«Решение задач». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа: «Школа России».

Тип урока: урок повторения и закрепления

Цель: закрепление умения решать задачи изученных видов.

Задачи:

Общедидактические задачи:

  1. создать условия для осознания и осмысления учебной информации;
  2. применять знания и умения в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную форму организации познавательной деятельности;

Образовательные задачи:

  1. закрепить умение в решении текстовых задач
  2. формировать УУД

Развивающие задачи:

  1. развивать речь, мышление учащихся, внимание
  2. развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
  3. развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

  1. обогащать познавательный опыт ребёнка;
  2. воспитывать доброжелательность, взаимопомощь

Личностные УУД:

определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; работать в команде разного наполнения (паре,); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Познавательные УУД:

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схему;

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, объяснение); наглядный; частично-поисковый.

Организация деятельности: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятия.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

Организационный момент.

Задача: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе

Закройте глаза, представьте лицо самого дорого вам человека. Ротиком покажите своё отношение к нему. Откройте глаза, повернитесь и передайте это отношение ротиком друг другу. У вас на лицах улыбка, а это значит у вас положительное настроение. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Я желаю вам хорошей и дружной работы.

Задача: психологически подготовиться к восприятию учебного материала.

Дети приветствуют друг друга

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

Личностные УУД: Самоопределение, смыслообразование: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Определение темы урока

Задача: создать условия для определения учащимися темы и цели урока.

Над какой темой мы работаем уже несколько уроков?(Решение задач)

Хорошо ли мы с ней знакомы? (не совсем)

Что мы помним о задаче?

Чтобы вы хотели ещё вспомнить про неё или узнать новое?

- Ребята, так какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Решение задач)

А какую цель мы поставим?

Повторим все, что знаем о задачах,потренируемся их решать.

Задача: учиться самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока.

Ответы детей.

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Повторение и закрепление изученного материала

Задача: через совместную деятельность повторить и закрепить изученные знания о задачах

С чего начнём наш урок? Да, с работы в тетради.

Задача: повторить и закрепить изученные ранее знания о задачах

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

 

1. Минутка чистописания

Проверили свою красивую правильную посадку.

Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья, от вас не скрою, ручку я вот так (показываю) держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Записали дату урока. Классная работа.

Кто прочтёт число в тетради?(29)

Что можно о нём рассказать?

Какое задание с числом 29 предлагает выполнить …(назначает учитель любого ученика).

Ниже представьте его в виде суммы разрядных слагаемых, как предложил…

Посмотрите на выражения на доске, есть ли среди них правильная запись?

20 + 9   20 – 9

Какие задачи можно составить по данному выражению? (простые или сложные).

Учащиеся работают в тетрадях

 
 

2. Работа в парах.

Поработайте в парах. Составьте устно задачу.

Кто готов? Какие задачи у вас получились – простые или составные?

Как может измениться задача, если поменять знак сложения на вычитание?

Какие новые задачи можно составить? Составьте.

Что о задачах нам уже удалось вспомнить? (простые и составные, бывают на увеличение и на уменьшение, решаются сложением или вычитанием)

Молодцы.

Учащиеся работают в парах

Ответы учащихся.

Познавательные (логические: установление причинно- следственных связей);

Коммуникативные: сотрудничество в паре, совместно договариваться о правилах поведения общения в паре и следовать им) сотрудничество в группе, совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им)

 

3. Работа в группах.

Предлагаю поработать в группах. Каждой группе необходимо выбрать правильную краткую запись, составить по ней задачу, записать текст задачи, решение и ответ.

Всем всё понятно? На эту работу у вас 5 минут.

(Класс делится на 6 групп. У каждой группы несколько вариантов краткой записи, но только 1 из них правильная. Именно по ней учащимся предстоит составить задачу). (Приложение 1)

Представитель от каждой группы презентует свою задачу.

Посмотрите внимательно на записи каждой группы, что можно о них сказать?(похожи)

Как называют такие задачи? Какие задачи называются обратными?

Что удалось вспомнить о задачах, выполняя это задание? (записать можно кратко и удобно решать, обратные задачи)

Учащиеся работают в группах

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

 
 

4. Работа по учебнику.

Ребята, нам уже многое удалось о задачах вспомнить, а какой текст можно назвать задачей все хорошо помнят? Сейчас проверим. Найдите задание №6 на странице 84 в учебнике.

Можно ли данный текст назвать задачей? (да) Докажите.

Прочтите по частям: девочки – условие, а мальчики –вопрос.

О ком или о чём данная задача?(о детях, которые занимаются в кружках)

Что известно?(пением занимаются 42 ученика)

Что не известно?(сколько учеников занимаются спортом и рисованием) Что сказано об этом?(рисованием на 5 меньше, чем пением, а спортом столько, сколько рисованием и пением вместе) Что значит на 5 меньше?

Что нужно узнать?(сколько детей занимаются спортом)

С помощью чего будем решать задачу? (краткой записи) Почему?

