«Задачи на проценты». 9-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: формировать у обучающихся умение решать задачи на процентное увеличение цены.

Образовательные задачи:

  • продолжить формирование навыка устных вычислений;
  • повторить способы нахождения процентов от заданной величины;
  • закрепить алгоритм нахождения стоимости товара с учетом скидки;
  • формировать представление об “инфляции” и степени ее влияния на изменение цен;
  • учить решать простые и составные задачи на изменение цены товара в результате инфляции.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать точность и прочность запоминания;
  • формировать целенаправленность внимания;
  • учить анализировать, обобщать, комментировать свои действия;
  • совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

Воспитательные задачи:

  • развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
  • вырабатывать умение преодолевать трудности;
  • прививать интерес к новым знаниям;
  • воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, позитивное отношение к жизни.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация “Проценты и инфляция”, тест “Вычисляем, заменяем” в программе “Word”, раздаточный материал (наборы с вариантами ответов для программированных заданий, карточки для индивидуальной работы, алгоритм решения задач), дидактический материал “Задачи на стоимость. 9 класс”, рекламный материал.

Используемые методы (по источнику знаний): беседа, диалог, работа по печатному дидактическому материалу, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация, нахождение значений числовых выражений.

Используемые методы (по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, изложение с проблемным началом.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок. Приветствие. Настрой.

В начале урока обучающимся предлагается определить свое настроение, выбрав один из предложенных вариантов: я напряжен, потому что не уверен в себе; я в ожидании нового и полезного для себя; я спокоен и настроен на работу; мне хорошо, будет интересно; у меня радостно на душе, потому что начинается мой любимый урок. Ребята делятся своими впечатлениями.

Для того, чтобы всем было хорошо и радостно, интересно и не тревожно на уроке, необходимо какое-то общее дело, которым бы мы занялись. И такое дело, которое позволит нам работать на равных, у нас с вами есть. Сегодня мы постараемся понять, как проценты связаны с непростой экономической ситуацией, сложившейся в нашей стране в последнее время.

II. Устный счет.

Задание 1. “Оцени свои умения”. Приложение 1.

Обучающимся предлагается тест с вариантами ответов, составленный с помощью программы “Word”. Красным цветом нужно выделить верный ответ. По окончании работы будет предложена таблица ответов с набором букв. Правильный выбор ответов приведет к расшифровке ключевого слова. Работают ребята в парах за компьютерами.

№1. Выполните деление 392р. : 10.

3,92р. 39,2р.
З С

№2. Замените десятичную дробь целым числом: 90,4р.

90р. 4к. 904р. 90р. 40к.
Н М Л

№3. Найдите 1% от 18 000р.

18р. 1800р. 180р.
Е У О

№4. Увеличьте 765р. на 35р.

7910р. 790р. 800р.
Б Ф В

№5. Уменьшите 920р. на 30р.

910р. 950р. 890р.
Ы И А

№6. Выразите в процентах 1,4

14% 140%
П Р

№7. Выразите в процентах выделенную часть прямоугольника

         

 

30% 50% 60%
Ё Я Ь

Слайд №2. Таблица и слово “словарь”. Ребятам сообщается, что толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (демонстрация словаря) необходим для разъяснения нового явления, влияющего на экономическую ситуацию в стране.

III. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.

Задание 2. “Проверь себя”

Чтобы узнать, о каком явлении в дальнейшем пойдет речь, нужно последовательно выполнить 6 заданий по теме “Проценты”. Правильный выбор ответов приведет к расшифровке основного ключевого слова. Для этого вам сообща предстоит выбрать правильные ответы на теоретические вопросы, но каждому индивидуально выполнить практическую работу по расчету процентов от заданной величины, записав результаты вычислений.

Слайд №3. Первое задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезают два неверных ответа.

1). Чтобы найти 1% от 13 500р., нужно

1. число умножить на 100

2. число разделить на 10

3. число разделить на 100

Слайд №4. Второе задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезают два неверных ответа.

2). Чтобы найти 13% от 20 000р., нужно

4. число разделить на 13

5. число разделить на 100, умножить на 13

6. число умножить на 100, разделить на 13

Слайд №5. Третье задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезает один неверный ответ.

3). Чтобы найти 10% от 18 000р., нужно

7. число умножить на 10

8. число разделить на 100, умножить на 10

9. число разделить на 10

Слайд №6. Четвертое задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезает один неверный ответ.

4). Чтобы найти 20% от 12 000р., нужно

10. число разделить на 20

11. число разделить на 100, умножить на 20

12. число разделить на 10, умножить на 2

Слайд №7. Пятое задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезают два неверных ответа.

5). Скидка на товар означает

13. увеличение цены на товар

14. постоянство цены на товар

15. уменьшение цены на товар

Слайд №8. Шестое задание с вариантами ответов. По клику мыши исчезают два неверных ответа.

6). Определить цену на товар (10 000р.) с учетом 20%-й скидки, значит

16. найти величину скидки

17. увеличить цену на величину скидки

18. уменьшить цену на величину скидки

Слайд №9. Таблица с вариантами ответов.

2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 18
А И М Н Ф Ф Р Л Л Я ДИЯ ЦИЯ

По клику мыши появляется слово “инфляция”. Нам предстоит раскрыть смысл этого явления и понять степень его влияния на изменения, происходящие в нашей жизни. Ответить на вопрос: какое отношение к процентам имеет инфляция?

