Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цель:

обучающий аспект

  • знать и применять способы проверки правописания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
  • различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне.

развивающий аспект

  • развивать монологическую речь;
  • развивать мышление: уметь анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, классифицировать (определение орфограммы в слове, нахождение и применение способа проверки);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру эффективного взаимодействия и сотрудничества на уроке.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • Пг (подготовительный)
  • Пр ( применение знаний)
  • Ит ( итог на рефлексивной основе)
  • Дм (домашнее задание)

Ход урока

I. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности
1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой 5 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Сейчас у нас с вами урок русского языка.

Откройте тетради, запишите число.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, я нашла высказывание Якова Грота (русского языковеда, академика, президента Петербургской академии наук): “Безошибочное правописание составляет основу знания языка”.

- Как вы понимаете это высказывание?

- А что помогает нам писать слова без ошибок?

 

 

 

Ответы детей.

Знание правил.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим основные правила корня.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Запись темы на доске.

Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова.
2. Постановка целей, планирование хода урока. 4 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная (индивидуальная)

- Какую цель поставим на урок?

- Все результаты нашей работы мы будем фиксировать в “Проблемное поле”. По этим результатам мы подведем итоги урока, получим оценки за урок.

- Как вы думаете, с чего надо начать? Что будем делать дальше? Чем закончим? (план записываем на доске)

- Цель поставили, план урока составлен. Начнем?

- Повторить правила и способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.

1. Правила проверки.

2. Упражнения в правописании.

3. Итог

II. Этап применения знаний и способов действий. 28 мин.
1. Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: репродуктивный, продуктивный

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

1) - Сначала повторим правила и способы проверки.

- Работать будем в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

Задание:

1 группа – способы проверки безударных гласных

2 группа – способы проверки парных согласных.

- Представляем работы.

У кого есть дополнение, замечания?

- Молодцы! Способы, которые мы вспомнили, оставим на доске, они нам будут помогать.

 

 

Осмысление и принятие учебной задачи.

Организация работы в группе.

 

Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы (итоги заносим в “Проблемное поле”)

2) Мы вспомнили способы проверки орфограмм корня. А все ли слова можно проверить? Что тогда мы делаем?

- Приготовьте карточки с буквами. Я называю слова, а вы показываете мне букву, которую мы в этом слове запоминаем.

Герой, вдруг, завтра, вокзал, дорога, кофта, заяц, футбол, деревня.

- Что мы сейчас вспомнили? Зачем?

- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

Запишите в тетрадь слова, в которых допустили ошибки. Выучите их.

Нет, не все. Мы запоминаем, как пишутся эти слова. Это словарные слова

 

 

 

Учащиеся по команде учителя поднимают карточки с буквами. При ошибке учитель обращает внимание учащихся на правописание данного слова.

Итоги заносим в “Проблемное поле”

3) – Чтобы написать слово правильно, надо обязательно подобрать правильно проверочное слово.

Возьмите Карточку. Прочитайте задание.

- Что надо сделать. Что вам поможет?

КАРТОЧКА №1

Найди ошибки в подборе проверочных слов.

Исправь ошибку, напиши рядом правильно

подобранное проверочное слово.

тяжёлый – тяжесть

столовая – столы

обувь -обувной

морской – море

ложка - ложки

глаза – глазок

улов – ловить

- Проверьте работу друг у друга.

- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

4) Вы хорошо справились с прежним заданием.

Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь тоже.

Посмотрите на доску:

гла___кий

оши___ка

морко___ь

пру___

м__рщинка

скр__пучий

м__чи

з__л__той

 

 

 

 

Найти ошибки в подборе проверочных слов.

Исправить ошибки, написать рядом правильно

подобранное проверочное слово.

Помогут способы проверки.

 

 

 

 

 

Итоги заносим в “Проблемное поле”

- Как вы думаете, какое задание я вам предложу?

- Что вам поможет правильно вставить пропущенные буквы?

Самостоятельная работа (2 учащихся у доски)

Проверка по доске.

- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

- Что проверяли в выполненном задании?

- Где мы можем применить эти знания?

 

Вставить пропущенные буквы.

Знание правил и способов проверки.

 

Итоги заносим в “Проблемное поле”

III. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе. 5 мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная (индивидуальная)

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Оценивание: по результатам выполнений заданий “Проблемное поле”

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация рефлексии.

Повторение темы и целей урока.

- Достигли цели урока? Что для этого делали?

- Какую оценку поставили себе за урок?

В этом нам поможет наше “ Проблемное поле”

- Кто вы полнил все задания без ошибок? Молодцы!

- В каких заданиях были допущены ошибки?

В чем были проблемы? Как с ними быть?

Воспроизводят формулировки целей (проблем, вопросов), поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ.

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

IV. Этап информации о домашнем задании. 3 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Итоги подведены, результаты разные, поэтому и домашнее задание будет разным.

- Кто сегодня на уроке выполнил все задания без ошибок, был очень внимательным и очень старался – я предлагаю вам подготовить орфографическую минутку по этой теме (10 -12 слов на изученные правила).

- Тем, кто допустил ошибки в подборе

проверочных слов, выполните упр. 261. Потренируйтесь еще раз, чтобы наследующих уроках не допускать такие ошибки.

- Тем, кто допустил ошибки в подборе

проверочных слов и написании словарных слов выполните упр. 264. Повторите правила, внимательно выполните задание и я уверена, что на следующих уроках вы не допустите эти ошибки.

Записывают домашнее задание в дневник, знакомятся с его содержанием, при необходимости задают уточняющие вопросы.