. “Открытие” новых знаний. (10 мин)

Прочитаем теоретический материал в учебнике и узнаем верно мы думаем или нет. Стр. 36.

Давайте заглянем в толковый словарик.

- В названии единицы длины - КИЛОМЕТР, часть слова нам уже известна - МЕТР, а часть слова КИЛО - нет. Это слово взято из французского языка и означает - ТЫСЯЧА.

- Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

КИЛОМЕТР - тысяча метров

Запишем: 1 км = 1000 м

3) Знакомство с приборами.

- Какими инструмента ми мы пользовались, выполняя измерения в классе?

- Скажите можно ли измерить расстояние между городами линейкой? А сантиметровой лентой?

- Почему?

- Для этого во все времена существовали специальные приборы.

В старину длину дороги мерили землемерным циркулем или по - другому "сажень" (13 слайд) в виде буквы А высотой 1 м 37 см и шириной 2 м.

В настоящее время используют другие приборы, в основном электронные. Например, в автомобиле установлен специальный прибор " ОДОМЕТР", показывающий количество пройденных километров. (14 слайд)

В строительстве дорог используют прибор " КУРВИМЕТР" (15 слайд), который позволяет измерить точную длину будущей трассы. Этот же прибор можно использовать при определении расстояния по карте, другое его название ШАГОМЕР.

ФИЗМИНУТКА

V. Закрепление нового материала: (14 минут)

- Использовать уже полученные знания, что в 1 км содержится 1000 м, выполним

1) Стр. 37 № 152

2) задача № 153

Прочитаем задачу.

- Вам всё понятно на чертеже?

- Как движется пешеход?

  • вдогонку
  • навстречу
  • в противоположные стороны

- Как движутся пешеходы на 1-м чертеже?

- Какое расстояние между остановками?

- Какое расстояние прошёл 1-й пешеход? 2-ой пешеход?

- Прочитайте главный вопрос задачи. Где на чертеже находится это расстояние?

Запишем решение.

160+140=300 (м)- прошли два пешехода

1000 — 300 = 700 (м)- стало между пешеходами

- Что изменилось на втором чертеже?

Покажите какое теперь расстояние нам надо найти.

Запишем решение второй задачи.

160+140=300( м)- пошли два пешехода

1000+300=1300( м)- стало между пешеходами

Сравните две задачи. Чем они отличаются?

VI. Повторение.

№ 154 по вариантам, проверка

VII. Подведение итогов.

Проверим как вы поняли какими единицами длины измеряются разные предметы. (19-20 слайды)

- Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо работали, много успели сделать. Теперь вы должны подвести итог тому, чему вы сегодня научились.

Я понял тему урока и могу работать с единицами длины. Я понял тему урока, но есть еще вопросы Я понял тему урока, но испытываю затруднения в переводе единиц длины. Я не понял темы урока и не могу работать с единицами длины.

 - Молодцы, ребята! Я надеюсь, мы сегодня поработали плодотворно и нам остается закрепить уже полученные знания дома.

VII. Домашнее задание.

Стр.37 №155.

Приложение.