НОД в области художественно-эстетического развития детей «Виды пейзажей»

Разделы: Работа с дошкольниками


Подготовительная к школе группа

Начальный этап обучения – ознакомление

Цель: Познакомить с видами пейзажей: лесной, морской, городской, сельский, горный, космический.

Задачи: Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание ее рассматривать. Учить выбирать цвета уподобленные природным. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, восхищение мастерством художника.

Материалы: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка», карточки-схемы по видам пейзажа детей (рисунок 4), понятийная модель «Виды пейзажей» (рисунок 1), карточки с изображением 6 пейзажных картин (рисунок 3), мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint «Виды пейзажей», отрывок из мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона» – А. Кушнер «О картинах» (Творческое объединение Экран, 1981).

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой художник? (человек, который рисует картины, красками и кистью). А что может нарисовать художник? (лес, море, предметы, игрушки и т.д.) Художник рисует все, что привлекло его внимание: весело смеющая девочка – и вот уже готов портрет озорной девчонки, красивая ваза на столе – получился красочный натюрморт, яркие цветы на лесной опушке – появляется удивительный пейзаж! А что же такое пейзаж? (это картины, на которых нарисована природа). Правильно изображение природы – это и есть ПЕЙЗАЖ. Давайте посмотрим мультфильм, о том, что такое пейзаж (показ мультфильма по стихотворению А.Кушнера «Что я узнал!»). Беседа с детьми по содержанию мультфильма:
– Что нового вы узнали после просмотра мультфильма?
– Какие показанные картины вам запомнились?
– Что изображались на этих картинах?
– Что такое пейзаж?
Сегодня я хочу открыть вам один секрет – оказывается пейзажы бывают разные! Да, да – разные по тому, что на них нарисовано! (показ презентации для ознакомления с видами пейзажей).
– Вокруг нас много интересного! Художники-пейзажисты очень внимательные люди, они все видят и замечают – и обо всем этом рассказывают в своих картинах. Как прекрасна природа. Сколько здесь удивительных видов…
– Лесная тропинка, старый корявый пень, цветущая полянка, молоденькие березки и все это – ЛЕСНОЙ пейзаж (Презентация, слайд 3-4).
– Бурное тревожное море или ласковый морской берег, и художник изображает – МОРСКОЙ пейзаж (слайд 5-6).
– Величественные дворцы и современные здания – это часть ГОРОДСКОГО пейзажа (слайд 7-8).
– Маленький старый домишко и бескрайние поля художники изображают в СЕЛЬСКОМ пейзаже (слайд 9-10)
– Горные склоны, окутанные облаками вершины все это – ГОРНЫЙ пейзаж (слайд 11-12)
– Таинственные космические дали изображают художники и называют такой пейзаж – КОСМИЧЕСКИЙ (слайд 13-14)
Чтобы вам быстрее и легче запомнить все эти виды пейзажей я предлагаю вам посмотреть вот на такую схему (рисунок 1). Здесь схематично изображаются виды пейзажей, посмотрев на эту схему, вы легко их вспомните (рассматривание схемы).

Рисунок 1

– Ребята, скажите, а какое сейчас время года? Правильно осень и самое красивое осеннее явление – это листопад. Мы с вами тоже можем изобразить листопад (пластический этюд под красивую спокойную музыку) (слайд 15).
– Осень одевает в самый яркий наряд деревья и кусты их яркая листва, словно горит и светится в ясном воздухе. Осенью редко выдаются теплые солнечные деньки. Вот о таких днях и рассказывает нам картина художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка» Полюбуйтесь на нее (дается время для рассматривания).

И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

– О чем эта картина? (ответы детей). Да, о золотой осени где-то в отдаленном уголке России – в деревеньке, окруженной полями, огородами и лесами. Таких уголков много в нашей стране! Расскажите, что вы видите в центре, на первом плане (показать где) – прямо перед нами, внизу картины? (Ответы детей). Да, почти в центе картины – светло-коричневая дорога. Она ведет к деревеньке и дальше уходит через скошенное поле в лес. Расскажите что нарисовано слева о дороги (показать где, ответы детей). Слева от дороги на небольшом пригорке, золотится желто-оранжевым светом стройная березка. Рядом с ней другое дерево, скорее всего яблоня. А что мы видим слева от березки? (ответы детей). Низкие кусты оливково-коричневого тона и среди них яркое золотое пятно молодой березки.
– Посмотрим, что изображено дальше, на втором плане картины? (показ). Справа о дороги – огороды, обнесенные старой, ветхой, серовато-сизой изгородью. За ней видны уже пустые рядки. Справа и слева от дороги – деревянные избы, сараи, которые словно вросли в землю. Что мы видим за домами слободки? (ответы детей). Вдали раскинулись поля. Их желтовато-соломенный цвет сливается с розовато-фиолетовой далью лесов и неба. Небо чистое, ясное, вверху картины ярко-голубое. Скажите, а какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей). Радость от красоты, наслаждение от мастерства художника, сумевшего показать красоту простого деревенского быта. Скажите, какой вид пейзажа изобразил художник? Правильно сельский. Почему вы так думаете? (ответы детей).
– С какой замечательной картиной мы с вами познакомились. Как много цветов использовал художник! Некоторые из них даже имеют название предмета на цвет, которого они похожи. А вы знаете такие цвета? (ответы). Давайте проверим! (показ и работа с презентацией) (слайды 16-23).
Дети по одному выходят к ноутбуку рассматривают представленную схему на презентации, сравнивают цвет облачка с цветом представленных предметов и нажимают на соответствующую картинку, если выбор верный слышны аплодисменты, если неверный – послышится унывающий звук. При этом дети должны правильно назвать цвет облачка: малиновый, вишневый, кремовый, кирпичный, изумрудный, соломенный, оливковый, коралловый, лимонный.
– Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.
Сегодня мы с вами говорили о видах пейзажа, и мне хочется проверить, как вы их запомнили. Сейчас мы подойдем к столам, поделившись на две команды. На столах лежат листы с изображением пейзажных картин (рисунок 3) и карточки-схемы (рисунок 4), которые изображают тот или иной вид пейзажа. Вам необходимо определить какой это вид пейзажа и закрыть картину карточкой-схемой. Посмотрим, кто быстрее, а главное правильно справится с этим заданием! (дети выполняют задание, проверяем, при этом повторяя названия картин и видов пейзажей).
Молодцы, вы все справились! Скажите, пожалуйста, какая картина вам сегодня более понравилась? Как называется вид пейзажа картины И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка»? Что вам сегодня понравилось на занятии? И мне очень понравилось заниматься с вами. Занятие окончено, спасибо за внимание.

Приложение 1

Список литературы

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.– 159 с
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110 с.
3. Искусство вокруг нас / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.– 142 с.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120 с.
5. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие. – СПб: Детство – Пресс, 2001. – 40 с. + 32с. цв. вкл.
6. Тюфанова И В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 80 с.
7. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник дошкольника. – СПб.: Изд. Дом « Литера», 2005. – 96 с.

Для занятия использованы репродукции:

  • А.К. Саврасов «Грачи прилетели»,
  • И.И. Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща»,
  • Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»,
  • И.Э. Грабарь «Сказка инея и заходящего солнца»,
  • К.Ф. Юон «Русская зима. Лигачево»,
  • И.И. Шишкин «Рожь», «Полдень в окрестностях Москвы»,
  • И.К. Айвазовский «Волна»,
  • К. Писсаро «Оперный проезд в Париже»,
  • Н.К. Рерих «Гималаи»,
  • А.К Соколов « На Луне»,
  • А.А. Рылов «Зеленый шум».