Классный час «Культура – будущее России. Музеи Краснодарского края»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель занятия: привлечение внимания обучающихся к вопросам развития и сохранения культуры на примере музеев, как хранилищ культурно-исторического наследия России.

Задачи:

Личностные: Прививать интерес и любовь к истории и культуре России, Кубани. Воспитывать уважение к культурному наследию наших предков, любовь к своей Родине, качества культурного человека.
Познавательные: Ввести понятие о культуре, музее. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником,  музеем
Регулятивные: Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, Толковый словарь Ожегова, картинки с изображениями музейных экспонатов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Содержание урока

1. Самоопределение к деятельности. 1 мин Организационный момент (проверка готовности к занятию, наличие словарей, карточек)
Фото «У меня все получится!». (Слайд 2)
2. Актуализация знаний с фиксацией затруднения в пробном учебном действии.
(+первоначальная  постановка задачи). 5 мин
Стало традицией посвящать наступающий год чему-то особенно важному в жизни нашей страны. Какая тема была объявлена в 2014 году?  (Ответы детей)
Президентом России был подписан соответствующий указ, объявляющий нынешний год Годом культуры в России для «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». (Слайд 3)
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (Ответы детей)
Уточнение понятий.
– А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей)
– У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным.
Откройте словарь Толковый словарь Ожегова. Найдите значение слово «Культура»

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка:

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 
2. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного.
3. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в условиях. 
4. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физ~). К. речи.

Какое определение вы бы оставили для сегодняшнего занятия? (Ответы детей). (Слайд 4)
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание)  (слайд 5)
Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к истории своего Отечества, к другим народам и странам.
Как вы думаете, каким сферам деятельности человека в этом году уделялось и будет уделяться внимание? (Ответы детей)
Вывод учителя: Литература, Искусство, Музыка, Театр, Музеи, Промыслы, Архитектура. (Слайд 6)

3. Постановка учебной задачи (уточнение). 2 мин. Догадайтесь, о какой сфере культуры мы сегодня будем говорить:
– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?
– Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Ответы детей)
– Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей)
– Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.
Существует ли машина времени в действительности?
Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
  • Она похожа на дом, но дом необычный.
  • В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
  • Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
  • Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

– Кто догадался, что это за «машина»? (Ответы детей)
– Да, это музей.

4. «Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения). 27 мин Вернемся к словарю Ожегова. Найдите значение слова музей
Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Слайд 7)
В музее много старинных вещей, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз. (Слайд 8) Он был местом познания окружающего мира, всевозможных раздумий. – Что может храниться в музеях? (Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)
Все ответы выписываются (вывешиваются) на доску в несколько столбиков).
Почему я записала музейные экспонаты в несколько столбиков? (Ответы детей)
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
  • художественные,
  • исторические,
  • естественнонаучные,
  • технические,
  • литературные,
  • мемориальные,
  • краеведческие. (Слайд 9)

