Урок географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели и задачи урока:

  • Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат.
  • Продолжить формировать знания об особенностях и главных чертах климата России.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое атмосферный фронт, циклон и антициклон, ответим на следующие вопросы:
– Почему погода может резко измениться в течение одного дня?
– Почему зимой в ясную погоду холодно, а во время снегопада тепло?

2. Повторение пройденного материала

– Что такое ВМ? (Большие объёмы воздуха тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами)
– Какими свойствами? (Температурой, влажностью, прозрачностью)
– Что такое трансформация воздушных масс? (Изменение свойств ВМ под действием подстилающей поверхности)
– Назовите типы воздушных масс, действующие над территорией России. (Арктические, умеренные, тропические)
– В зависимости от того, над какой поверхностью Земли формируются ВМ, они бывают? (Морские и континентальные)

3. Изучение нового материала

– Огромные массы воздуха двигаются над Землей. Одни движутся с суши, другие с моря. Одни из теплых районов в холодные, другие из холодных в теплые. Одни несут  много водяного пара, другие мало. Нередко ВМ сталкиваются.
Полоса, разделяющая различные по своим свойствам ВМ, называется – АТМОСФЕРНЫЙ ФРОНТ.
Ширина атмосферного фронта обычно достигает нескольких десятков километров. При взаимодействии двух различных ВМ происходит изменение температуры, давления, влажности. Когда сталкиваются близкие по свойствам ВМ, значительного изменения погоды не возникает.
В зависимости от того, какой воздух поступает на территорию, вытесняя находившийся на ней, фронты разделяются на теплые и холодные.
Колонка «Теплый фронт» заполняется совместно с учителем, колонка  «Холодный фронт» заполняется учениками по аналогии.

Теплый фронт

Холодный фронт

Образуется, когда теплый воздух движется в сторону холодного, оттесняя его Образуется, когда холодный воздух движется в сторону теплого, оттесняя его
Теплый воздух медленно поднимается над холодным, при подъеме медленно охлаждается, конденсируется, идут затяжные, обложные дожди, наступает потепление Холодный воздух тяжелее, он подныривает под теплый и выталкивает его вверх, теплый воздух быстро охлаждается, идут ливневые дожди, с сильным ветром, наступает похолодание
Предвестники: слоистые облака Предвестники: кучевые облака
На карте

Рисунок 1.

На карте

Рисунок 2.

С атмосферными фронтами связано формирование крупных атмосферных вихрей циклонов и антициклонов.
Колонка «Циклон» заполняется совместно с учителем, колонка  «Антициклон» заполняется учениками по аналогии.

Циклон

Антициклон

Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре, с движением воздуха от периферии к центру, против часовой стрелки, с восходящими воздушными потоками. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре, с движением воздуха от центра к периферии, по часовой стрелке, с нисходящими воздушными потоками.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Погода:
лето: пасмурно, дождливо, похолодание
зима: пасмурно, снег, потепление
Погода:
лето: ясно, сухо, жарко
зима: ясно, сухо, холодно
Территория образования:
Лето: активно развивается на Дальнем Востоке и западе Русской равнины.
Зима: развивается над Баренцевым, Карским, Охотским морями и над северо-западной частью Русской равнины.
Территория образования:
Лето: на юге Русской равнины
Зима: в Восточной Сибири и на юге Русской равнины.

4. Закрепление изученного материала

Часто поэты в своих стихотворениях описывают погоду. Сейчас я зачитаю несколько стихотворений, в которых говорится о состоянии природы в определенный момент. Заслушав стихи, Вы должны определить, о чем именно идет речь? Напоминаю, сегодня на уроке мы изучили темы:  «Атмосферные фронты», «Циклоны и антициклоны».

1. Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…

(А. Майков) (теплый фронт)

2. Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

(А.С. Пушкин) (антициклон)

3. Нет, чтоб дождик проливной,
Дождь веселый, озорной,
Или, скажем,
Дождь сквозь солнце,
Называется – грибной.
Ну так нет же!
Всю неделю
Скучной
Серою стеной
Сеет,
Сеет, как сквозь сито,
Серый дождик затяжной.

(С. Козлов) (циклон, теплый фронт)

5. Итоги урока

1. Почему погода может резко измениться в течение одного дня? (Взаимодействуют разные по свойствам ВМ, в полосе столкновения происходят изменения в погоде) Как называется полоса столкновения разных по свойствам ВМ? (Атмосферный фронт)
2. Почему зимой в ясную погоду холодно, а во время снегопада тепло? (Наличие облаков:    зимой они задерживают тепло, исходящее от земной поверхности).
3. Почему летом все наоборот:  ясно – тепло, пасмурно – холодно? (Наличие облаков летом мешает прогреву земной поверхности)