Методические рекомендации к образовательной программе по лепке в системе дополнительного образования. 1–3-е классы

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование различных видов искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству. Такой вид деятельности как лепка, берущий истоки и традиции из народного искусства способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому еще  в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно начиная с первых классов нужно обязательно включать лепку в учебный план.

В программе  для 1-3 классов художественного отделения лепке уделено не меньше внимания, чем рисованию и декоративно-прикладному искусству. Как уже говорилось, лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а именно такие дети занимаются по данной программе в ДШИ . Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

В системе  эстетического воспитания детей лепка занимает  определенное место и имеет свою специфику.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамитов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Также скульптура, лепка  открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание  многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Специфику лепки определяет материал.

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду – это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. 

Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина – это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Пластилин лучше использовать скульптурный и дополнять его цветным. Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

Еще также можно предложить для работы соленое тесто. Такие темы как «»Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Очень  полезно использовать на уроках эскизы, разрабатывать эскизы, делать зарисовки. Зарисовки могут быть натуралистичными, а затем это же тема прорабатывается в декоративном варианте. Такой ступенчатый подробный анализ позволит учащимся точнее и более выразительно передать характер ,особенности. Можно посвятить этому урок и не один. Эскизы  рисовать как карандашом желательно мягким так и фломастером, маркером, чтобы получалось ярко красочно наглядно. Предлагать сделать несколько вариантов, чтобы выбрать наиболее удачный.

Например, лепка декоративных рельефов «РЫБА», «ЧЕРЕПАХА», круглых скульптур «УЛИТКА», «СОВУШКА».

Дети любят лепить круглые скульптуры, но и сделать рельеф также очень увлекательно. Рельефы могут быть как декоративными, так и натуралистичными. Можно заняться переработкой растительных натуральных форм на основе наглядного материала. Например, на ИЗО сделать зарисовки цветов, на ДПИ стилизовать, придать им декоративность, а на лепке сделать декоративный стилизованный рельеф. Также и круглые скульптуры у детей получаются очень эффектными в декоративном варианте.

Декорировать можно как в глине, так и в пластилине. Основу делать из скульптурного пластилина, а декорировать цветным.
Лучше если все изделия, которые выполняют   учащиеся, будут достаточного размера, например с ладошку. Это и проще в работе и нагляднее для детей, и что, несомненно, очень важно – более выставочный вид.

Также рекомендуется уделять внимание коллективным работам. Такие темы как лепка сказки особенно хорошо удается и полезна в коллективном подходе. Лепка декоративных рельефов «СОЛНЫШКИ», «ЦВЕТЫ», «Декоративные рыбы» выигрышно смотрятся если потом их собрать в одну композицию.

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.  Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, как они будут справляться с поставленной задачей. Задачей же педагога является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

В качестве основных должны быть намечены следующие задачи:

  • Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.
  • Освоение разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.
  • Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.
  • Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.
  • Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: АСТ, 1998. – 226 с.
  2. Демидова В.Г. Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2006 266 с. РГБ ОД, 61:06-13/2155
  3. Керамика: Техника. Приемы. Изделия./ Пер. с нем. Ю.О. Бем. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 144 с.
  4. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. – М.: Изд-во «Феникс», 2007. – 56 с.
  5. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – М: Айрис - пресс, 2007. – 176 с: