Мастер-класс для музыкальных руководителей «Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников»

Разделы: Работа с дошкольниками


“Запоют дети – запоет народ”.
К.Д. Ушинский

I часть. Сообщение с использованием мультимедийной презентации, прямого и комментированного показа.

1 слайд - Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников. Презентация

Уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о формировании вокально-хоровых навыков у младших дошкольников.

2 слайд - Искусство пения.

Не надо доказывать, что одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения недоступны для понимания ребенка, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции. Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, “серебристостью”, головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно. Музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться, он должен руководствоваться принципом “Не навреди!”

3 слайд - Таблица “диагностика”.

Перед началом работы с воспитанниками проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Она представлена на экране.

Рисунок 1

В специальной литературе можно найти различные таблицы проведения диагностики. В представленном варианте, выделеные характеристики: певческий диапазон, сила звука, продолжительность дыхания (звуковая проба “М”), точность интонирования, звуко-высотный слух, представляются наиболее значимыми для определения вокально-хоровых навыков ребенка. Уровни определяются в баллах:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

Для определения общего уровня вокально-хоровых навыков все баллы суммируются.

12-15 баллов – высокий уровень

9 -11 баллов – средний уровень

5- 8 баллов – низкий уровень

Работа над вокально-хоровыми навыками детей (дыхание, звукообразование, артикуляция, звуковедение, слуховые навыки, эмоциональная выразительность исполнения) происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют на каждом музыкальном занятии.

4 слайд - Правила организации работы

Процитируем И.В. Гете - “Искусству пения, как всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение”. Поэтому важно учитывать следующие правила:

  1. Ставить конкретную задачу – объяснить детям, что делать (короткий вдох – медленный выдох; спеть на звук “у”);
  2. Показать способ выполнения действий (“Делай, как я”);
  3. Неоднократно повторять упражнение (транспонируя его вверх или вниз; тихо-громко);
  4. Контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений.

5 слайд - Певческая установка.

Всегда перед началом пения необходимо напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:

Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку,
Вот она какая -
Спиночка прямая!

В работе с младшими дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки звука. С самых первых занятий нужно внушать ребенку, что громко петь не значит – красиво.

6 слайд - Развитие слуховых ощущений

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений. Приведём примеры некоторых упражнений, помогающих в этом:

1. Упражнение “Пение с приставленной к уху ладонью”.

Известно, что вибрационные чувства играют большую роль в образовании и восприятии певческого звука. С этим связано следующее упражнение - “Пение с приставленной к уху ладонью”. Полукруглая ладонь приставляется к уху, пропевается любая музыкальная фраза.

2. Упражнение “Колокол”.

Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. Для этого можно использовать упражнение “Колокол”: пропевать на одном звуке междометие “бом-бом”, долго протягивая звук “м”.

3. Упражнение “Пение, приложив пальцы к кадыку”.

4. Упражнение “Пение с закрытым ртом”.

Вначале малыши поют говорком. Выразительное пение педагога, пропевание им долгих звуков служит образцом для детей. Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа. Всем хорошо известна распевка “Гуси”. Акцент в этой распевке делается на правильном положении рта при пении.

Гуси, гуси!

Дети: “Га-га-га”

Петь хотите?

- Да-да-да,

Ротик открывайте

- Га-га-га,

Песню начинайте

- Га-га-га.

7 слайд – “На качество исполнения влияют…”

Известно, что многие дети имеют проблемы с произношением звуков. Артикуляционный аппарат ребенка четырех лет несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

- умение открывать рот при пении;

- правильное положение губ;

- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

- свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения.

8 слайд - Вокально-артикуляционные упражнения.

В этом музыкальным руководителям помогает использование вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Кроме этого, данные упражнения также развивают дыхание, чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. Подробнее остановимся на некоторых приемах по формированию вокально-хоровых навыков у младших дошкольников, которые наиболее часто используются и доказали свою результативность.

9 слайд - Дыхательные упражнения

Начинать работу следует с дыхательных упражнений. Певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох - бесшумный, через нос. Дыхательные упражнения, помимо привития навыка певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Можно прочитать детям стихотворение В.Степанова и потренироваться делать правильный вдох:

Это очень интересно - научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.
Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной – и свободна, и чиста!

10 слайд - Речевые игры на дыхание

Речевые игры на дыхание всегда доставляют детям радость. Например, упражнение “Паровоз”: дети становятся в колонну друг за другом.

Педагог пропевает:

Паровоз, вперед спеши, в лес ребяток отвези.
Едем мы осенним днем, песенку поем.
Как паровозик гудит? (Дети “У-у!)
И помчался дальше, только дымок над трубой вьется.
Покажите, как вьется дымок.

Дети берут плоскостные паровозики, дуют на дымок - кусочек органзы, прикрепленной к трубе.

Или игра “Котенок и шар”: дети, взявшись за руки, встают в круг, и медленно отходят назад со словами:

Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Ф-ф-ф… Делают выдох ртом, произнося ф-ф-ф
Подошла и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.
Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.

11 слайд - Произнесение текста активным шепотом.

Произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание. Для этого хорошо использовать потешки, стишки, скороговорки, например:

Дарики-дарики, летели комарики.
Летели, кружились
В носик вцепились: цап!

Участники мастер-класса делятся на 2 подгруппы.

Первой подгруппе предлагается произнести выражение - “Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!” (делая активный выдох).

Задача второй подгруппы - активным шепотом произнести - “Три сороки тараторки тараторили на горке” (“тр-р-рь” - передавать “сплетню”, задевая соседа по плечу)

12 слайд - Работа над дикцией

Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории. Например, в средней группе дети любят “Историю о том, как Язычок искал друга”: Жил-был Язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике – ротике. Но Язычок всегда хотел иметь много друзей. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить во рту вправо – влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (те же движения). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке зубов)…. И т. д.

13 слайд - Музыкальные пальчиковые игры

Остановимся на использовании пальчиковых игр и упражнений. Общеизвестным является факт влияния мелких движений на активизацию речемыслительных центров, на общее развитие ребенка. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук. Пальчиковая игра “Мышки”:

Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по  коленям.
Расшалились словно мышки.
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребу. . Ш-ш-ш… Добавляется произнесение “ш-ш-ш”

14 слайд - Правила кантиленного пения.

В работе с младшими дошкольниками, не стоит во главу угла ставить чистоту интонирования, пусть лучше дети поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса, чем делают это чисто, но с постными лицами или с боязнью сфальшивить и вызвать неодобрение музыкального руководителя. Важная задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. В последние годы в пении детей исчезает плавность, напевность речи. А ведь ещё великий поэт А.С. Пушкин писал: “...А как речь-то говорит. Словно реченька журчит”. Теперь же речь взрослых людей больше похожа на скачки с препятствиями. Даже некоторые ведущие телевизионных программ говорят торопливо, взахлёб, проглатывая слоги. А ведь дети это слышат постоянно и как губка впитывают такую манеру, что отражается и на исполнительстве. Кроме этого, последние научные исследования В.П.Морозова показали, что современные дети, живущие в агрессивной языковой среде, не различают интонацию гнева. Для них резкие интонации и повышенный тон стали чем-то само собой разумеющимся. Нужно постараться вернуть нашим детям одухотворенную речь и распевное, красивое пение. Главная задача – это выработка кантиленного пения.

Для плодотворной работы педагог должен всегда выполнять следующие правила:

  • вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;
  • обучать навыку пения надо а сареlla на материале простейших попевок;
  • перед детьми должна стоять конкретная задача (например: “Споем распевку, делая ударения на нижнем и верхнем звуках”);
  • необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
  • надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

15 слайд - Приемы работы

Охарактеризуем приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию вокально-хоровых навыков. Многие используют их в своей ежедневной работе, т.к. они позволяют добиваться хороших результатов.

1. Пение а capella.

Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты.

Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук “у”.

Звук “у” позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть ее.

4. Пение с солистами.

5. Использование сказок, историй при распевании

Например, “На лесенке”. На ступеньках лесенки располагаю несколько игрушек. Это могут быть: собачка, лягушка, утка, кошка, воробей. Когда музыкальный руководитель показывает на игрушку, дети, имитируя голос этого персонажа, воспроизводят высоту звука.

6. Игры-повторялки, копирование.

Примером может стать игра “Зеркало” - дети идут по кругу друг за другом и произносят:

Ходим кругом, друг за другом, эй, ребята, не зевать!
Все, что Петя нам покажет, будем вместе повторять!

Удачны вокальные игры “Пой со мной”, “Попугаи”.

7. Песни добавлялки, суть которых – в допевании детьми слов, основанных на четкой тонической опоре. Например “Маша и каша”.

8. Использование музыкально – дидактических игр.

Игра “Птички на проводах” - развивает музыкально-слуховые представления детей, учит воспроизводить мелодию по изображению; игра “Кузнечик” - помогает зрительно представить направление мелодии.

