№ слайда | Содержание |
1. | Учитель всегда находится в поиске наиболее ярких способов привлечения внимания ученика. Хорошо, если учебный материал перекликается с эпизодами из жизни. В этом случае учебный материал лучше запоминается, знания не оторваны от жизни, они становятся более весомыми. Один из способов повышения продуктивности урока - использование фрагментов фильмов. Хочется чем-то зацепить ученика! Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Хочу поделиться своими нарезками из фильмов, в основном, из советского кинематографа, сделанными в программе: “Киностудия”. |
2. | Использование кинофрагментов на уроках биологии, как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету |
Раздел: “Основы генетики” | |
3. | “Генетические понятия” Из истории охотничьей собаки с красивой кличкой Белый Бим Чёрное ухо, фильм Станислава Ростоцкого, можно взять отрывок покупки щенка. Бим наделён с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров. Однако, Иван Иванович с удовольствием берет щенка – ему нужно не просто породистое животное, а друг. Этот отрывок является хорошей иллюстрацией к определению чистой линии. Чистые линии – организмы, дающие генетически идентичное и морфологически сходное потомство. Является ли Белый Бим – чистопородным щенком? |
4. | “Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным – вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители – гордоны, а он – альбинос породы” (Гавриил Троепольский “Белый Бим Черное ухо”). |
5. | “Генеалогия как метод
изучения наследственности человека” Просто прочитать диалог короля и хозяина на уроке, конечно, можно. Но насколько эффективнее этот же отрывок услышать в исполнении великого Евгения Леонова. Увиденное лучше запоминается, чем услышанное. Можно использовать фрагмент фильма Марка Захарова “Обыкновенное чудо” на уроке: “Генеалогия как метод изучения наследственности человека” в 10 классе. Что это: “плохая” наследственность или ошибки в воспитании? Удовольствие от просмотра отрывка огромное и дольше остаётся в памяти, чем просто прочитанный отрывок. Некоторые дети записывают название фильма и просматривают его дома полностью. |
6. | Король. И самое обидное, что не я в
этом виноват... Хозяин. А кто же? Король. Предки. Прадеды, прабабки, внучатные дяди, тети разные, праотцы и праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. ... Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такого натворю, что хоть плачь. Хозяйка. А удержаться никак невозможно? Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость – все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата. (Евгений Шварц “Обыкновенное чудо”). |
7. | По этой теме можно взять другой
отрывок из другого замечательного фильма:
“Женатый холостяк”. “Нос мой”, рассматривая своего внука, говорит дед грузин. Да пожалей ребёнка - отвечает бабушка Вера Васильева. |
8. | “Полимерия” Отрывок из комедии Валерия Чикова “Не валяй дурака” можно использовать при решении задач по полимерии в 10 классе. В семье русской (белокожей) женщины и русского (белокожего) мужчины родился сын – темнокожий (негр). Мать женщины была белокожей, а отец - темнокожий. Определить, правдоподобна ли эта история с научной точки зрения. Негр-ветеран находит своего внука, родившегося в семье Филимона Селиванова и Полины. После просмотра отрывка из фильма задача решается с большим желанием. |
9. | “Наследование признаков,
сцепленных с полом” Английская королева Виктория не подозревала о том, что является носительницей гемофилии до тех пор, пока не родила своего восьмого ребенка — сына Леопольда. С его рождением стало ясно, что над английским королевским домом нависла угроза страшной, неизлечимой в те времена болезни. И не только над английским: отсюда гемофилия дала свои “метастазы” в те дома, куда пришли дети и внуки Виктории. Не миновала участь сия и многострадальную Россию. Родная внучка королевы Александра Федоровна стала женой русского монарха Николая II. У них родился сын — царевич Алексей, страдавший тяжелой формой гемофилии. “Жизнь Алексея была одной из самых трагичных в истории Царских детей. Он был прелестный, ласковый мальчик, самый красивый из всех детей. Родители и няня в раннем детстве его очень баловали, исполняя малейшие капризы. Видеть постоянные страдания маленького было очень тяжело; ударится ли он головой или рукой о мебель, сейчас же появлялась огромная синяя опухоль, показывающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания. Болезнь царевича объявили государственной тайной, в которую был посвящен узкий круг людей. |
10. | После просмотра отрывка из фильма Глеба Панфилова “Романовы. Венценосная семья” можно предложить записать генотипы родителей и решить задачу. |
11. | Вторая болезнь по данной теме –
дальтонизм. Уместно использовать отрывок из
фильма: “Будьте моим мужем”. Передача дальтонизма по наследству связана с X-хромосомой и практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин, имеющих набор половых хромосом XY. У мужчин дефект в единственной X-хромосоме не компенсируется, так как “запасной” X-хромосомы нет. Разной степенью дальтонизма страдают 2—8 % мужчин, и только 0,4 % женщин. Видимо, героиня фильма, которую играет Нина Русланова была из этих 0,4% женщин. |
