Сборник диктантов с грамматическим заданием "50 текстов о живой природе" для учащихся 2–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Сборник диктантов по русскому языку с грамматическим заданием для 2-4 классов составлен в соответствии с действующими программами и УМК в условиях реализации ФГОС. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования является формирование УУД младших школьников. В этом контексте для учащихся якутских школ ключевую роль играет не только овладение русским языком, но и применение умений устной и письменной речи для дальнейшей их адаптации в обществе в качестве инструмента для общения.

Какие основные проблемы обучения русскому языку существуют в якутской школе в условиях реализации ФГОС?

– дети поступают в школу недостаточно подготовленными к овладению русским языком, что обусловлено отсутствием языковой среды;
– на обучение русскому языку в 1 и 2 классах дается 4 часа в неделю (132 часа в год), а по якутскому языку – 3 часа в неделю (102 часа в год);
– на обучение русскому языку в 3 и 4 классах дается 3 часа в неделю (102 часа в год), а по якутскому языку – 3 часа в неделю (102 часа в год);
в русских школах на обучение русскому языку дается 165 часов в год, а к концу учебного года учащиеся с русским и родным языками обучения должны иметь равный уровень знаний и умений;
– задания УМК ориентированы на учеников, хорошо владеющих русским языком.

Данный сборник содержит 50 текстов на русском языке, что будет актуально для учителей, работающих в условиях билингвального образования. Особенностью этого сборника является и то, что к каждому тексту дается грамматическое задание. Тексты диктантов и задания предназначены для оценки достижения планируемых результатов обучения русскому и якутскому языкам, проверки сформированности УУД, общеучебных умений учащихся начальных классов и носят рекомендательный характер. Они могут быть использованы учителем и в качестве итогового контроля, и в качестве текущей проверки обученности школьников.

Диктанты позволяют проверить умение писать под диктовку текст на изученные орфограммы. При диктовке слов с неизученными орфограммами учитель орфографически проговаривает букву – орфограмму, непонятные (трудные) слова и словосочетания для якутских детей (в текстах они подчеркнуты) объясняются. При этом объяснения должны идти от учащихся.

Грамматические задания направлены на проверку теоретико- практических знаний и умений учащихся, приобретенных в процессе изучения грамматико-орфографических тем. А работа над словом, предложением и текстом предполагает проверку умений пользоваться языковыми средствами при построении речевого высказывания, умений определять тип, тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Тестовые задания предполагают выбор правильного ответа.

Критерием отбора текстов служили их обучающие возможности и воспитывающие достоинства. В сборнике все тексты о живой природе. Содержание сборника – это интеграция предметов и образовательных областей: русского и якутского языков, литературного чтения и окружающего мира. В приложении дан словарь – названий птиц, которые присутствуют в текстах диктантов. Учителям желательно стараться создавать у учащихся оптимистическую установку на каждый диктант. Тогда эта форма работы приведет к хорошим учебным результатам. Пусть даже на контрольном диктанте ребенок думает, что ваша цель – лишь помочь ему проверить самого себя. Пусть каждый диктант воспринимается как радостное событие, как маленькая ступенька к успеху в овладении грамотностью, прививает любовь к родному и русскому языкам, но самое главное – воспитывает любовь и бережное отношение к живой природе.

Тексты диктантов

Использованная литература:

1. А.В. Оконешникова. Диктанты в системе формирования и развития письменной речи: Учебное пособие –Я., 1985.
2. Г.Ф.Сивцев. Сахалыы кылгас тылдьыт. – Я., 1979.
3. И.Г.Фёдоров, П.К.Васильев. Өбүгэлэрбит олоҕо дьаһаҕа: ойуулаах тылдьыт – Дь., Бичик, 2012.
4. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Под редакцией Г. С, Ковалевой. М., «Просвещение», 2012.
5. П.С. Афанасьев. Саха тылын быһаарыылаах кылгас тылдьыта. Дь., Бичик, 2008.
6. Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова» / Авт. – сост. Л.А. Пономарёва, под редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2012, 2013.
7. Саха оскуолатын программата. Саха тыла (1 – 4) – Дь., Бичик, 2006.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. М., «Просвещение», 2011.