Педагогический совет «Коллегиальные органы управления»

Разделы: Работа с дошкольниками


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вносит существенные изменения в классификацию и наименования органов управления образовательными организациями. Согласно ст. 26 п. 2 “Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности”. Ст. 26 п. 3 “Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации”.

Управляющий, попечительский, педагогический советы, а для автономных учреждений и наблюдательный совет, получили наименование коллегиальных органов управления (ранее они назывались органами самоуправления, государственно-общественного управления). Уставом могут быть предусмотрены и другие коллегиальные органы управления (например, Совет ДОО).

Ст. 26 п. 5 “Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Коллегиальные органы управления являются органами, входящими в систему "внутреннего" управления образовательной организацией. Они наделены теми или иными полномочиями и вправе принимать решения обязательного или рекомендательного характера.

Согласно ст. 26 п. 6, кроме того, в образовательной организации в целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации могут формироваться и действовать советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а так же могут действовать профессиональные союзы работников образовательной организации. Следует отметить что, независимо от того, что прописано в Уставе, таких органов может и не существовать, если родители, работники не проявят инициативу и не создадут их. Администрация образовательной организации не обязана создавать их или учитывать мнение несуществующих органов.

Таким образом, коллегиальные органы следует отличать от общественных и профсоюзных органов и организаций, которые, несмотря на их присутствие в образовательной организации, наделение правом сообщать свое мнение, вести коллективные переговоры, подписывать договоры и по своей юридической природе являются "внешними" по отношению к образовательной организации.

Остановлюсь на одном из коллегиальных органов управления — Педагогическом совете. Деятельность педагогического совета регламентируется Положением о педагогическом совете, утверждённым приказом заведующего.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления ДОО, организованный в целях совершенствования образовательной деятельности, повышения профессионального уровня педагогических работников. В состав Педагогического совета входят заведующий дошкольной образовательной организации (далее ДОО), заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, педагогические работники ДОО (далее – члены Педагогического совета). Члены Педагогического совета входят в состав Педагогического совета с момента заключения трудового договора и до прекращения его действия.

Задачами Педагогического совета являются:

- определение направлений образовательной деятельности ДОО;

- внедрение в практику работы ДОО достижений педагогической науки, передового педагогического опыта;

- повышение профессионального уровня, развитие творческой активности педагогических работников ДОО.

Функции Педагогического совета:

- организует изучение и обсуждение нормативных правовых документов в области образования;

- принимает локальные акты ДОО, касающиеся образовательной деятельности, решает вопросы о внесении в них необходимых изменений;

- обсуждает и принимает годовой план работы ДОО;

- выбирает из реестра примерные основные образовательные программы;

- обсуждает и принимает методическое обеспечение, образовательные технологии по реализуемым образовательным программам;

- обсуждает и принимает образовательные программы ДОО;

- выбирает средства обучения, необходимые для организации образовательной деятельности;

- рассматривает вопросы о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучения, присмотра и ухода и содержания воспитанников в соответствии с установленными нормами;

- осуществляет анализ результатов образовательной деятельности, достижения целевых ориентиров дошкольного образования воспитанниками ДОО;

- заслушивает отчеты о ходе реализации образовательной программы ДОО, самообразовании педагогических работников;

- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта среди педагогических работников ДОО;

- рассматривает вопросы дополнительного профессионального образования педагогических работников ДОО;

- заслушивает доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОО по вопросам образования и оздоровления воспитанников;

- контролирует выполнение ранее принятых решений Педагогического совета;

- обсуждает и принимает отчёт о результатах самообследования;

- рассматривает иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Педагогический совет имеет право: участвовать в управлении ДОО и направлять предложения и заявления в адрес заведующего ДОО. Каждый член Педагогического совета имеет право: выдвигать на обсуждение Педагогического совета любой вопрос, касающийся образовательной деятельности ДОО, если его предложение поддержит не менее 1/3 членов педагогического совета; при несогласии с решением Педагогического совета высказывать свое мотивированное мнение, которое должно быть занесено в протокол Педагогического совета.

Председателем Педагогического совета является заведующий ДОО. Председатель Педагогического совета: организует деятельность Педагогического совета; информирует членов Педагогического совета о предстоящем заседании не менее чем за 30 дней до его проведения; организует подготовку и проведение заседания Педагогического совета; определяет повестку дня Педагогического совета.