Раздел: Анатомия | |
12. | “12 стульев” - культовый фильм по
одноимённому роману Ильфа и Петрова, снятый в 1971
году режиссёром Леонидом
Гайдаем. “Великий испуг поразил сердце отца Федора, которого играет М. Пуговкин... Отец Федор не выдержал муки преследования и полез на совершенно отвесную скалу. Его толкало вверх сердце, поднимавшееся к самому горлу, и особенный, известный только одним трусам, зуд в пятках. Ноги сами отрывались от гранитов и несли своего повелителя вверх... Отец Федор уже ничего не слышал. Он очутился на ровной площадке, забраться на которую не удавалось до сих пор ни одному человеку”. Гормон адреналин, выделяемый надпочечниками, способствует учащенному сердцебиению, повышению пульса и кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе. Отрывок можно проиллюстрировать при изучении темы: “ЖВС”, а также при изучении темы: “Соматический и автономный отделы нервной системы”. Это хорошая иллюстрация работы симпатического и парасимпатического отдела автономной нервной системы. |
13. | “Иммунология на службе здоровья:
вакцины и лечебные сыворотки” “Кавказская пленница” Леонида Гайдая: этот отрывок можно включить по вышеуказанной теме для создания хорошей эмоции, для большего позитива на уроке, для того, чтобы просто улыбнуться. |
14. | Что делать, если человек во сне храпит? Можно, конечно, спрятать голову под подушку, можно перейти в другую комнату. Храп – настоящее наказание для людей, вынужденных спать под одной крышей с храпуном. Предложите способы, как помочь человеку не храпеть? Вариантов много, своё средство против храпа предлагает Анна Христофоровна из фильма: “Женатый холостяк”. Можно включить этот отрывок на спецкурсе: “Практикум по гигиене”. |
11 класс, тема: “Антропогенез” | |
15. | “Расы. Несостоятельность
расизма” “Мы из будущего” - фантастический фильм (путешествие во времени). Четверо друзей занимаются раскопками под Санкт-Петербургом в местах боевых действий Великой Отечественной войны с коммерческой целью: за найденные награды и оружие дают хорошие деньги. Организатор — бывший студент исторического факультета Сергей Филатов по кличке Борман (прозвище в честь Мартина Бормана — политического деятеля Третьего рейха). Он хорошо знает историю Великой Отечественной войны и места боёв, где можно поживиться. Помощник Бормана — по прозвищу Спирт. Двое других участников группы — Чуха и Череп. Череп — скинхед с татуировкой на плече в виде свастики. Прыгнув в воду, они вынырнули в 1942 году, попадают в самое пекло Великой Отечественной войны. В настоящее они возвращаются, но уже другими. Их жизнь изменилась полностью всего за несколько дней. Череп изменился больше других. Потрясенный всем пережитым, он камнем сдирает наколку со свастикой. К сожалению, некоторые люди понимают происходящее, когда прочувствуют на своей шкуре. Отрывок можно использовать в теме: “Расы. Несостоятельность расизма”. |
Как вырезать отрывок из фильма? | |
16. | Как скачать фильм?! Установить программу NetVideoHunter в браузер. Программа производит закачивание фильма на компьютер; Mail.ru; Видео; |
17. | 4. Запустить фильм; 5. Остановить фильм, запустить программу NetVideoHunter; 6. Загрузка; 7. Сохранить. |
18. | Фильм скачан, теперь необходимо
вырезать отрывок из фильма. С помощью Киностудии Windows Live можно быстро создавать фильмы из своих фотографий и видео, а также можно вырезать фрагменты из кинофильмов. Добавить специальные эффекты, переходы, звук и заголовки, чтобы красиво подать свой рассказ. Нарезка осуществляется через установку начального и конечного маркера. |
19. | Главное окно
Киностудии Windows Live 1. Добавить видео |
20. | 2. Выбрать нужный фрагмент фильма: а. средства работы с видео; б. установить начальную точку; в. установить конечную точку |
21. | 3. Выбрать название фрагмента: а. Средства работы с текстом; |
22. | 4. Настроить эффект появления
названия: б. Шрифт в. Размер шрифта г. Цвет фона |
23. | 5. Сохранить фильм на компьютере. |
24. | Хочу сказать, что я верю, как
герой из фильма “Женатый холостяк” Сергей, что
наши дети, уходя с наших уроков, становятся лучше
и добрее. Я также, как герой фильма верю в улицу
Надежды, верю в площадь Доброты. “Верю в улицу Надежды, верю в площадь Доброты!”, песня из “Женатого холостяка”. |
25. | Для чего использую фрагменты
доброго старого кино?! Наглядно демонстрирую то, что хочу рассказать; Воздействие через несколько каналов восприятия информации; Связываю тему урока с жизненными ситуациями, что способствует появлению мотивации для изучения предмета. Данный приём позволяет увидеть реальное применение в жизни изучаемых процессов и явлений; Не перегружаю однотипной информацией; Использование кинофрагментов нестандартно, а значит уже интересно. Вывод: использование кинофрагментов облегчает работу мне, а детям облегчает восприятие получения информации. Использование отрывков из фильмов на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. |
26. | Использованы отрывки из
следующих фильмов:
|
Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету
- Скулина Людмила Ивановна, учитель биологии
Разделы: Биология