Занятие по экологическому воспитанию дошкольников «Волшебница вода»

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область «Познание»

Задачи:

  • Дать детям знания о «неживой» природе – воде. Обобщить, уточнить знания о свойствах воды: течет, без цвета, запаха.
  • Закрепить знания детей о воде, как среде обитания для некоторых животных, помочь понять, как загрязнение водоемов влияет на водоплавающих птиц.
  • Воспитывать желание беречь воду. Прививать навыки поведения в быту: научить экономно использовать воду.

Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас по данной теме, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы  в процессе совместной деятельности)

Образовательная деятельность «Физическая культура»

Задачи: Совершенствовать координацию движений детей в ходе использования физкультминутки.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов, рек, озер, морей.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, почему вы сегодня такие нарядные и зал так красиво украшен?

Дети: У нас сегодня праздник, день рождения!

Воспитатель:

Кто ж сегодня именинник?
И кого нам поздравлять?
И кому дарить подарки,
Как нам это угадать?

Воспитатель, обращаясь к гостям: «Об этом вы узнаете, отгадав нашу загадку».

Дети загадывают загадку:

1. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

2. Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

3. Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Знайки из Цветочного города, он поздравляет всех с праздником и приглашает в свою лабораторию, чтобы познакомить с интересными явлениями, которые существуют в природе. И с помощью опытов и исследований познакомиться со свойствами воды.
Но прежде чем отправиться в путь, я предлагаю рассмотреть карту Мира  и рассказать нашим гостям, что вы уже знаете о воде.

1 ребенок: На карте цвет воды – голубой. Все, что обозначено этим цветом – это вода. Обратите внимание, что на земном шаре воды больше, чем суши.

2 ребенок: Необъятны просторы морей и океанов. А главное, вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах вода без вкуса, она называется пресной. А в морях, океанах вода соленая.

3 ребенок: На карте есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

4 ребенок: Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой и белой краски. Но воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Ведь мы пьем пресную воду, а не соленую.

Воспитатель: Правильно, человек не может пить соленую воду, а ее то, как раз на Земле намного больше, чем пресной. Кроме того, сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Мы берем из крана чистую воду, а выливаем уже использованную. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду?

– Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы.
– Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме.
– Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А уж сколько воды потребляют заводы, фабрики, выпускающие нужную людям продукцию.

Воспитатель: (хвалит детей) Можем ли мы прожить без воды?(нет) Значит воду нужно … беречь.

Ребенок читает стихотворение о воде

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар, соль
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.

Воспитатель: Ну что, нам пора отправляться в Цветочный город. А на чем же мы туда можем отправиться? («Ковер-самолет», «Летучий корабль» и т.д.)

Обращает внимание детей на какой-то предмет:

– Ой, ребята, посмотрите!
Я сосуд какой нашла.
Как красив он, как чудесен,
Будто весь из серебра.
Может кто-нибудь из вас
Потерял его сейчас? (Нет)

– Как же нам с ним поступить?
Где хозяина найти?
Посмотрите, он закрытый…
Значит, что то есть внутри.
Вы тихонько посидите
Только, чур, не вскакивать!
Я узнаю, как сосуд
Надо распечатывать.

Воспитатель уходит за дверь, раздается шум. «Испуганный» воспитатель возвращается к детям.

– Ну, ребята, вот так чудо
У дверей произошло.
Только пробку потянула –
И увидела, дружок
Из сосуда потихоньку
Вылетает старичок!

Старик-Хоттабыч: (кланяется)

– О, любезнейшие дети!
О, прекрасная звезда!
Вы меня из заточенья
Выпустили навсегда!
200лет в сосуде этом
Я, бедняга, просидел.
Карлик злой меня в сосуде
Запечатать повелел.
Я ваш раб до самой смерти,
Вам служить я буду рад,
Все желания исполню,
Мне любой из вас как брат!
Приказывайте!

Воспитатель: Что вы, дедушка, вставайте! У нас сегодня праздник, день рождения воды, гостем будете и вы!