Какие опорные слова запишем? (один ученик работает у доски)

Какая задача по сложности? (составная, решается не одним действием )Докажите?

Кто может решить задачу сам? Работайте самостоятельно, а кому нужна помощь работаем все вместе.

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

А, когда узнаем, сколько учеников занимаются в кружке рисования, сможем?

С чего начнём решение? (сначала узнаем сколько учеников занимаются рисованием.)

Для работающих самостоятельно, дополнительное задание на стр. 84 . №4.

1). 42 – 5 = 37 (уч.) – рисованием.

2). 42 + 37 = 79 (уч.)

Кто озвучит ответ? Ответили на вопрос задачи?

Что может обозначать выражение 79 + 79 в этой задаче ?(сколько всего учеников занимаются в кружках)

Молодцы. Что удалось повторить при выполнении этого задания?

(как записать подробное решение, части задачи, главные слова.)

Работают по учебнику.

 

Устно отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях самостоятельно или под контролем учителя.

 

 

 

Ответы детей.

Познавательные: (логические: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов, доказательства)

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Динамическая пауза

5. Динамическая пауза

Задача: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Оздоровительная минутка «Дружные ребята» 

Задача: физически и психоэмоционально отдохнуть на уроке.

 

Повторение и закрепление изученного материала

Задача: углубить уровень осмысления повторяемого материала, глубины его понимания

Задача: осмыслить изученный материал через выполнение заданий

Познавательные (общеучебные): осмысление цели

 

6. Математический «Блиц опрос».

Какая тема нашего урока, кто напомнит? Что нам удалось уже вспомнить о задачах?

Предлагаю проверить, кто уже сейчас сможет правильно и быстро решить подряд несколько задач.

Приготовьтесь к «Блиц-опросу» по задачам, проставьте числа от 1 до 6. Нужно записать только решение.

  1. Аня вымыла 15 тарелок, а Миша 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?
  2. Артёму задали прочитать 12 страниц, 7 страниц он уже прочитал. Сколько страниц осталось прочитать Артёму?
  3. Оле 15 лет, Вере 9 лет. На сколько лет Оля старше Веры?
  4. Купили 5 пакетов кефира, а молока на 3 пакета больше. Сколько пакетов молока купили?
  5. За одной партой сидят 2 ученика. Сколько учеников сидят за 5 такими партами?
  6. У Гриши 19 пятёрок, а у Коли на 9 пятёрок меньше. Сколько пятёрок у Коли?

Хорошо. Взяли карандаши и сверили себя с доской. У вас 1 минута.

  1. 15 + 4 = 19
  2. 12 – 7 = 5
  3. 15 – 9 = 6
  4. 5 + 3 = 8
  5. 2 * 5 = 10
  6. 19 – 9 = 10

Кто справился без ошибок? Молодцы! Можете поставить 5 карандашиком. Ребята, а какое решение можно назвать «лишним» и почему?(2*5= 10, решение задачи на умножение).

Все вы большие молодцы, но будьте всегда внимательны при решении задач.

Что-то новое удалось вспомнить о задачах? (да, вспомнили как записывают решения задач, бывают задачи на умножение)

 

Работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

 
 

7. Самостоятельная работа (дифференцированная)

У вас на столах есть карточки с разными задачами. Выберите, пожалуйста, любую одну и решите. (Приложение 2)

Времени мало, всего 5 минут.

Время закончилось.

Кто решал первую задачу? Сколько действий в данной задаче?

Кто озвучит ответ? (24-13=9(д.)) У кого такой же? Хорошо.

Кто решал вторую задачу? Кто желает озвучить ответ?

(15+15+7=37 (с.)) Кто согласен? Замечательно.

Кто решал третью задачу? Кто озвучит ответ третьей задачи?

54 -22-18 =24(гр.). Прекрасно.

Какие знания о задаче пригодились в этом задании?

Молодцы.

Индивидуально работают по карточкам

 

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

Итог урока.

Итог

Задача: формировать умение объективно оценивать свою активность и качество своей работы.

Задача: оценить свою активность и качество работы.

 

Рефлексия.

Кто напомнит тему нашего урока? А какую мы ставили цель?

Достигли мы поставленной цели?

Что же мы повторили о задачах? (виды задач - простые и составные; на сложение, вычитание, умножение, обратные задачи, краткие записи к задачам, как решать и записывать решения задач, формулировать ответ, как определить количество действий в задаче, какой текст можно назвать задачей, условие и вопрос задачи). Молодцы!

Ребята, все ли изученные виды задач мы с вами сегодня повторили? (нет)

А о каких задачах мы забыли?(на деление).

Верно, о задачах на деление мы поговорим на следующем уроке и потренируемся их решать.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.

Поднимите обе руки те, кто доволен своей работой сегодня.

Погладьте себя по голове те, кто не очень доволен своей работой, были трудности.

Поднимите одну руку те, кто остался недоволен своей работой.

Спасибо всем огромное за работу.

Было очень приятно работать с вами.

Урок окончен.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик».