Самоконтроль и самооценка учащихся начальных классов на уроках математики

Разделы: Математика


Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребенка. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст – особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности.

Большую роль в формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению. Большую роль в этом играет совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя. Особенно важно привлечение учащихся к оценочной деятельности и формированию у них позитивной самооценки. Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддерживать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения. Реализация этой задачи успешно проходит на уроках математики в начальных классах.

Так, с первого класса вводятся условные обозначения “-” (не согласен) и “+” (согласен), которыми ученики показывают своё отношение к выполненному заданию.

Потом школьники учатся оценивать друг друга, выделяя достоинства и недочёты в ответе, а к концу третьего класса вводится план отзыва об ответе.

План отзыва об ответе:

  1. Правильность.
  2. Полнота.
  3. Последовательность.
  4. Структура: вступление, доказательство, вывод.
  5. Самостоятельность ответа.

Наличие в учебнике заданий вида: “Найди ошибку и исправь её” помогает ученику объективно оценить свои действия, стимулирует выполнение новых заданий.

Так же эффективно действуют задания предполагающие проверку по эталону. Сравнение своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки (причина ошибки, выявление уже возникших или потенциальных затруднений, сбоев в операционном составе действия и т.д.) Это позволяет организовать самооценку детьми правильности выполнения задания, а при необходимости – коррекцию ошибок.

Пример. Используется карточка с текстом самостоятельной работы.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.

  1. 480352 : 10
  1. Отбросить в делимом одну цифру;
  2. полученное число записать в частное.

  3. Остаток, равен числу, которое образуется отброшенной цифрой.
  1. Частное – 48035.
  2. Остаток – 2

Ответ: 480352 : 10 = 48035 (ост.2)

  1. 480352 : 100
  1. Отбросить в делимом две цифры;
  2. полученное число записать в частное.

  3. Остаток, равен числу, которое образуется отброшенной цифрой.
  1. Частное – 4803.
  2. Остаток – 52

Ответ: 480352 : 100 = 4803 (ост.52)

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “-” или “?”.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? В чем причина?

- Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон)

- Поднимите руки, у кого все верно.

- Вы молодцы! Поставьте себе “+”.

Можно организовать работу по коррекции ошибок в группах или фронтально. Консультантами назначаются учащиеся, которые не допустили ошибок.

Еще один пример выработки самоконтроля – это использование таблицы фиксации результатов.

  Без ошибок С ошибками Не умею
Я умею читать двойное неравенство      
Я умею записывать двойное неравенство      
Я умею решать двойное неравенство      

Заполняя эту таблицу, ребенок осознает, какого вида трудности встретились в задании, а учителю это помогает определить пути помощи данному ребенку.

Аналогичного вида задание используется на этапе рефлексии. Эта карта даёт возможность оценить не только конкретное задание, но и всю свою деятельность на уроке в целом.

Утверждения “+” или “-” перечисление ошибок, темы для доработки
У меня все сегодня получилось, я не допускал ошибок ( “+” или “-”)  
Я допустил ошибки в самостоятельной работе №1 (перечислить ошибки)  
Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними ( “+” или “-”)  
Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона ( “+” или “-”)  
Я без ошибок выполнил самостоятельную работу №2 ( “+” или “-”)  
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)  
Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера)  
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)  
Мне необходимо поработать над (перечислить темы)  

Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение, как к выполнению задания, так и к выполнению контроля.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулируют творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.