Старик-Хоттабыч: Превосходнейшие из отроков, звезды моего сердца, могу ли я быть вам чем-то полезен?

Воспитатель: Не могли бы ВЫ помочь нам оказаться в Цветочном городе?

Старик-Хоттабыч: Ваше слово для меня закон:

Тиридох, тиридох-трах
Ковер-самолет, появись здесь!
Прошу вас на мой ковер, держитесь крепче!

Дети под музыку «летят» в Цветочный город.

Воспитатель: Вот мы и добрались до Цветочного города. Смотрите, лаборатория Знайки. Он чем-то занят, читает свои «умные» книги. Давайте с ним поздороваемся.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Очень рад, что вы приняли мое приглашение.

Воспитатель: Знайка, нам с ребятами хочется поскорее приступить к опытам, познакомиться со свойствами воды.

Знайка: Ну что ж, рассаживайтесь удобнее, сейчас приступим.

Для каждого ребенка приготовлено рабочее место.

Опыт№1 «Вода не имеет формы, жидкая»

Знайка предлагает налить воду в сосуды разной формы(стакан, коробка, шприц)

Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится, значит вода жидкая, не имеет формы.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

2 стакана: 1 – с водой, 2 – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком–нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт№3 «У воды нет запаха»

Знайка предлагает  понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или не пахнет)

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Знайка предлагает детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? (нет), предлагает попробовать компот и сравнить.

Вывод: вода пресная, без вкуса.

Знайка: Сейчас мы сделаем «морскую» воду. Положите в стаканчик немного соли и размешайте. Какой вкус теперь приобрела вода?

Дети: Она стала соленой.

Воспитатель: Может ли человек постоянно пить такую воду? (нет)

Вывод: чистая вода не имеет вкуса, а морская вода соленая, т.к. в ней растворилась морская соль.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у Знайки цветов, какие они красивые. Ты, Знайка, наверно, их какой-то особенной жидкостью поливаешь?

Знайка: Нет, я поливаю их «живой» водой.

Воспитатель: А что это за «живая» вода, она особенная?

Знайка: Нет. «Живой» водой называют чистую воду, в ней много пузырьков воздуха.

Опыт№5:

Знайка показывает два стакана с водой и просит найти «живую» воду, а «мертвую» предлагает превратить в «живую» и полить ей цветы.

Физминутка «Волна»

Эксперимент: Помочь детям понять, как загрязнение водоемов влияет на водоплавающих птиц.

Знайка во время игры «теряет» письмо от водоплавающих птиц:

Трудно жить нам на реке:
Каме, Волге и Оке
Ах, судьба у нас жестока,–
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод…
В речке чистой я жила
И красавицей слыла,
А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла.
Я сегодня изменилась
Будто 200 лет не мылась.
В пятнах перышки мои
Ох не выживем здесь мы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы так встревожены? (Люди загрязняют водоемы, а это дом некоторых птиц, растений)

Опыт №6

Знайка предлагает подбросить перышко и проследить за его плавным полетом. Далее обмакивает перо в растительное масло и еще раз подбрасывает. Обращает внимание детей, что оно «камнем» падает вниз.

Вывод: Когда птицы садятся на чистую воду, то они свободно могут взлететь, а если вода покрыта масляной пленкой, ее перья слипаются, и они не смогут взлететь быстро, и становятся легкой добычей хищников.

Знайка: Нельзя загрязнять природу! Очень многое в природе  зависит от человека.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Люди  часто не задумываются о своем отношении к воде, «обижают» ее, неправильно ведут себя во время отдыха на природе. А вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому ее надо беречь, не нужно тратить зря, дома нужно закрывать кран, чтобы чистая вода  не «убегала» из него.
Спасибо тебе, Знайка, за интересные опыты, мы с ребятами много узнали о воде, ее свойствах. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Знайка: На память я дарю вам значки с капелькой воды и прошу проверить, как берегут воду в вашем детском саду, все ли краны у вас исправлены, хорошо ли закрыты, не течет ли зря вода. И если заметите, что где-то непорядок, прикрепите там значок.

Дети благодарят и  уходят в группу.