«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;

Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.

I. Мотивация к учебной деятельности

- Как назывался текст домашнего упражнения? (Добыча полезных ископаемых)

- С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (Приносят человеку пользу)

- У нас урок русского языка. Что полезного мы будем “добывать” на уроке? (Знания)

- Как мы будем это делать? (Выполним пробное действие)

- Что мы будем делать при возникновении затруднения? (Посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)

- Как мы можем справиться с затруднением? (Составим план работы по открытию нового знания)

- С какой целью будем “добывать” новое знание? (Чтобы применять его в жизни, на уроках)

- Пусть девизом нашего урока станут слова “Будем знанья добывать, чтоб с успехом применять”

- Знания о какой части речи мы “добывали” на последних уроках? (Об имени существительном)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (Учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)

- Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (Склонение)

- Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.

- Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (Знание словарных слов, умение определять тип склонения)

- Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

В результате повторения на смарт доске появляется таблица.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
Ж.р. и М.р. М.р. и Ср.р. Ж.р.
- а - о - ь
- я - е  

На доске расположены карточки с шагами алгоритма. Карточки расположены в хаотичном порядке.

- Надо восстановить правильную последовательность наших действий по определению склонения существительного.

Задание выполняется фронтально, обсуждаем коллективно.

Зафиксировали алгоритм в знаках.

- Прочитайте, какой алгоритм у нас получился.

Алгоритм определения склонения.

1. Определить род.

2. Выдели окончание.

3. Определи склонение.

- Для чего будем пользоваться этим алгоритмом?

Учитель диктует словарные слова, Ребята распределяют их в три столбика по склонениям. (Автомобиль, тетрадь, тарелка, дорога, морковь, квартира, мебель.)

Коллективная проверка выполнения задания с проговариванием орфограмм словарных слов.

- У кого были затруднения при выполнении задания?

- Куда надо обратиться за помощью? (К шагам алгоритма)

Задание на пробное действие.

- Возьмём из каждого склонения по одному существительному.

- Запишем словосочетания (на планшетках маркером), вставьте окончания существительных

Ехал в автомобиле

Салат из моркови

- Кто смог вставить окончания у существительных?

- Кто не смог вставить окончания? Почему? Можешь объяснить? (возникло затруднение, не знаем правила написания окончаний)

III. Выявление места и причины затруднения

- В какой части словарного слова встретилось затруднение? (В окончании)

- Почему? (Слабая позиция, безударная гласная в окончании)

- Почему не смогли выбрать гласную в окончании. (Не знаем правила написания безударных падежных окончаний существительных)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Правописание падежных окончаний имен существительных)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах

Класс делится на шесть групп. Для выполнения этого задания каждая группа получает цветовой код. (Желтый, зелёный, синий)

- Прочитайте задание на карточках. (Просклонять существительное)

В результате обсуждения на доске зафиксировали план:

  1. Заполнить таблицу.
  2. Проанализировать и найти закономерность.
  3. Сделать вывод.

- Что составили? (План открытия нового знания)

- Будем реализовывать наш план. Работать будем в группах. Приступайте.

Пользуясь эталоном, заполни таблицу.

Карточка №1 (жёлтый код) – для 1-й и 2-й группы

Просклоняйте существительное “РУКА”. Поставьте ударение. Выделите окончания.

Карточка №2 (зелёный код) – для 3-й и 4-й группы

Просклоняйте существительное “ГРУДЬ”. Поставьте ударение. Выделите окончания.

Карточка №3 (зелёный код) – для 5-й и 6-й группы

Просклоняйте существительное “ПЛЕЧО”. Поставьте ударение. Выделите окончания.

V. Реализация построенного проекта

- Заполнили таблицу. Проверяем.

1 группа

- 2-я группа согласна с 1-й группой? Какая у вас получилась таблица?

Аналогично проверяем работу 3-й и 4-й группы, 5-й и 6-й. На доске появляются таблицы.

- Мы заполнили три таблицы. Что общего вы заметили в этих словах (все слова имеют ударные окончания)

- Для чего можно использовать ударные падежные окончания? (Для проверки безударных падежных окончаний)

- Как можем узнать верны наши выводы или нет? (Проверить по учебнику)

Читаем в учебнике правило:

Безударные окончания можно проверять ударными.

