Урок-практикум по русскому языку на тему "Повторение изученного об имени прилагательном". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

Задачи урока:

  • воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий;
  • учить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять его признаки;
  • развивать навыки правильного и точного использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Тип урока: урок-практикум.

Интеграция: литература, музыка, биология.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня заключительный урок по теме «Имя прилагательное». Мы повторим, что такое имя прилагательное, каковы его основные признаки и роль в предложении. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока: «Повторение изученного об имени прилагательном».

II. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством использования сказочного сюжета.

Жила-была симпатичная весёлая девочка, которую все любили, а бабушка подарила ей Красную шапочку. Девочку так и называли Красная Шапочка. Мы знаем эту девочку: она героиня одноимённой французской сказки Шарля Перро и нашей с вами сказки на сегодняшнем уроке русского языка.

III. Актуализация знаний

Жила Красная Шапочка в деревушке вместе со своей мамой, которая разрешила ей навестить свою бабушку в домике на опушке леса. Мама попросила отнести бабушке корзинку с пирожками. Пирожки были с ягодой, но с какой, мама не сказала, а лишь загадку загадала:
Эта ягода бывает красной, или чёрной, или белой, но сначала она всегда зелёная (смородина)
Красная Шапочка нашла отгадку, обратив внимание на слова, которые помогли ей быстро разгадать эту загадку. «Как легко, – подумала она – по описанию (признакам) предмета угадать сам предмет». А в описание, кроме цвета, можно включить форму, запах, сочность, вкус, вид описываемого предмета. И Красная Шапочка сама придумала загадку-описание:
Она сочная, вкусная, сладкая, свежая, кислая, квашеная, цветная, морская, ранняя, белокочанная (капуста)
А теперь вы, ребята, попробуйте составить подобную загадку, например, про арбуз, включив только описание этого предмета.
Астраханский, яркий, сладкий, полосатый, вкусный, сочный, большой, круглый…
– Какая часть речи помогает разгадать загадку? (Имя прилагательное).
Красная Шапочка заинтересовалась этой частью речи. Надо сказать, что девочка ходила во 2 класс, поэтому она тут же зашла в школьную библиотеку и взяла занимательную книжку об имени прилагательном, чтобы почитать по дороге.
И мы с вами поддержим интерес Красной Шапочки и запишем тему урока: «Имя прилагательное» и вместе со сказочной героиней вспомним, что такое имя прилагательное и какие признаки оно имеет.

IV. Организация деятельности учащихся по повторению и закреплению полученных знаний

1. Определение имение прилагательного

А Красная Шапочка тем временем уже шла к бабушке по тропинке через поле. Там ей повстречались любопытные полевые мышки, в один голос попросившие рассказать о том, что такое имя прилагательное.
Красная Шапочка после летних каникул кое-что подзабыла. Давайте поможем Красной Шапочке ответить на вопрос:
– Какая часть речи называется именем прилагательным?
Мышки поблагодарили Красную Шапочку и хотели задать ещё один вопрос, но в это время неожиданно появилась сова, и им пришлось прятаться в свои норки.
Красная Шапочка спросила у пролетающей совы:
– Скажи, Сова, умная голова, почему имена прилагательные так названы?
Сова быстро ответила:
– Прилагательное прилагается к существительному, т.е. к предмету. Оно объясняет, какое это существительное, какой это предмет.
И полетела спать, а Красная Шапочка придумав стихотворение, пошла дальше по тропинка через лес.

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.

2. Роль имени прилагательного в речи.

Вдруг какой-то зверёк пробежал мимо.

Задание.

– Что это за зверь? Быстро бежал … зверек. У него передние лапы – …, а задние – … так и мелькают. Мы увидели … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть у зверя … и … зубы, но защищаться ими он не умеет.
– О каком зверьке идёт речь? Назовите его.
Добавим слова: маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, большие и крепкие.
– Теперь вы можете назвать зверя? А как вы догадались? (По признакам)
Имя прилагательное помогает точнее назвать предмет. Иногда без прилагательного нельзя понять, о чём или о ком идёт речь.

3. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

Красная Шапочка на опушке леса встретила того самого зайчика, который всех боялся, и попросился в друзья к Красной Шапочке, пока его не найдёт мама-зайчиха. Девочка пообещала дружить с зайчиком, как имя прилагательное с именем существительным. А чтобы зайчику это было понятно, она поиграла с ним в игру

Игра «Подари предмету признак». Назови имена существительные. Подбери к ним имена прилагательные. Запиши, указав их род и число.

Лимон (по цвету)
мышь (по размеру)
яблоко (по форме)
ягоды (по запаху)

Прилагательные действительно дружат с существительными, т.е. согласуются. У них одинаковые род и число.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе!
Заяц довольный тем, что с ним поиграли, убежал, завидев свою маму-зайчиху, а Красной Шапочке показалось, что она заблудилась. Но ей встретился ежик, который собирал лесные яблоки. Красная шапочка обратилась к нему с вопросом:
– Ёжик, знаешь ли ты дорогу к бабушке?
А ёжик ответил:
– Помоги мне собрать яблочки, покажу.

Игра «Вспомним падежи»

Чтобы собрать яблоки, нужно правильно назвать падеж имени прилагательного, который определяется по падежу связанного с ним существительного. (Падеж, оказывается, тоже один на двоих). Красная Шапочка в затруднении. Ребята, нужна ваша помощь в определении падежей:

о трудной задаче
с жёлтыми цветами
за пшеничным хлебом
зелёное поле
к толстому коту
под высокой берёзой
интересную книгу
с яблочным повидлом

Ёжик поблагодарил Красную Шапочку и всех ребят за помощь, и показал девочке дорогу.

А Красная Шапочка придумала стихотворение:

Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Красная Шапочка шла, шла и вышла на берег реки. А там танцевали лягушата.

Физкультминутка

Когда Красная Шапочка перешла через мостик, она вышла на тропинку, которая вела к домику любимой бабушки. И задумалась над написанием окончания имени прилагательного:
– Как правильно написать:

К любим…й бабушке?

Оказалось, что всё просто: нужно задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Определи окончание имени прилагательного

Красная Шапочка уже представляла,, как она придёт к любимой бабушке, а та начнёт её угощать, и на столе будет стоять свеж… сочн… вишня, как принесёт бабушка душист... лесн… землянику, как Красная Шапочка отдохнёт в мягк… тёпл… постельке, а потом сходит в соседн… берёзов… рощу и под тонк… развесист… берёзой почитает весёлый учебник об имени прилагательном, который взяла в библиотеке.

Шла Красная Шапочка, мечтала и незаметно для себя сочинила:

Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него
Если пропадет оно

Сказка подходит к концу. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
– Что же мы вспомнили об имени прилагательном?

Добравшись до бабушки, Красная Шапочка помогла бабушке по дому, вскипятила чай и напоила её чаем с конфетками и пирожками. Включила радио, а оттуда полилась «Оранжевая песенка» (Музыка Константина Певзнера, слова Аркадия Арканова и Григория Горина в исполнении Ирмы Сохадзе)
– Какова же роль прилагательного в нашей речи?
Отгадайте загадку:

Художника этого знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет. (Имя прилагательное)

У имени прилагательного есть талант художника. Все любит раскрашивать, рисовать, описывать. Без него было бы неинтересно и скучно...
Это благодаря именам прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама –
весёлой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной,
задачка – лёгкой, а мы – умными.
Домой Красная Шапочка возвращалась на весёлом паровозике. А всем ребятам она предложила игру.

Игра«Аукцион»

Карандаш достанется тому, кто последний назовет признак этого предмета.

VI. Итог урока. Составление рассказа по схеме.

VII. Домашнее задание