«Живой мир. Человек – часть природы». 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: дать представление о влиянии человека на окружающую среду, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи: дать понятие о человеке, как части природы; выявить представление детей о влиянии человека на природу, способах защиты природы и закрепить у них имеющиеся знания.
Корригировать и развивать речь в беседе, в ответах на вопросы, при выполнении упражнения из учебника; обогатить словарный запас при работе над новыми словами; корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнения на соотнесение; развивать аналитико-ситетическую деятельность при работе с таблицей.
Воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, таблица, учебники, Красная книга РФ, табличка с новым словом, глобус.

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – делимся хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

– Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Потихоньку садимся.

2. Проверка первоначальных знаний. Подведение к теме урока

– Вы знаете, что природа это… (все нерукотворное, что нас окружает)
– Вспомним, на какие две группы делится природа? (Живая и неживая)
– Что является объектами неживой природы? (Камни, горы, моря, океаны, реки, небо…)
– Какие объекты относятся к живой природе? (Растения, разные группы животных).
Человек живет в природе. Сам является частью природы и связан с окружающей средой: землей, водой. Воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Значит, человек – часть природы.
Тема нашего урока – «Человек – часть природы». Мы будем говорить о человеке в природе, о влиянии его на природу, об ответственности человека за состояние природы.

3. Выявление главного отличия человека от животных

– Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. Рыбы Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся.
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. Насекомые Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. Птицы. Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. Млекопитающие. Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей.

– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? (Многое придумали)
– А что нам в этом помогло? (Интеллект, ум)
– Мы самые умные на планете. Ж-Ж Руссо говорил: «Человек – царь Земли, на которой живет»

4. Физминутка. Выполнение танцевальных движений под песню «Человек хороший»

5. Выявление влияния человека на природу. Работа с учебником

– С помощью своего ума мы научились многому: строить машины, самолеты, космические корабли, строить города, получать свет и тепло, но при этом влиять на природу.
– Откройте учебник на стр. 125, найдите задание № 1. Прочитайте, что нужно выполнить в этом задании?
– Расскажи о влиянии человека на природу, используя схему.

(Рассматривание схемы, обсуждение ее)

Вывод: Влиять на природу человек может по-разному: хорошо или плохо.

Любуемся цветами – губим их.
Сажаем дерево – рубим его.
Заботимся о птицах – убиваем их.
Строим заводы – нарушаем экологию.

6. Словарная работа

ЭКОЛОГИЯ – что это? ЭКО + ЛОГИЯ – дом, наука.
Экология – наука о доме, о порядке в нем. Она изучает связи между природными объектами. (Слово вывешивается на доске) Читаем его, произносим.
– А о каком доме идет речь? (О планете Земля).
– Посмотрите. Это глобус – модель Земли. Конечно, очень важно соблюдать порядок на нашей Земле.
– Как мы можем соблюсти этот порядок? (Заботится о природе)

7. Выявление того, что только человек является главным защитником природы

Внимательно посмотрите презентацию. Она называется «Забота о природе». Потом мне ответите на вопрос: как же надо заботиться о ней?
Демонстрация презентации.
Мы дышим воздухом, используем воду, нас кормит земля. Как хорошо, когда чисто в лесу! На полянке растут нетронутые человеком цветы. Если ты сам посадил деревце, как приятно наблюдать за его ростом! Или полил цветы на клумбе, и они не засохли в зной.

Вывод: именно от человека зависит, какой будет природа через десятки лет! Потому, что человек – хозяин и защитник природы.

8. Выявление правил поведения на природе


– Так как же надо заботиться о природе? (Надо беречь, защищать и охранять ее).
– Как беречь, защищать и охранять ее? (Соблюдать правила поведения на природе, бережно относиться к ней)
– Давайте составим эти правила вместе.

Презентация «Правила поведения на природе»

1. Не оставляй костер … непотушенным.
2. Мусор собери и… забери с собой.
3. Не ломай деревья и … кустарники.
4. Не трогай и не пугай диких животных и … их детенышей.
5. Не собирай дикорастущие растения … на букеты.
6. Не ешь и не трогай ягоды, … которые тебе не знакомы.
7. Не собирай незнакомые, несъедобные или … старые съедобные грибы.

Вывод: Соблюдая эти простые правила мы сбережем, сохраним многие виды растений и животных.

9. Выявление того, как Государство охраняет природу

– Это очень важное дело! Дело Государственной важности! Государство охраняет редкие, исчезающие виды животных и растений в заказниках, заповедниках, зоопарках. А еще законом запрещено истребление растений и животных из Красной книги.
– Вот это и есть Красная книга РФ. Сюда занесены исчезающие виды животных и растений России.
– Почему она называется Красной вы, наверное, уже догадались.

Демонстрация слайдов с изображением исчезающих видов животных.

Исчезающие виды животных: сивуч, мандаринка, мнемозина, лошадь Пржевальского, дрофа, ягуар, черный аист, среднеазиатская черепаха, журавли, розовый фламинго, белый носорог.
Исчезающие виды растений: подснежник Боткевича, колокольчик Комарова, лотос орехоносный, кувшинка белая, ландыш майский, ятрышник обожженный, купальница, адонис.

Вывод: Именно от человека зависит, сколько растений и животных останется на земле!

10. Подведение итогов

– Ответьте мне на вопросы:

  • Является ли человек частью природы?
  • Назовите главное отличие человека от животных.
  • Влияет ли человек на окружающую среду?
  • Как может повлиять человек на природу?
  • Как защитить природу?
  • Кто несет ответственность за все живое и неживое на нашей планете?

11. Домашнее задание

В выходные наверняка будете на природе. Понаблюдайте вокруг за состоянием окружающей среды. Если увидите нарушения правил поведения на природе, сфотографируйте, или нарисуйте их. На следующий урок живого мира мы из ваших рисунков и фотографий соберем плакат «Природа в опасности».

12. Выставление отметок