- Приемлемо ли это правило для темы нашего урока? (Да)

- Подумайте, какое из существительных в таблице подойдёт для проверки окончаний у существительных 1 склонения? Почему? (Рука, ж.р., -а, 1 скл.)

- Для существительных 2-склонения? (плечо, ср.р., -о, 2 скл.) 3 склонения? (грудь, ж.р., -ь, 3 скл.)

На доске зафиксировали:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
рука плечо грудь

- Это наши слова-помошники. Запомните их.

- Составим алгоритм действий для проверки написания безударных падежных окончаний существительных.

- Какой алгоритм использовали в начале урока? (Определение склонения существительного)

- Это будет наш первый шаг. (на доске появляется табличка)

1. Определить склонение

- Какие слова помогли проверить безударные окончания? (Слова-помошники)

- Какой будет наш следующий шаг? (На доске появляется табличка)

2. Подставь слово-помошник того же склонения

- На какую часть слова надо посмотреть? (На окончание)

3. Написать в окончании ту же букву, что в окончании проверочного слова

- Проверим наш эталон по учебнику.

На доске зафиксировали новый эталон.

  1. Склонение.
  2. Слово-помощник.
  3. Ударное окончание.

- Вернёмся к началу урока. В словосочетаниях со словарными словами у нас возникли затруднения.

- Используя алгоритм, который мы вывели, вставьте нужные безударные окончания имён существительных. (Дети возвращаются к работе на планшетках)

Проверка выполнения работы. В случае затруднения обращаемся к алгоритму.

Ехал в автомобиле

Салат из моркови

Физминутка.

- Если увидите существительные 1 склонения, поднимает руки (рука – слово-помощник для 1 склонения).

- Если существительное 2 склонения, руки к плечам (плечо – слово-помощник 2 склонения).

- Если существительное 3 склонения, руки перед грудью (грудь – слово-помощник 3 склонения).

Под музыку на смарт доске появляются слайды со словами.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

- Используя алгоритм, запишем ответы на вопросы. (Фронтальная работа)

1) Где восходит солнце? (На востоке, восток – 2 скл., на плече, окончание е)

2) А где заходит? (На западе)

3) Где находятся два полюса Земли? (На севере, на юге)

4) На чём весной висят серёжки? (На берёзе)

5) На каких кустах сиреневые цветы? (На сирени)

- Что общего у этих существительных? (У всех безударные окончания)

- Как мы проверим безударную гласную в окончании существительного? (Пользовались алгоритмом)

Работа в парах.

- Пользуясь алгоритмом, вставьте окончания у существительных.

По полянк., к черёмух., у ежих., на медал., в пол., по травинк..

- Проверим, что получилось.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Закрепим наши умения на практике.

На топол., от бол., в деревн., по комнат., от радост., в библиотек., у речк.,по дорог., в рек..

- Проверим работу .

Эталон для самопроверки на доске.

- Кто ошибся? Почему? (В определении склонения, в использовании нового алгоритма)

- Повторим, как определить склонение существительного. (шаги алгоритма)

- Вспомним новый эталон, который создали сегодня.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных? (Чтобы грамотно писать)

- Где могут встретиться безударные окончания существительных? (Диктант, изложение, сочинение и т.д.)

- Обозначь окончания слов в поговорках буквой. Окончание - очень изменяемая часть слова. Для выбора верного ответа, используй новый эталон. (Задание выполняем фронтально).

Собирай по ягодк…- наберёшь кузовок.

Без букваря и грамматик… не учатся математик… .

Капля по капл… и камень точит.

Букварь - к мудрост… ступенька.

- Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания у существительного?

- Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях кружок, а кому трудно- квадратик.

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель на уроке мы ставили? (Узнать правила написания правила написания безударных падежных окончаний существительных)

- Удалось ли достичь цели?

- Чем можете доказать? (Составили алгоритм, учились применять его на практике)

Оцените свою работу.

Я сегодня на уроке учился ________________________ .

Я работал с _______________ настроением.

Я ________________________ доволен собой.

Я испытал затруднения, когда _____________________ .

Ученики заполняют карточки. Обсуждаем ответы.