В музеях хранятся не просто вещи, а музейные экспонаты –предметы, дошедшие до нас из другого времени. Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
У нас сегодня не обычное занятие, а виртуальная экскурсия в музеи Краснодарского края.
Мы будем перемещаться не только в пространстве, но и во времени. А поможет нам в этом наша машина времени…. Правильно – музей и современный виртуальный экскурсовод – компьютер. Один щелчок – и ты уже в другой эпохе, в совершенно новом мире: знакомишься с людьми, узнаешь все из первых рук...(Слайд 10)
– Нам предстоит непростое путешествие. Чтобы не пропасть во времени и пространстве, вспомните, как нужно себя вести в музеях. (Ответы детей)
Итак, в музее нужно вести себя следующим образом:
1) не мешать окружающим, становясь перед ними или громко высказывая свое мнение;
2) не перебивать экскурсовода и внимательно выслушать то, о чем он будет рассказывать;
3) заранее продумать то, что именно непременно надо посетить на выставке, а не осматривать экспонаты «на скорость»;
4) и уж точно отключить звук своего мобильного телефона.
Включаем машину времени на 6 век до нашей Эры. (Голос за кадром: пристегните ремни, удачного полета…)
1 остановка. Археологические музеи.
(Слайд 11,12) Мы оказались в античном городе Горгиппия. Это археологический музей под открытым небом. Здесь мы видим раскопанную часть древнегреческого города, входившего на протяжении восьми веков (4 век до н.э. – 4 век н.э) в Боспорское царство, простиравшееся на территории Крымского полуострова. На территории Анапы с 6 века до н.э. существовал греческий город Синдская гавань. В 4 веке до н.э. город вошел в Боспорское царство и был переименован в Горгиппию в честь Горгиппа. Горгиппия становится важным торговым и ремесленным центром (в городе существовал целый квартал гончаров), а во втором веке до н.э. город даже получает право на чеканку собственной монеты (серебряной драхмы).
В музее под открытым небом мы видим жилые кварталы, дороги, колодцы, водостоки, винодельческие комплексы, оборонительные сооружения. Работают выставки изделий из бронзы, керамики, стекла, архитектурных деталей, саркофагов.
А сейчас мы перенесемся в Таманский городище «Гермонасса – Тмутаракань». (Звук двигателей).  (Слайд 13)
Археологический комплекс расположен на берегу Таманского залива. Первоначальный облик памятника изменен из-за разрушения береговой линии водами Таманского залива. В осенне-зимнее время пласты культурного слоя обрушаются и размываются морем. На территории городища жизнь продолжается непрерывно со времени основания греческой колонии в 1-й половине VI века до н.э. вплоть до наших дней. (Звук двигателей).  (Слайд 14)
Рядом находится еще один исторический памятник Фанагория
Одной из крупных древнегреческих колоний являлась Фанагория. Она располагалась на Таманском полуострове, на берегу Керченского пролива. Сейчас руины былой Фанагории находятся недалеко от поселка Сенной в Краснодарском крае.
История Фанагории насчитывает почти 27 веков. Город был основан примерно в 542 году до н.э.. Он был окружен мощными крепостными стенами, на вымощенных улицах и площадях располагались бронзовые и мраморные статуи, имелось множество колодцев, выложенных камнем. В центральной части города находились храмы, театр, различные общественные здания, а также богатые частные дома. С трех сторон Фанагория окружена огромным некрополем, городом мертвых.
В Фанагории планируется создание Научно-культурного комплекса "Фанагория". Он должен включить в себя историко-археологический музей.
Продолжим наше путешествие. Возвращаемся на корабль. (Голос за кадром. Полет проходит нормально…) Во время полета немного разомнемся…
Физкультминутка
В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх.). А внизу леса, поля – (Наклониться.) Расстилается земля. (Руки развести в стороны.)
2 остановка. Следующая остановка – краеведческие музеи. Ребята, почти в каждом селении есть особые музеи. Их называют историко-краеведческими, иногда просто историческими или краеведческими. (Смотрим карту музеев Краснодарского края) (Слайд 15)
Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев. Краеведческие музеи включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.
Этнографические музеи отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни. Мы посетим сегодня два из них. Итак, любимый нами этнографический музей под открытым небом – Атамань. (Слайд 16)
«Атамань» – это эталон кубанской казачьей культуры, разнообразной, красивой и щедрой. Это единственный в своем роде музей под открытым небом, который перенесёт  на сотни лет в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум моря, красивая казачка, встречающая гостей с хлебом-солью, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу.
А сейчас перенесемся в Геленджикский историко-краеведческий музей. (Шум двигателей). (Слайд 17,18). В 2009 году музей отметил столетие. В жизни музея было много разных событий как радостных, так и драматических. Музей четырежды «рождался»: в 1909, 1920, 1949 и 2004 годах, дважды закрывался.  Начало музею положили археологические коллекции профессора В.Б.Саханева
Посетив музей, Вы познакомитесь с замечательными находками археологов в окрестностях Геленджика, узнаете много интересного о памятниках истории и архитектуры. Коллекции музея насчитывают более 70 тысяч предметов.
3 остановка. Технические музеи. Возвращаемся на корабль. Следующая остановка – технические музеи. Они собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Мы побываем в Музее военной техники под открытым небом «Военная горка». (Слайд 19)
В центре города Темрюка, на склонах горы потухшего грязевого вулкана Миска, выстроились многочисленные экспонаты боевой техники военных и послевоенных лет, образуя собой уникальный музей под открытым небом. От всех остальных музеев "Военную Горку" отличает множество интересных экспонатов военного времени: глубинные бомбы, ракеты ПВО, реактивные истребители, торпедный катер, ну и конечно же пушки, танки, снаряды, зенитки. Со дня открытия и по сей день экспонаты музея тщательно хранятся, а количество их постоянно пополняется.
4 остановка.  Художественные музеи. Возвращаемся на корабль. Следующая остановка – художественные  музеи. Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства.
В музеях устраиваются вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений. У нас в крае два крупных художественных музея: Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко и Сочинский художественный музей
Краснодарский краевой художественный музей, старейший на Северном Кавказе, был открыт в 1904 году. Его основатель, Федор Акимович Коваленко, подарил городу свою коллекцию картин, книг и археологических ценностей. Помимо живописи, музей обладает собранием скульптуры, фарфора, обширным собранием гравюры, рисунков, акварелей. (Шум двигателей). (Слайды 20, 21)
Сочинский художественный музей расположен в одном из красивейших зданий города, памятнике архитектуры 1930-х годов. История музея связана с историей города. Коллекция включает произведения мастеров отечественного искусства XIX-XX вв. (Слайды 22, 23)
5 остановка.  Мемориальные музеи.
Возвращаемся на корабль. Следующая остановка – мемориальные  музеи. Мемориальные музеи (от англ. слова «memory» – память). В таком музее всё – от дверной ручки до вида из окна – интересно нам, так как видел тот человек, который жил здесь. Посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелям истории, науки, культуры.  (Шум двигателей).
Мемориальный музей Юрия Васильевича Кондратюка располагается в станице Октябрьской. Основной в музее является экспозиция о жизни и деятельности Ю.В. Кондратюка (А.И. Шаргея): "Ю.В. Кондратюк (А.И. Шаргей) – пионер теории космонавтики", где отражены в фотографиях и текстах все периоды жизни и деятельности ученого. (Шум двигателей). (Слайд 24)
Дом-музей семьи Степановых – единственный мемориальный музей, посвященный памяти простой крестьянской семьи. Он является центром героико-патриотического воспитания учащихся и молодежи Краснодарского края. В 2009 году музей стал шестой жемчужиной Кубани (станица Тимашевская). (Шум двигателей). (Слайд 26)
Музей М. Ю. Лермонтова был открыт в Тамани 24 октября 1976 года. На высоком обрывистом берегу стоят две хаты с белыми стенами и крытыми камышом крышами. Одна из них представляет «лермонтовский домик», другая – лачужку, в которой жила глухая старуха. Повесть «Тамань», рассказывающая о том, что произошло здесь с самим Лермонтовым, сделала это место известным не только в России, но и далеко за ее пределами. (Шум двигателей). (Слайд 25)
Мемориальный комплекс «Долина смерти» (Новороссийск) расположен в поселке Мысхако, на Малой земле, на месте ожесточенных боев русской армии с немецко-фашистскими войсками в 1943 году. Он был открыт в 1974 году. Мемориальный комплекс включает в себя несколько памятников: «Демонстрационная карта-схема», «Взрыв», «Колодец жизни», «Передний край» (Слайд 27 )

