Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок «открытия» нового знания

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Дидактическая цель  урока: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи:

  • Образовательные: научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте, знать представителей флоры и фауны.
  • Развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, анализировать, обобщать, классифицировать), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
  • Воспитательные:  воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Знать названия природных зон холодного пояса.
  • Узнавать зону по свойственному пейзажу.
  • Уметь показывать зону на карте.
  • Знакомство  с климатическими условиями зоны ледяных пустынь и тундры.
  • Знакомство с растительным и животным миром зоны арктических пустынь и тундры.
  • Уметь составлять цепи питания.   

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
    • Целеполагание (постановка учебной задачи).
    • Контролировать, корректировать и оценивать  свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные
    • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
    • Использовать знаково-символичные при составлении цепи питания. 
    • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Коммуникативные:
    • Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в парах, группе.
    • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Осознание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

  • у учителя
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • презентация для урока,
    • видеофрагмент «Животные Арктики»
  • у учащихся на партах
    • учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан –  М.: Баласс, 2011 г.
    • «План-маршрут»;
    • предметные картинки «Животные и растения зоны арктических пустынь и тундры»

 Образовательные технологии и методики: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемное обучение, исследовательские, личностно-ориентированные.

Формы работы: парная, работа в мини-группах, фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – Ребята, поднимите солнышки те, у кого хорошее настроение и кто готов к работе. Молодцы! Пожелайте друг другу удачи! Ученики приветствуют учителя и друг друга.
2. Проверка домашнего задания – Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.
–  Сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.
– Что мы называем природными зонами?
– Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит? 
– Всего за Земле пять тепловых поясов: два холодных пояса, два умеренных и один жаркий пояс.
– Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.
– Это зависит от климата, т.е. от распределения тепла на земле.
3. Этап актуализации и пробного учебного действия – Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нас ждет нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного и южного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе. Кто догадался, какие? (Тема урока на доске)
– А что мы можем исследовать? Предположите?
– Перед вами план-маршрут нашего пути. Он поможет нам двигаться в правильном направлении, выделять главное, узнать много нового и интересного.
 

 

Арктические пустыни и тундра.

–  Климат зон, особенности животного и растительного мира.

4. Этап выявления места и причины затруднений 1. Работа в парах.

– Поработайте в парах, дописав первое и второе  предложение в плане-маршруте.
– Итак, где же расположены на земле холодные пояса? Кто может показать на карте?

Работа по карточкам.

1. Холодные пояса на Земле расположены на ____________
Северном и Южном полюсах.

5. Построение выхода из проблемы 2. Просмотр видеофильма.

– Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма о суровом климате зоны Арктических пустынь. Просмотрев его, вы должны ответить на вопрос:
– Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания? 
(Рассказ учителя об арктической зоне)
Слайд 1.
– Кроме тюленей, к суровым условиям Арктики приспособились белые медведи, моржи, много птиц – гагары,  кайры, тупики. Но из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники.
– Сделайте необходимые записи в плане-маршруте.

Работа с картой. (Показ по карте)

Развернутый ответ:
– У животных густой мех и толстый подкожный жир, который спасает их от холода, растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием.

Растительный мир ледяных пустынь мхи и лишайники, животные белый медведь, тюлени, моржи, кайры, тупики.

6. Физминутка Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (Имитируют движение руками)
Выполняют движения.
5. Построение выхода из проблемы Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь?
– С чем это связано?
– Наши исследования продолжаются. И мы отправляемся в тундру. Кто может показать зону тундры на карте?
Слайд 2.
Рассказ учителя о зоне тундры.
Слайды 3,4. Рассказ учителя.
Растительный и животный мир тундры.
Сделайте записи в плане-маршруте.
– Как вы думаете, могут животные тундры  поселиться в арктической пустыне? Почему?
Работа по учебнику. (с.16)
– Рассмотрите два рисунка в верхней части страницы. Обратите внимание на окраску куропатки. Зачем белая куропатка меняет свой наряд? Почему концы веток карликовой березки засохли?
Высказывают свое мнение.

