Современные педагогические технологии в формировании у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из важных условий становления личности ребенка является развитие его познавательных способностей, позволяющих формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, их свойствах и отношениях в окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОУ. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности

При ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях природных процессов: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы, а также умению отражать свои представления в процессе создания выразительных образов в рисунках и поделках.

Для реализации поставленных задач я использовала современные образовательные технологии:

  • технология проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология.

Мною был разработан исследовательско-творческий проект “Азбука времени года”.

Вместе с детьми мы наблюдали за изменениями в природе и пытались отразить эти изменения в рисунках, создавая выразительный образ каждого месяца. В процессе изобразительной деятельности я стремилась развивать творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие через произведения искусства, знакомила с репродукциями картин известных художников, изображающих состояния природы в разное время года. Таким образом, я пыталась создавать необходимую базу для их творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Чтобы расширить знания и представления детей об особенностях времён года, мы обращались к пословицам, поговоркам, загадкам, стихам. В ходе проекта работа велась не только с детьми, но и родителями. Ребята совместно с родителями составили альбом с рассказами и иллюстрациями “Моё любимое время года”, участвовали в конкурсе поделок из природного материала на тему “Осенний калейдоскоп”, в конкурсе “Новогодняя открытка”. В конце каждого сезона я проводила итоговые мероприятия: “Заглянула осень в сад”, “Зимушка – зима”, “Весенняя викторина”.

Кроме того мы с ребятами рассмотрели различные календари и собрали небольшую их коллекцию.

Результатом всей этой плодотворной работы стали листы календаря, созданные в процессе совместной деятельности с детьми. Каждая страница нашего календаря содержит рисунок, название месяца, стих, пословицу. Все рисунки выполнены в различных техниках. Для создания выразительности мы использовали не только традиционные методы и способы рисования, но и нетрадиционные (набрызг, рисование мятой бумагой, рисование методом тычка, рисование в смешенной технике (масляная пастель и акварель), рисование по сырому листу). Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации проекта: в течение года

Участники: дети старшего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Форма организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями, проведение итогового мероприятия.

Методы: наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и песен, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций и фото, просмотр видеофильмов, презентаций, игра.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция: социалиально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.

М.В. Лучич считает: “Убеждение человека формируется с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест”.

Актуальность.

Формирование у детей элементарных представлений о сезонных изменениях в природе является важной задачей экологического воспитания. Особенно важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше, а также отразить свои впечатления в ходе изодеятельности.

Цель: формировать у детей элементарные представления о времени года, его периодичности, последовательности месяцев.

Задачи.

  1. Образовательная область “Познавательное развитие”: познакомить детей с сезонными изменениями в природе; развивать способность наблюдать за объектами и явлениями природы; рассказать о народных приметах каждого временного сезона; формировать представления детей о календаре, как азбуке времени года.
  2. Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”: способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; воспитывать патриотические чувства через восприятие красоты русской природы.
  3. Образовательная область “Речевое развитие”: формировать навыки связной речи через совершенствование речи как средства общения, придерживаясь схемы – плану и включая в него примеры, поговорки, стихи; совершенствовать диалогические и монологические формы речи; продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе; пополнить литературный багаж детей стихотворениями о временах года, поговорками, приметами, загадками, рассказами, сказками.
  4. Образовательная область “Физическое развитие”: формировать у дошкольников интерес к физическим упражнениям и играм в разные времена года; способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами.
  5. Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”: формировать творческие способности детей и развивать их индивидуальные качества в процессе изобразительной деятельности; формировать эмоционально-образное восприятие через произведения искусства; продолжать знакомство с репродукциями картин известных художников, изображающих состояния природы в разное время года; обогащать музыкальные впечатления детей, слушая музыку разного характера.

Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта.

1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

2. Актуализируются ЗУН о временных представлениях, последовательности времен года.

3. У детей формируется представление о календаре как азбуке времени года.

