В современных условиях значимым педагогическим ресурсом развития общества является на наш взгляд институт волонтерства, который распространен во многих странах.
Для того чтобы технология действовала в учреждении должны быть созданы следующие педагогические условия: наличие в студенческой среде идеи безвозмездной помощи нуждающимся; пропаганда идей добровольчества одновременно среди преподавателей и студентов; наличие в студенческой среде студентов-пропагандистов; наличие ядра преподавателей и представителей общественных объединений, поддерживающих идеи добровольного служения обществу и способствующих их реализации студентами [1, с. 36].
Анализ в научной литературе понятий “духовность” и “нравственность”, позволяют определить нравственность как способ практической ориентации поведения, направленный на понятийный, внутренний смысл вещей, являющийся одним из измерений и внешнего проявления духовности человека. Понятие “духовность” как термин представляет собой высокий уровень развития нравственных качеств, являющийся результатом усвоения высших общечеловеческих и национальных ценностей, свойство личности, когда моральные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными. Оба понятия являются ценностно-смысловым достоянием личности и выражаются не абстрактно, а в конкретной личности, в ее индивидуальных ценностях, смыслах, поступках.
На наш взгляд, волонтерская деятельность способствует развитию в личности будущего педагога таких фундаментальных ценностей, как нравственность, справедливость, гражданственность, честность, отзывчивость, милосердие.
В колледже с сентября 2012 года действует волонтерский отряд “Добро без границ”, членами которого являются студенты 1-4 курсов. Целью волонтерского отряда является пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем. За время существования волонтерского отряда, добровольцы совместно с сотрудниками КГБУСО “Комплексный центр социального обслуживания Каменского района” подготовили и провели ряд мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для волонтеров в общении с лицами с ограниченными возможностями здоровья главной задачей стало установление доверительного контакта с ними, преодолев опасность построения некорректного, бестактного общения, участие в социальной адаптации лиц с ОВЗ, повышение своих профессиональных компетенций. Такая форма организации внеучебной работы студентов позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне должным образом осваивать специфику выбранной профессиональной деятельности, активно формировать адекватные навыки общения с различными категориями детей и взрослых.
Таким образом, добровольческая деятельность позволяет студенту, лучше сориентироваться в профессиональной деятельности, приобрести полезные навыки и развить собственные способности, которые потребуются им в будущей профессии, через реальные дела укреплять общечеловеческие ценности, снизить агрессивность, риски проявления девиантного и делинквентного поведения, повысить толерантность.
1. Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО “Рос. гос. проф.-пед. ун-т”; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.