«Решение задач на встречное движение». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формировать умение решать задачи на встречное движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами. 

Задачи:

Предметные:

  • способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
  • закреплять навыки устного счета, действий с многозначными числами.

Личностные:

  • способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе;
  • умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • создавать условия для формирования умения ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;
  • планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.

Познавательные:

  • содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев, необходимых для сравнения и анализа.

Коммуникативные:

  • создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог;
  • строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности;
  • обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, индивидуальные карточки с заданием.

Ход урока

I. Организация на работу.

В школу мы пришли учиться,
Нам никак нельзя лениться.

II. Самоопределение к деятельности.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка.

Слайд 2

1) Цепочка примеров.

36 ∙ 100 : 9 – 50 : 10=

2) Вырази в указанных единицах измерения.

(У учащихся карточки с заданием) Приложение 2 Слайд3

  • 6 ц 5 кг = …кг
  • 7 т 45 кг = …кг
  • 6 м 5 см = …см
  • 7 км 45 м = …м
  • 6 ч 5 мин. = …мин.
  • 7 мин. 45 с. = …с.

Ученики поочередно читают выражение, вставляя пропущенные числа

3) Составьте задачи по таблице Слайд 4

Скорость Время Расстояние
20 км/ч 5 ч. ?
? 4 мин. 84 м
8 м/с ? 88 м

III. Актуализация знаний.

1. Ответь на вопросы.

  • Как найти расстояние, если известны скорость и время?
  • Как найти скорость, если известны расстояние и время?
  • Как найти время, если известны расстояние и скорость?

2. Убери лишнее. Слайд 5

  • Какие величины не используются в задачах на движение? (Тонны, центнеры, м2, кг)
  • По каким признакам можно разделить данные величины на группы? (Скорость, время, расстояние)
  • Запишите у себя в тетрадях в 3 столбика, дополните таблицу. (Проверка)

Слайд 6

  • Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
  • Запишите формулы в тетрадях (один у доски )

Проверка. Проговаривание формул.

3. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)

А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? (Скорость сближения, скорость удаления.) Слайд 7

Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? (Задачи на встречное движение) Слайд 7

IV. Работа по теме урока. 

1. Составьте задачу по рисунку.

Слайд 8

— Что показывает флажок на чертеже?

— Как показано время движения?

— Что обозначают надписи над стрелками?

— Какой объект должен преодолеть большее расстояние?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и чи­тать чертежи к таким задачам.)

— Что известно в задаче? (Скорость и время)

— Что сказано о времени движения лыжников? (3 ч.)

— Почему в задаче указано одно время движения? (Каждый был в пути 3 часа)

— Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

— Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый лыжник? (Да, мы знаем скорость и время).

— Второй? (Тоже известно время и скорость лыжника).

— А теперь мы можем узнать все расстояние? ( Можем, сложить расстояния, которые прошли 2 лыжника вместе).

Решение.(один ученик у доски) 

— А есть ли другой способ решения задачи?

— Как по-другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом? (Можно узнать скорость сближения)

— Что это такое? (На сколько км они сближаются за 1 час)

— На сколько км каждый час сближаются лыжники? (На 21 км)

— Что будем узнавать дальше? (Расстояние между поселками)

Запишите этот вариант решения задачи. Один ученик у доски.

— Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.

2. Решение задачи, используя картинку Слайд 9

— Что в ней известно? (Скорость каждого поезда и расстояние.)

— Что нужно найти? (Время.)

— Можно ли сразу найти время движения?

— Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)

— Как узнать, через какое время поезда встретятся?

Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)

Ответ: поезда встретились через 3 ч.

V. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (Шаги на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили. (легкий бег на носках, взмахи руками)

3. Предлагаю решить задачу из учебника

С.16 №61 (3)

— Что в ней известно? (Расстояние, время и скорость одного лыжника.)        

— Что вы можете сказать о времени движения? (Оно общее для обоих лыжников.)         

— Что мы можем найти, зная это? (Общую скорость, или скорость сближения.)

— Как, зная общую скорость, или скорость сближения, узнать скорость второго лыжника? (Из общей скорости вычесть скорость первого лыжника.)

— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)

Ответ: скорость второго лыжника 14 км/ч.

VI. Закрепление изученного материала.

Слайд 10

1. Самостоятельное решение задач (каждый ученик получает карточку с этими тремя задачами и решает одну по выбору) Приложение 3

Перед вами 3 разных задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.

  1. Два мальчика бежали одновременно навстречу друг другу с двух концов стадиона со скоростью 5 м/с. Через сколько секунд они встретятся, если длина стадиона 100 м.
  2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 4 часа. Один катер шёл со скоростью 29 км/ч, а другой 35 км/ч. Каково расстояние между причалами.
  3. Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 5 часов. Скорость одного 70 км/ч, а другого на 5 км/ч больше. Найдите расстояние между городами.

Проверка задач.

2. Самостоятельная работа.

Решить примеры С.16 учебника №64

VII. Рефлексия деятельности.

Слайд 11

1. Составьте пословицу из слов: едешь, дальше, будешь, тише. (Тише едешь, дальше будешь)

— Как вы понимаете её? ( Если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий)

— Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (Нет)

2. Помогите мне, распределите скорость движения. Слайд 12

VIII. Домашнее задание.

№62 с.16

IX. Итоговая рефлексия.

— Какие виды работ выполняли на уроке?

— Какое задание было для вас интересным?

— Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?

— Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

— Спасибо за урок!

Источники:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 4 кл. нач шк. Ч.2., 2014.
  2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. 4 класс: - М.: ВАКО, 2014.
  3. pedsovet.su/load/240-1-0-5425
  4. www.lenagold.ru/fon/clipart.html
  5. www.gifpark.ru/index.html