Геометрическая резьба. Вырезание треугольников с углублением центра

Разделы: Технология


Вырезание треугольника с углублением центра является одним из трех основных элементов геометрической резьбы. Освоив технологию вырезания треугольника с углублением центра, учащиеся получают возможность создавать различные орнаменты геометрического характера, поэтому на уроках особое внимание уделяется практической работе учащихся.

Для учащихся данный вид работы является довольно сложным, поэтому учитель должен проявить себя мудрым наставником. Учителю необходимо на уроке найти подход каждому ученику, чтобы привлечь его внимание к выполнению данной работы. Находить слова поддержки, если у ребят не получается, и похвалы, если получается выполнение упражнения. Прилежание и усидчивость – залог успешного освоения техникой резьбы.

Особое внимание следует обратить на оценивание работы учащихся. Не следует сразу ставить низкие оценки. Навык качественной резьбы получается путем тренировки, поэтому правильная организация выполнения домашнего задания даст положительный результат. Здесь рассматривается пример организации домашнего задания учащихся при выполнении оценочной работы.

Резьба по дереву является одним из травмоопасных видов деятельности учащихся на уроках технологии, поэтому  следует требовать от учащихся неукоснительного выполнения правил безопасной работы.

Учащиеся, которые получают устойчивые навыки резьбы по дереву, в дальнейшем с удовольствием применяют их при выполнении своих проектных работ.

Буду очень рад, если данный материал будет полезным для тех, кто организует работу с детьми. Из своего опыта знаю, что материал подобного характера окажет неоценимую помощь начинающему педагогу.

Цели урока:

  • Обучающая:  помочь учащимся формированию у них знаний, умений и навыков способов деятельности выполнения  технологических приемов вырезания треугольников с углублением  центра.
  • Развивающая: создать условия и помочь развить у учащихся навыки работы ножом-косяком при выполнении элементов геометрической резьбы.
  • Воспитательная: способствовать формированию  у учащихся культуру труда, бережное отношение к инструменту, усидчивость и целеустремленность к достижению конечной цели.

Оборудование:

1) верстак;  
2) экспонаты выставки изделий с резьбой по дереву;
3) набор инструментов резчика;
4) комплект ножей-косяков (по числу рабочих мест);
5) набор державок; 6) точильные бруски и правочные доски;
7) образец резной пластины с элементами геометрической резьбы (Приложение 3);  
8) комплект  заготовок из липы размерами 150х80х20 мм (по числу рабочих мест);
9) чертежный инструмент, рабочие тетради;
10) бумажные копии поверхностей резной пластины на каждое рабочее место (Приложение 2).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку, распределение дежурства.

2. Цели и задачи урока:

  • закрепление навыка владения ножом-косяком;
  • научиться   выполнять резьбу элементов геометрической резьбы (треугольников с углублением центра);
  • знать технику безопасной работы при выполнении геометрической резьбы и неукоснительно ее выполнять.

3. Повторение изученного материала. (Тема предыдущего урока: «Выполнение трехгранных углублений»)

1. Проверка домашнего задания и выставление оценок за домашнее задание.
2. Техника подготовки инструмента к резьбе.
3. Подготовка рабочего места резчика. 
4. Техника работы ножом-косяком.
5. Основные этапы выполнения резьбы трехгранных углублений.

 4. Объяснение нового материала
 
1. Техника резьбы ножом-косяком (учитель повторяет и демонстрирует технику владения ножом-косяком и обращает внимание учащихся на возможные ошибки, которые могут привести к травме, напоминает о технике безопасной работы).
2. Техника вырезания треугольников с углублением центра. (Приложение 1).

Учитель объясняет порядок  работы по вырезанию треугольников с углублением центра, отмечает, что этот элемент является одним из трех основных элементов геометрической резьбы: а) нахождение центра углубления; б) накалывание древесины по линиям от центра к вершинам; в) подрезка древесины по наколотым линиям. Учащиеся записывают основные моменты в рабочую тетрадь. В тетради  приклеивают  бумажные копии разметки  (Приложение 2).

5. Практическая работа 1.  

Нанесение разметки для вырезания треугольников  на поверхность древесины.

1. Выбрать лицевую пласть  заготовки.
2. Подготовить чертежные инструменты (каждый ученик должен иметь карандаш, линейку; карандаши должны быть правильно наточены).
3. Выполнить на поверхности заготовки разметку для вырезания треугольников  с углублением центра: а) основные размеры разметки: поля – 5мм; квадраты со стороной 10мм; б) провести разметку полей; в) на линиях полей разметить квадраты; г) провести линии разметки квадратов и получить сетку; д) провести диагонали в квадратах согласно схеме разметки и получить треугольники; е) в каждом треугольнике отметить центр и провести линии накалывания от центра до каждого угла.

Каждому ученику выдается бумажная копия разметки.  Приложение 2).
Учащиеся выполняют разметку, учитель контролирует их работу и оказывает помощь, тем учащимся, которым она необходима.

6. Инструктаж по технике безопасности при резьбе по дереву (учитель напоминает основные моменты инструкции по технике безопасности при резьбе по дереву и отмечает в журнале регистраций инструктажа). (Приложение 4).

7. Практическая работа 2

Вырезание треугольников с углублением центра

1. Учитель демонстрирует технику вырезания треугольников с углублением центра, указывает на возможные ошибки, которые могут привести к травме.
2. Учитель демонстрирует технику вырезания трехгранных плоскостей с углублением одной из вершин, указывает на возможные ошибки, которые могут привести к травме.
3. Взять нож-косяк и подготовить его к работе (провести правку и шлифовку).
4. Подготовить заготовку к резьбе (закрепить на верстаке с помощью державки).
5. Произвести накалывание древесины по линиям наколки (учащиеся проводят накалывание одного из треугольников).
6. Произвести подрезку наколотой древесины (при правильной работе должна получиться трехгранная пирамидка, если не получается, то наколка и подрезка проведена не правильно, следует повторить их).

Учитель контролирует работу учащихся, следит за выполнением техники безопасной работы и оказывает помощь тем учащимся, которым она необходима.

8. Подведение итогов занятия

Учитель анализирует основные моменты урока и подводит итоги.

– Техника безопасности при резьбе по дереву;
–  Соблюдение т/б при выполнении практической работы (если есть примеры нарушения т/б, то надо на это указать; неправильное расположение инструмента на столе, размахивание инструментом, вставание с места и хождение по классу, отвлекание других учащихся от работы, выкрики во время работы и т.п.).
– Учитель подводит итоги качества выполненной работы. Работы тех учащихся, у которых хорошо получается, учитель демонстрирует всему классу.
– Выставление оценок за выполнение практических работ (выставляются только положительные оценки, каждая оценка должна быть понятна ученику, за что она выставляется, если ученик не согласен с оценкой, то необходимо дать ему возможность исправить, пусть дома закрепит навыки).

9. Домашнее задание

Для лучшего усвоения  навыков владения инструментом резчика необходимо регулярно их закреплять.

– На лицевой стороне заготовки учащиеся дома продолжают работу, закрепляя навык резьбы треугольников с углублением центра. После того, как навык резьбы будет  выработан, следует на оборотной стороне заготовки разметить и выполнить  оценочную работу. Разметка аналогична той, что было выполнено на уроке.  Оценочную работу принести на следующий урок. Оценка за домашнее задание будет выставлена в журнал за второй урок. Так как уроки по технологии проводятся спаренными, то за первый урок выставляется оценка за работу в классе, а за второй урок – оценка за домашнее задание.

10. Конец урока. Дежурство в кабинете