Заседания Педагогического совета созываются в соответствии с планом работы ДОУ на учебный год. Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Педагогические советы подразделяются на виды:

  • установочный – проводится обычно в сентябре (когда все педагоги выходят из отпусков) желательно проводить в конце августа и посвящается анализу летней оздоровительной кампании, принятию годового плана, Образовательной программы, учебного плана (годовой календарный график утверждается приказом заведующей в конце августа и не согласуется с учредителем), расписания образовательной деятельности, программ дополнительного образования и т. д.;
  • тематический - посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Учебный год определяет цикл Педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех - пяти составляющих: установочный Педагогический совет, два-три тематических и еще один итоговый. Так же Педагогические советы могут проводиться по необходимости, например, для принятия какого-либо локального акта, касающегося образовательной деятельности.

Педагогические советы различают и по формам организации:

  • традиционный - это Педагогический совет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; Педагогический совет с использованием отдельных методов активизации педагогов: например, имитация конкретной ситуации, игровое моделирование, организация диалога, дискуссий и т. д.;
  • нетрадиционный Педагогичсекий совет: например, педсовет - деловая игра, педсовет–конференция, педсовет - круглый стол, ситуативный педсовет, педсовет–дискуссия, педсовет–диалог, педсовет–диспут, педсовет–мозговой штурм, педсовет–проблемный семинар, КВН, педсовет – педагогический ринг. Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.

Традиционные Педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. В традиционную структуру Педагогического совета могут включаться отдельные методы активизации педагогов: коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников.

Чтобы Педагогический совет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

В соответствии с Положением о Педагогическом совете, председатель Педагогического совета информирует членов педсовета о предстоящем заседании не менее чем за 30 дней до его проведения. В нашей ДОО в течение двух месяцев идет подготовка к Педагогическому совету. Тематика определяется планом работы на учебный год. В плане прописываю повестку дня, ответственных за выступления по каждому вопросу, задания к педсовету.

В методическом кабинете на информационном стенде “Готовимся к Педагогическому совету” размещаю: решение предыдущего Педагогического совета, примерную структуру заседания с повесткой дня предстоящего Педагогического совета, план подготовки воспитателей к педсовету (задания), оперативный план контроля, тематический контроль (если тематический педсовет).

Если тема Педагогического совета касается питания, здоровья воспитанников или другим значимым для образовательной организации темам, заведующий издаёт приказ о подготовке и проведении Педагогического совета.

Организую и провожу различные формы методической работы по теме Педагогического совета. Это могут быть консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические чтения, конференции, мастер - классы, коллективные просмотры образовательной деятельности и др. К тематическому Педагогическому совету проводится оценка качества образования по какой – либо теме.

Согласно  статье 28 ФЗ “Об образовании в Российской федерации”, определяющей “Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации” к компетенции образовательной  организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. В дошкольном образовании нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки качества образования. Поэтому сегодня каждая образовательная организация вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание  внутренней системы оценки качества образования с учетом своей специфики и  реализовывать его  оно  должно своими силами. В ДОО разработано Положение о внутренней оценке качества образования. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования в ДОО федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется в ДОО на основе внутреннего контроля и мониторинга.

Внутренний контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок и мониторинга. Контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утверждённым годовым планом, графиком контроля на месяц, который доводится до членов педагогического коллектива. Результаты внутреннего контроля оформляются в виде справок, актов, отчётов, карт наблюдений. Итоговый материал содержит констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета и административные совещания.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность  внутреннего мониторинга качества образования ДОО, являются приоритет управления, целостность, оперативность, информационная открытость. Для сбора  обработки и накопления информации нами используются  разнообразные методы, обеспечивающие   её полноту,  объективность,  точность,  своевременность, доступность,  непрерывность; Руководство деятельностью по внутренней оценке качества образования  осуществляет заведующий ДОУ в соответствии со своими должностными обязанностями. Мониторинговые исследования осуществляются управленческой мониторинговой группой, назначаемой приказом по учреждению.  

По результатам мониторинга руководитель ДОО издаёт приказ, в котором указываются: управленческое решение, ответственные лица по исполнению решения, сроки устранения недостатков, сроки проведения контроля устранения недостатков, поощрения педагогов.

При проведении внутренней оценке качества образования изучается степень удовлетворённости родителей качеством образования в ДОО на основании анкетирования родителей, опроса.