5. Включение нового знания в систему знаний и повторения. 3 мин. Вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Мы приземляемся в наше время,  в наш классный кабинет. Голос за кадром: «Экипаж прощается с вами…»
У вас на партах лежат картинки с изображениями музейных экспонатов. (Работа в парах). К какому виду музея вы бы отнесли данные экспонаты. (Археологический, краеведческий, художественный, технический, по две картинки на каждый вид). (Слайд 28)
6. Рефлексия деятельности (итог урока). 3 мин. Что нового для себя вы узнали из сегодняшнего путешествия?
Продолжите:

Я узнал… 
Мне запомнилось…
Я считаю важным…(Слайд 29)

Любой предмет в музейных экспозициях, начиная от найденных в раскопках глиняных осколков, наконечника копья, бусинок и кончая великолепными хрустальными вазами, кубками, оружием – когда-то кому-то принадлежал. Эти вещи сопровождали своих хозяев на протяжении многих лет, были свидетелями и участниками важных событий. Каждый человек обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя. Музеи нужны для того,  чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили, чтобы берегли. Музей останавливает прошлое, зовет в будущее. Мы совершили виртуальное путешествие, но музеи нашего города вас ждут. Они расскажут вам, что удивительное не надо искать в далёких краях – оно может быть рядом.
Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».

Источники:

1. Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Введение в мировую художественную культуру./ Учебное пособие. – М., 2002
2. Протопопов Ю.Н. Идем в музей с учащимися. – М., 2005. – 32с. (Библиотечка  «Первого сентября», серия «Искусство»)
3. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998.– С. 17.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. –  Москва, АСТ, 1997.

Интернет ресурсы

Приложение 1