9. Певческая импровизация - очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений вообще. Импровизация способствует раскрепощению детей. Обязательное правило для педагога: хвалить ребенка за любое проявление творчества.

16 слайд – Видео - попевка “Падают листики”

17 слайд - Графическое изображение попевки “Ходит зайка по саду”

Участникам мастер-класса предлагается внимательно посмотреть на графическое изображение попевки и постараться узнать её. Это попевка “Ходит зайка по саду”. Давайте пропоем её, помогая себе движением руки. Далее предлагается определить вторую попевку по графическому изображению мелодии, которая выложена на фланелеграфе с помощью полосок разной длины. Это попевка “Лесенка”. Предлагается пропеть её.

18 слайд - Использование дидактических пособий с движущимися деталями

Использование дидактических пособий с движущимися деталями помогает музыкальному руководителю наглядно демонстрировать движение мелодии вверх или вниз. Покажем это на примере попевки “Скок-скок-поскок”: птичка или кузнечик скачет по последовательно по каждой ступеньке или через ступеньку и соответственно пропеваются музыкальные интервалы. Удобно использовать пособие “Кузнечик скачет по одуванчикам”. (Демонстрация)

Необходимо помнить, что перед любым вокальным упражнением надо сделать настройку – дать основной тон или сыграть гармоническую последовательность: T-D-T, T-S-D-T. Это позволяет музыкальному руководителю активизировать у детей слуховое внимание и настроиться на определенную тональность.

Вокальные упражнения можно включать не только в традиционный раздел “Пение” и “Музыкальные игры”, но и в “Музыкально-ритмические движения”, “Слушание музыки”, а так же использовать в качестве динамических пауз не только на музыкальных занятиях.

19 слайд – Пение - удивительное искусство

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Хоровое пение дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувство товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства. Задача педагога – научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, и он мог испытать то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни. Конечно, работа музыкального руководителя будет плодотворна только в том случае, если воспитатели и родители понимают ее важность и оказывают всяческую поддержку. Обучение пению – длительный и сложный процесс, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Вспомним слова Протагора: “Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства”.

I I часть. Практикум.

Оборудование: дидактическое пособие “Паровоз”; 2 фланелеграфа, 2 конверта, названия попевок “Василёк, василёк” и “Скок-поскок, молодой дроздок”, короткиие и длинные полоски для выкладывания графической схемы попевки; дидактические пособия “Эхо”, “Качели”; чистые листы бумаги, ручки.

Ход:

Участникам мастер-класса предлагается применить на практике некоторые методические приемы, музыкально-дидактические игры и упражнения для развития вокально-хоровых навыков детей младшего дошкольного возраста.

1. Упражнение-импровизация “Как меня зовут” (по цепочке)

Участники представляют себя и параллельно развивают навык певческой импровизации. Для этого придумывается любая мелодия для своего имени. Педагог-мастер начинает первым, а затем все участники по цепочке также пропевают свое имя на придуманную ими мелодию.

2. Дыхательное упражнение “Паровоз”.

Одному из участников предлагается исполнить роль музыкального руководителя, остальные участники - играют роли детей. Музыкальный руководитель ставит цель работать над развитием дыхания детей (очень важно научить детей правильно делать вдох и грамотно распределять воздух, выдыхая его). Поставленную задачу он предполагает решать с помощью дидактического пособия “Паровоз”. Ознакомившись с описанием по использованию данного пособия он приглашает “детей” для выполнения упражнения. Ведущий благодарит участников и музыкального руководителя”, дает оценку, указывая на соблюдение методики организации и проведения данного упражнения.

3. Выкладывание и узнавание графического изображения попевки.

Участники делятся на 2 рабочие группы. Каждой группе необходимо выложить графическое изображение попевки. Название попевки и материалы для выполнения находятся в конвертах. После выполнение задания группы меняются местами и по выложенному графическому изображению узнают и исполняют попевку, выложенную другой группой.

4. Работа с использованием наглядных дидактических пособий “Эхо”, “Качели” (в малых группах).

Создаётся условная ситуация: “Вы приобрели замечательное наглядное музыкально-дидактическое пособие (педагог-мастер раздаёт их группам). Ставится задача объяснить, как будет использоваться данное пособие с целью развития вокальных навыков у младших дошкольников и какие задачи можно решать с его помощью. По окончании работы, каждая группа представляет свой вариант или даёт оценку предложениям коллег.

Педагог-мастер благодарит участников, подчёркивает наличие соответствующих профессиональных компетенций, подчёркивает их умение формулировать образовательные задачи к наглядному методическому материалу, умение обосновывать свою позицию.