Внеклассное мероприятие «Что значит быть хорошим другом?»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель занятия: помочь детям разобраться в том, каким должен быть хороший друг.

Оборудование: высказывания о дружбе В.А.Сухомлинского и В.Г.Белинского; листочки с перечисленными нравственными качествами личности; бумажные колоски пшеницы и ладошки для рефлексии; песня “Улыбка” В. Шаинского; песня В.Иванова “Ты да я, да мы с тобой”; стихотворение Б.Заходера “Мы – друзья”

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка темы занятия (“Что значит быть хорошим другом?”)

- Друг. Это слово вы произносите довольно часто, но всегда ли тот, кого вы называете другом, на самом деле им является?

III. Работа над темой занятия.

- Ребята, посмотрите на слова, которые записаны на доске. Можно ли сказать, что речь идёт об одном и том же человеке?

  • ПРИЯТЕЛЬ
  • ТОВАРИЩ
  • ДРУГ

Я прочитаю определения, а вы догадайтесь о ком идёт речь.

- близкий знакомый (приятель);

- человек, близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе (товарищ);

- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает (друг).

- У каждого из вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберёмся, чем отличаются понятия “друг” и “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но всё же различаются. Как?

Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции.

Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у людей есть общие интересы, симпатия, то можно их назвать товарищами.

- Товарищество – это благородное чувство. Оно зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолевать голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

- Понятие "товарищество" не всегда имело нынешнее значение. Например, в 17 веке слово "товарищ" означало "боевой соратник". Во все времена особенно ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

- Дружба же – это высшая степень товарищества.

Друзья – это люди, которых связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая иногда до самопожертвования. Дружба приносит радость от общения.

- Иметь друга – это настоящий подарок судьбы.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?

- Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу занятия вы поймете настоящие ли вы друзья?

- А при каких условиях, с чего может в классе возникнуть дружба? (игры, общение, общие дела, совместные игры)

- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

- А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке? (с улыбки)

- Это верно, а почему?

- Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Физминутка

- О дружбе размышляли во все времена. Философы, поэты, ученые излагали свои мысли.

  • “Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства”. (В.А.Сухомлинский)
  • “Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут”. (В.Г. Белинский)

- Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

- У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Поэтому будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? (предательство, обман, высокомерие)

- Ребята, а вы слышали такое выражение - такие друзья, что “водой не разольешь”?. Послушайте стихотворение Б. Заходера “Мы – друзья”.

Два мальчика инсценируют стихотворение.

С виду мы
Не очень схожи:
Сашка толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе...
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Саша?
- Что-то, Миша,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Мишкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

- Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу.

- Ребята, давайте попробуем определить нравственные качества настоящего друга.

- У вас на столах лежат листочки, на которых напечатаны нравственные качества личности (на каждом столе один лист). Прочитайте их. Поработаете в группах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

  • Доброжелательность
  • Грубость
  • Лживость
  • Терпеливость
  • Уступчивость
  • Отзывчивость
  • Равнодушие
  • Заботливость
  • Вредность
  • Честность
  • Щедрость
  • Жадность
  • Бескорыстность
  • Зависть
  • Ответственность
  • Подлость
  • Хвастовство
  • Вежливость

- Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?

(Карточки с положительными качествами прикрепляются на доску)

- Где проявляются эти качества? (В поступках, в общении, в житейских ситуациях)

- А теперь пусть каждый из вас подумает, каким качеством настоящего друга он обладает. Возьмите бумажную ладошку и запишите на ней это качество. Тот, кто будет готов, должен подойти к доске и прикрепить свою ладошку на плакат с солнышком.

- Дружба – это великое чудо!

- В детстве, ребята, я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу рассказать его вам. Послушайте рассказ и скажите, почему я его запомнила.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Так почему же я запомнила этот рассказ? (Ответы детей)

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

IV. Итог занятия, рефлексия.

- А сейчас с мы будем составлять букеты. Но не цветочные, а пшеничные.

Дети, у вас на партах лежат колоски, из них мы и составим пшеничные букеты.

- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?

- А когда она еще не созрела, то колосья какие?

- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?

- Если “да”, то раскрасьте их жёлтым цветом, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, раскрасьте зелёным цветом.

Теперь свои колоски прикрепите на доску: жёлтые к жёлтым, зелёные к зелёным. Какой сноп больше?

- Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? Почему?

- Наше занятие подходит к концу. В заключении давайте исполним песню о дружбе “ Ты да я, да мы с тобой”.