Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и дорогах

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом проблема детского травматизма становится острее, ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых люди погибают, получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра растет из года в год (по статистике ГИБДД за 2014г).

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Они не обладают способностью оценивать скорость и расстояния. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения. Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части. Радость, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части. Так же дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно. Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что нужен особый подход в сообщении детям правил поведения на дорогах.

Основными целями воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка.

В процессе обучения дошкольников правилам поведения на улицах и дороге реализуются ряд задач:

  • воспитание дорожной грамотности и устойчивых знаний по правилам дорожного движения у дошкольников;
  • совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
  • повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;
  • формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, педагогический коллектив нашего детского сада нацелен на то, чтобы с первых дней пребывания здесь детей и к моменту перехода их в школу, они легко ориентировались в окружающей обстановке, умели наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

В нашем детском саду две разновозрастные группы. Педагоги начинают работу по воспитанию безопасного поведения на дорогах от простого к сложному.

В каждой группе оформлен уголок по дорожному движению, где широко представлен наглядный материал, атрибуты и пособия для мероприятий, в которых дети совместно с воспитателем могут на практике изучать и закреплять полученные знания по правилам дорожного движения; смоделировать проблемную ситуацию на дороге и найти пути ее решения.

В младшей группе дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.


Уголок в младшей группе

Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей разновозрастной группе, в которой работаю я.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения я использую различный методический инструментарий, оборудование, изготовленное своими руками, игровые и дидактические пособия:

  • Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Учебное пособие /авторы-составители: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; Казань – 2008.
  • Цикл занятий для детей дошкольного возраста по об учению правилам безопасного поведения на дорогах. Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова и др.; под общ.ред. Д.М. Мустафина – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.
  • Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии; авторы-составители: Г.Д. Белявскова, Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева: Волгоград – 2013.
  • Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, Москва – 2014 и др.
  • Всероссийская газета «Добрая дорога детства».
  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, знаки, свисток;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезд, пожарные машины, «скорая медицинская помощь», «полиция» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • дидактические игры, наборы картинок, лото;
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • макеты улицы;
  • дорожные знаки;
  • раскраски.


Уголок в старшей группе

Обучение детей, по воспитанию безопасного поведения на дорогах, начинаю с диагностики полученных знаний. Исходя из полученных данных, корректирую дальнейшую свою работу: на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной азбуки. Пришедшие ко мне в старшую группу дети уже знают правила поведения на улице и в общественном транспорте, различают и называют специальные виды транспорта, объясняют их назначение, называют дорожные знаки. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни.

Для дальнейшей работы с детьми составляла план, в который входили мероприятия по закреплению знаний. Я так же знакомила детей старшей и подготовительной подгруппы с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», сигналами регулировщика.

Организуя столь важную работу по воспитанию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на улицах и дорогах, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Я использую разные формы взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания по формированию у детей навыков дорожной безопасности,
  • анкетирование,
  • консультации,
  • беседы по предупреждению детского дорожно-­транспортного травматизма,
  • совместное изготовление атрибутов по ПДД.

Систематически оформляются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы.

Еще я сотрудничаю со школой. В гости к дошколятам приходит с МБОУ "Лесно-Калейкинской школы" отряд профилактики противонарушений "Буревестник" с различными миниатюрами по ПДД. Они рассказывают детям о правилах дорожного движения, например, миниатюра "Осторожно, ребенок на дороге". Детям очень нравится, они активно участвуют в мероприятиях.


Миниатюра "Осторожно, ребенок на дороге"

К концу учебного года мои воспитанники знают виды транспорта и их назначение. Дети знают правила поведения на дорогах, умеют правильно вести себя в общественном транспорте, двигаться колонной по обочине дороги или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах, для катания на санках и коньках. Узнают и называют знаки дорожного движения. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, делают выводы и умозаключения. Старшие дошкольники знают свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей. И это подтверждают результаты диагностики знаний детей на конец учебного года.

Так, например, в 2012 – 13 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составлял 8% , средний – 35%, низкий – 62%. На конец учебного года: высокий – 35%, средний – 42%, низкий – 23%.

В 2013 – 14 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составил 12%, средний – 60%, низкий – 28%. На конец учебного года: высокий – 68%, средний 32%, низкого уровня нет. (См. приложение 1). По данным диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний детей повышается из года в год.

Однако, за время своей педагогической деятельности я пришла к выводу: в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями.

Большое внимание при знакомстве с некоторыми правилами дорожного движения я отвожу прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Темы и содержание их намечала в соответствии с программой и учетом окружающих условий. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров.

 
Деятельность детей на прогулке.

Так как дети старшего возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем, основным направлением моей работы в старшей группе является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Существует огромное количество игр. Я хочу остановиться на более эффективных играх и в данном направлении это дидактические игры. Они помогают запомнить дорожные знаки и определенные правила поведения на дороге. Ведь данный вид игры является формой обучения, так как наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, разгадывать, распутывать. Например, игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Эмоциональный светофор» и т. д. Все эти игры обусловлены уровнем познавательного содержания, игровой задачей, возрастными особенностями детей.

С их помощью я учу умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов и др.

Еще я использую игры-минутки – кратковременные занятия по безопасности движения. Цель этих «игр-минуток» состоит в том, чтобы повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности». В процессе этих игр внимание детей переключается на вопросы безопасности путём разбора проблемного вопроса, где ребёнок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Например:

  • Как определить, далеко машина или близко?
  • На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
  • Почему опасно перебегать через проезжую часть?
  • Можно ли играть на тротуаре?
  • Почему надо переходить улицу на перекрестке?
  • Легко ли остановить машину на скользкой дороге?
  • Как правильно переходить дорогу по «зебре»?
  • и т.п.

Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например:

  • игра «Автогараж» - закрепляет знания о видах транспорта. Дети упражняются в умении различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  • игра «Наша улица» - уточняет представления детей о правилах поведения на улице и закрепляет знания о правилах перехода проезжей части.
  • «Светофор» - на сигнал, подаваемый кругом определённого цвета, дети выполняют соответствующие этому знаку движения.
  • «Цветные автомобили» - дети учатся передвигаться по площадке, не задевая друг друга. Игра развивает внимание, наблюдательность и т.д.

  
Деятельность детей в группе.

Еще детям очень нравится создавать «дорожное движение» на ковре.

Усвоение и закрепление знаний о правилах дорожного движения провожу и с помощью чтения художественной литературы, в настоящее время для детей имеется много книг, с яркими красочными иллюстрациями, которые дополнительно дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала:

  • «Умный Светофор» М.В. Дружининой,
  • «Автомобиль» Н. Носова,
  • «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова,
  • «Мяч» С. Маршака,
  • «Машины» В. Кожевникова и т.д.

На сегодняшний день результаты диагностики таковы: на сентябрь 2014 года было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по разделу программы «Знакомим дошкольников с ПДД» находится на среднем уровне.

Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу, а так же ходить от дома до школы и обратно. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.

В планах на будущее, я бы хотела продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью воспитания дошкольников безопасному поведению на дорогах с помощью дидактических игр. Так же хотелось бы, пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Приложение 1

Данные диагностики по годам с 2012 г. по 2014 г.