IV. Физкультминутка.

V. Сообщение новых знаний.

Учитель: Что означает это слово? При каких обстоятельствах вы сталкивались с этим понятием? Актуальность? Что происходит с ценами на товары? – Мнения и высказывания учащихся. Учитель: обратимся за расшифровкой к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Слайд №10. “Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание”.

Инфляцией называется экономическая ситуация в стране, когда цены на товары и услуги непрерывно растут, а покупательская способность денег, наоборот, падает, потому что на них можно купить все меньше и меньше товаров. Деньги становятся дешевыми, т.е. всё большие денежные суммы приходится обменивать на всё меньшее число товаров (если раньше, скажем, вы могли на 40р. купить 4 плитки шоколада, а теперь – только 1, это значит, рубль обесценился в 4 раза).

В целом, в период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров, следовательно, растёт и стоимость жизни.

Рост стоимости жизни означает, что на приобретение необходимых для существования товаров и услуг требуется всё большая и большая сумма денег. Стоимость жизни всегда растёт быстрее, чем зарплата людей.

Во время инфляции людям, конечно, приходится частично повышать зарплату, пенсию, чтобы они могли выжить в условиях дороговизны.

Учитель: До сих пор мы рассматривали задачи, в процессе решения которых рассчитывали понижение цен с учетом скидок. Сегодня на уроке нам необходимо разобраться в вопросе процентного повышения первоначальной цены товара и понять алгоритм расчета цен на товары с учетом инфляции, рассмотрев при этом совершенно новый тип задач на проценты. Тема урока “Задачи на проценты”. Знакомство с новым типом задач должно основываться на противопоставлении задач этих двух типов.

Слайд №11. “Покупка на 500р.”

Иллюстрация изменения количества продуктов стоимостью в 500 р. за последние 7 лет. Внимание обучающихся фиксируется на видах и количестве продуктов, которые можно было приобрести в 2008, 2011 и 2014 годах на 500р. Сравнение. Обсуждение. Вывод: количество продуктов заметно уменьшилось с 18 видов в 2008г. до 7 видов в 2014г.

Слайд №12. Задача №1

В начале 2013 года тушку цыпленка можно было купить по цене 80р. за 1кг. В результате инфляции её цена в 2014 году изменилась на 40%. 1) На сколько рублей изменилась цена за 1кг? 2) Какова…?

Какова первоначальная цена 1кг? – 80р. Как изменилось ее значение? – уменьшилось или увеличилось. Что повлияло на увеличение цены? – инфляция в 40%. Как рассчитать 40%? – 80р.:10х4=32р. Что означает 32р.? Что еще можно узнать?

Обучающимся предлагается уточнить первый вопрос и закончить второе вопросительное предложение.

Варианты предложений: 1) На сколько рублей дороже за 1кг можно купить тушку цыпленка? На сколько рублей повысилась цена за 1кг? 2) Какова новая цена 1кг тушки цыпленка в 2014г?

Далее под руководством учителя учащиеся составляют план решения задачи №1, проговаривают вопросы и действия, оформляют запись в тетрадях и на доске.

План и решение.

1). На сколько рублей дороже за 1кг можно купить тушку цыпленка в 2014году?

80р.:10х4 = 32р. (40%)

2). Какова новая цена 1кг тушки цыпленка в 2014г.?

80р.+ 32р. = 112р. Ответ 112р. новая цена.

Слайд №13. “План задачи”

Учитывая трудности, возникающие у учащихся при решении составных задач, целесообразно рассмотреть алгоритм решения задач на процентное увеличение цены.

1). Цена : 100 х количество % = Процентное увеличение цены
2). Цена + Процентное увеличение цены = Новая цена

VI. Первичное закрепление знаний, применение в новых условиях.

Обучающимся предлагается рассчитать цены продуктов с учетом инфляции. Работают ребята в трех группах. Самостоятельно производят расчеты, результаты вычислений записывают в тетрадях. Предусмотрена проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. С трудом усваивающие материал ребята работают по готовому образцу. При составлении разно-уровневых заданий были учтены индивидуальные особенности каждой группы обучающихся.

Слайд №14. Задачи

Задача №2. Для учащихся первой группы.

В прошлом году пачка творога стоила 45р. В результате инфляции ее цена к концу 2014г. изменилась на 30%. Рассчитайте новую цену пачки творога.

Задача №3. Для учащихся второй группы.

Год назад упаковку молока можно было купить по цене 30р. В настоящее время его цена повысилась на 60%. На сколько рублей повысилась цена? Какова его новая цена?

Задача №4. Для учащихся третьей группы.

Раньше батон стоил 20р. Сейчас его цена увеличилась на 20%. На сколько рублей увеличилась цена батона? Какова его новая цена?

VII. Подведение итога урока. Оценивание учащихся.

Слайд №15.

  • Какую величину рассчитывали сегодня на уроке?
  • Какие две ситуации влияют на ее изменение?
  • Как рассчитать изменившуюся в результате инфляции цену на товар?

В конце урока обучающиеся оценивают свое настроение.

VIII. Разъяснение домашнего задания.

Слайд №16.

В прошлом году пачка чая стоила 50р. В результате инфляции в этом году её можно купить дороже на 40%. Рассчитайте новую цену пачки чая.

Составьте задачу и рассчитайте цену банки кофе с учетом инфляции.

Приложение 1