– Климат тундры менее суровый. 
– При перемещении от полюсов к  экватору природные условия изменяются, становится теплее.
Работа с картой. (Показ по карте)

(По ходу рассказа дети делают записи в плане-маршруте).

Они не приспособлены к суровым условиям обитания. Им нечего там будет есть, они могут погибнуть.
Она приспосабливается к месту обитания. Холодный ветер сушит веточки карликовой березы.

7. Этап первичного закрепления во внешней речи Работа в мини-группах.
– Сейчас поработайте в мини-группах, составьте цепи питания. Определите, к какой зоне относится ваша цепь питания?
– С чего начинаются цепи питания?
– Какую роль выполняют растения и животные в этих цепях питания?
Уч-ся работают в мини-группах.


С растений.
Растения – «кормильцы», животные – «едоки».

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой Работа в парах.
– Наше путешествие завершается. Сегодня мы исследовали две зоны холодного пояса.  Вам предстоит выполнить последнее задание.
Отметьте «+» те высказывания, которые считаете правильными.
Вопросы:
1. Природные зоны холодного пояса называются ледяные  пустыни и тундра.
2. Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.
3. Холодные пояса расположены рядом с экватором.
4. Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли.
5. Тигр в тундре охотится на северного оленя.
6. Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.
7. Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.
8. Даже летом могут быть осадки в виде снега.
9. Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.
10. В тундре много озёр, болот и рек.
11. Белый медведь и моржи обитатели полярных пустынь.
12. Лето в тундре длинное и холодное.
13. Полярная куропатка летом и зимой бурая.
Коллективная проверка.
Работают в парах.

 

Ученики высказывают свое мнение.

9. Рефлексия – Понравилось ли вам быть исследователями?
Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?
Высказывают свое мнение.
10. Домашнее задание Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса. Записывают в дневник.

Приложение

Текст 1.  «Зона арктических пустынь»

Климат в Арктике очень суровый.  Холодные по­рывистые и даже ураганные  ветры гуляют по безмолвным снежным просторам.  Зимой температура понижается до –40 С. Вода и суша покрыты льдом, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется, поэтому растительный мир очень скудный, лишь на участках, защищенных от ветра: в трещинах и котловинах  встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Тем не менее к таким суровым условиям обитания приспособились: белый медведь, моржи, много птиц – тупики, гагарки, кайры.
Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярно­го дня, то тонут во мраке полярной ночи. Полгода в этих краях солнце не появ­ляется на небе. Лишь качаются и полы­хают в небе северные сияния.
После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Температура воздуха чуть выше 0 С. Небо часто затянуто серыми облаками, идёт дождь. Весна и осень очень короткие.

Текст 2.  «Обитатели тундры»

Природные условия в тундре более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот, озер, рек.
Нелегка жизнь растений в таких условиях, где скудная почва прогревается лишь на небольшую глубину. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям.
– Посмотрите на картинки и скажите, как растения тундры приспособились  к этим условиям?
(Деревья низкорослые – карликовые берёзы и ивы.  Здесь растут мхи и лишайники.  Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.)
Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») – основная пища оленей, обитателей тундры.
Летом короткое и холодное, тем не менее сюда слетается много птиц, так как в болотах выводится много комаров, мошек, слепней. За короткое время птицы спешат вырастить своих птенцов, с наступлением холодов они улетят в теплые края, совы и куропатки остаются зимовать.
Много в тундре леммингов, песцов, волков. Из крупных животных в тундре живет северный олень. Он круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь.

План-маршрут

1. Холодные пояса на Земле расположены на  ________________ и ______________  полюсах.
2. Природные зоны холодного пояса называются _____________________ пустыни, ___________.
3. Животные Арктики: ____________________________________________________ .
4. Климат тундры очень ____________. Зима ______________, а лето _____________. Много б _______, о ________, р ________.
5. Главные «кормильцы» тундровых экосистемах   _____________и ______________.
6. Животные тундры: _____________________________________________________ .