Вернёмся к контролю. Выделяют три вида контроля оперативный (планируется ежемесячно), тематический и итоговый (к итоговому педсовету). Оперативный контроль в свою очередь подразделяется на предупредительный, сравнительный, экспресс — диагностика, выборочный или эпизодический. Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранять незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов.

Оперативный контроль осуществляется на основе годового и месячного планов работы.

Вопросы оперативного контроля на год планируются в соответствии с целями и задачами образовательной программы ДОО, годовыми задачами, спецификой дошкольного учреждения. Такие вопросы, как организация развивающей среды, планирование, смотр-конкурс и др. в рамках педсовета можно отследить через оперативный контроль.

Если тематический Педагогический совет, то с целью анализа деятельности педагогического коллектива по годовой задаче проводится тематический контроль. Издаётся приказ по ДОО о проведении тематического контроля. В приказе определяются сроки проведения, создаётся комиссия, разрабатывается план-задание. На заседании Педагогического совета зачитывается справка по итогам тематической проверки, в которой отражены: организация предметно-развивающей среды, профессиональная компетентность педагогов. результаты наблюдений за развитием детей по данной теме, планирование и работа с родителями по теме контроля.

По вопросам Педагогического совета определяется проекта решения педсовета

Примерная структура заседания Педагогического совета:

1. Информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов. Заседания Педагогического совета правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 его состава.

2. Информация о выполнении решений предыдущего педсовета и ходе выполнения решений с более длительным сроком.

3. Вступительное слово председателя Педагогического совета, озвучивает тему, повестку дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ. Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

4. Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня.

5. Знакомство с нормативными документами, если есть в этом необходимость.

6. Заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения. Педагогический совет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы: чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов. Заключительное слово председателя Педагогического совета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках.

7. Принятие решения Педагогического совета голосованием.

Решение Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих. Решения Педагогического совета выполняют ответственные лица, указанные в протоколе заседания Педагогического совета. Результаты выполнения решений Педагогического совета оглашаются на следующем заседании Педагогического совета.

В какой бы форме ни проводился Педагогический совет, решения принимаются обязательно. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый Педагогический совет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего. Решения, принятые на заседании Педагогического совета, оформляются протоколом. В протоколах Педагогического совета фиксируются:

- дата проведения заседания Педагогического совета;

- количество присутствующих (отсутствующих) членов Педагогического совета;

- Ф.И.О. присутствующих, в том числе приглашенных. Если педагогический коллектив небольшой по численности (до 15 педагогов), то фиксируются фамилии всех присутствующих и их должности. Если коллектив большой, то фиксируется численность присутствующих. К протоколу обязательно прилагается лист присутствия, в котором указываются фамилии присутствующих, их должности и обязательно должны быть подписи педагогов.

- повестка дня Педагогического совета;

- ход обсуждения вопросов;

- предложения, рекомендации и замечания членов Педагогического совета и приглашенных лиц;

- решения Педагогического совета.

Протоколы Педагогического совета подписываются председателем и секретарем Педагогического совета. Заведующий ДОО приказом назначает секретаря Педагогического совета сроком на один учебный год. Нумерация протоколов Педагогического совета ведется от начала учебного года. Протоколы Педагогического совета хранятся в ДОО постоянно и передаются по акту (при смене руководителя или передаче в архив). Доклады, тексты выступлений членов Педагогического совета хранятся в отдельной папке в течение 5 лет.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола – это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год.

Надо помнить, что протоколы – обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников Педагогического совета, т. е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники Педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались".

Педагогический совет в ДОО не должен быть формальным мероприятием с традиционной повесткой дня и традиционным решением. Педагогический совет должен быть источником новаторства, он должен проходить в комфортной среде сотрудничества и сотворчества. Однако он требует кропотливой и очень серьёзной подготовки. Очень важно найти правильную и наиболее эффективную для рассмотрения конкретной темы технологию подготовки и проведения Педагогического совета. Необходимо продумать конкретные задачи для педагогов и творческих групп, составить заранее вопросник для анкетирования, исключить ситуации, когда педагог может отсидеться и отмолчаться. Задача при организации Педагогического совета – организовать это мероприятие так, чтобы оно было интересно педагогу, чтобы на заседании педагог узнал что–то новое, причём не только в виде теоретических знаний, но и в виде практических советов и рекомендаций.