Урок литературного чтения «С.А. Есенин "Лебедушка"», приуроченный ко Дню матери. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие; любовь к матери через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с произведениями С.Есенина;
  • развивать речь, внимание, творческое воображение, эмоциональное восприятие окружающего мира;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • познакомить с понятием “пейзажная лирика”;
  • учить видеть изобразительно-художественные средства языка, художественные особенности стихотворения, поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору;
  • воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Оборудование: Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”, презентация.

Ход урока

- Ребята, какой праздник мы будем отмечать в это воскресенье?

- Правильно, День матери! 30 ноября в последнее ноябрьское воскресенье мы будем поздравлять наших мам, бабушек с этим замечательным праздником! Ведь нельзя переоценить значение самого главного человека в нашей жизни – Мамы!

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением Сергея Александровича Есенина “Лебедушка”. Прослушав стихотворение, ответьте на вопрос: - Почему именно с этим стихотворением я решила вас познакомить в канун праздника Дня матери?

- Подумайте, постарайтесь представить себе образ Сергея Есенина; понять, кого он любил, что его восхищало, каким человеком он был.

Чтение учителем стихотворения.

- Ребята, как вы думаете, как же связано стихотворение “Лебедушка” с Днем матери?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чем взволновало?

(ответы детей)

- Почему так трагично заканчивается стихотворение? ( Что бы мы еще раз задумались над тем, какую роль играет в нашей жизни мама. Иногда ценой своей жизни она спасает своих детей.)

- На какое фольклорное произведение похоже это стихотворение?

-на народную песню;

- на сказку;

- на былину (глаголы на “ся”).

- С какой интонацией вы будете читать это произведение? Будет ли она меняться?

- Какой ритм?

В стихотворении вам встретятся незнакомые слова. Найдите лексическое значение слов:

1 – ватага

2 – затон

3 – пряные

4 – лазоревый

Чтение стихотворения детьми.

- Как поэт относится к лебедушке? Давайте докажем словами Есенина:

1 – Какой мамой была лебедь?

2 – Как поэт ее называет?

3 – Найдите эпитеты

4 – Найдите сравнение

Вывод: Какой мамой была лебедушка? Как поэт относится к ней?

Ф/минутка (звучит произведение Сен-Санса “Лебедь”).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как “пейзажная лирика”, но сначала вспомним, что такое лирика, лирическое стихотворение.

- Можно ли отнести стихотворение “Лебедушка” к лирическому произведению? Почему?

Что же такое пейзажная лирика? (Это словесное искусство. Поэт изображает виды природы с помощью слов, изобразительно – художественных средств.)

- Какие изобразительно-художественные средства вы знаете?

- Какую картину рисует Есенин в начале стихотворения? Какое время суток?

(Прочитайте строчки.)

Найдите:

1 – эпитеты

2 – метафоры

3- сравнения

4 – олицетворения

Вывод: Какую же роль играют изобразительно-художественные средства?

(Они помогают нам увидеть красоту утра. Мы видим краски, представляем звуки.)

- Вернемся к вопросу, который я задала вначале урока. Как вы думаете, каким был Сергей Есенин? Что он любил? Кого любил? (Поэт очень любил своих родителей, любил русскую природу, животных.)

- Какой цветок вы видите на экране? ( Незабудка.)

- Это цветок – символ Дня матери. О чем говорит название цветка?

Вывод: Нельзя забывать свою маму и все то, что она для нас делает.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, подумать над эскизом открытки ко Дню матери.