4. Устанавливаются партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений, создания совместных творческих работ.

5. Дети осваивают различные техники изобразительной деятельности в ходе передачи картин времен года.

Этапы работы Сроки выполнения каждого этапа Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Начальный Сентябрь - октябрь Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.

Составление перспективного плана мероприятий.

Уточнение имеющейся информации по теме.

Планирование Октябрь Доведение до участников проекта важности данной темы.

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.

Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, народных примет, рассказов и сказок по данной теме.

Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников.

Подбор подвижных игр на каждый период времени года.

Выполнение Октябрь - ноябрь Беседы:
  • “Вот оно какое, лето!”
  • “Календарь – азбука времени года”
  • “Сентябрь – златовест”
  • “В октябре на одном часу и дождь, и снег”
  • “Ноябрь — ворота зимы”

Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений об осени.

Подвижные игры:

  • “У медведя во бору”
  • “Перелет птиц”
  • “Мышеловка”
  • “Совушка”

Дидактические игры:

  • “С какого дерева лист?”
  • “Когда это бывает?”
  • “Времена года”
  • “Угадай по описанию”
  • “Вершки-корешки”

Слушание музыкальных произведений по теме “Осень” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен об осени.

Рассматривание репродукций: И.С. Остроухов “Золотая осень”, И.И. Левитан “Золотая осень”, “Осень”, В.Д. Поленов “Золотая осень”, “Ранний снег” и др.

Художественное творчество:

  • Рисование “Золотая осень”
  • Рисование “Хмурый день”
  • Рисование “Первый снег”
  • Аппликация “Астры”
  • Конструирование “Грибы-грибочки”
  • Пластилинография “Веточка рябины”
  • Лепка “Угощение для крота”

Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями “Осенний калейдоскоп”.

Экскурсии с детьми в парк.

Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов об осенних месяцах.

Создание страничек календаря: “Июнь”, “Июль”, “Август”, “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.

Итоговое НОД “Заглянула осень в сад…”.

Декабрь - февраль Беседы:
  • “Декабрь год кончает, а зиму начинает”.
  • “Месяц Январь – зимы государь”
  • “Февраль – месяц лютый: спрашивает как обутый”

Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений о зиме.

Подвижные игры:

  • “Мороз Красный нос”
  • “Снежная королева”
  • “Белые медведи”

Дидактические игры:

  • “Четыре времени года”
  • “Времена года”
  • “Найди две одинаковых снежинки”
  • “Что за чем?”

Художественное творчество:

  • Рисование “Зимушка-зима”
  • Рисование “Зимний вечер”
  • Рисование “Метель”
  • Аппликация “Снежинки”
  • Конструирование “В лесу родилась елочка”
  • Пластилинография “Снегири”

Экскурсии с детьми в парк.

Слушание музыкальных произведений по теме “Зима” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен о зиме.

Рассматривание репродукций: И.И. Шишкин “Зима”, К.А. Коровин “Зимой”, А.А. Пластов “Первый снег”, А.И. Куинджи “Зима. Пятна света на крышах хат”, И. Грабарь “Февраль лазурь” и др.

Создание коллекции календарей.

Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов о зимних месяцах.

Конкурс новогодних открыток, созданных детьми совместно с родителями.

Создание страничек календаря: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.

Итоговое НОД “Зимушка-зима”.

Март - май Беседы:
  • “В марте мороз скрипуч, да не жгуч”
  • “Апрельские ручьи землю будят”
  • “Май леса наряжает - лето в гости зазывает”

Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений о весне.

Подвижные игры:

  • “Море волнуется”
  • “Карусель”
  • “Гуси-гуси”

Дидактические игры:

  • “Назови действия, которые происходят весной”
  • “Угадай птицу по описанию”
  • “Кот в домике живет?”

Художественное творчество:

  • Рисование “Половодье”
  • Рисование “Грачи прилетели”
  • Рисование “Цветущий май”
  • Аппликация “Подснежники”
  • Пластилинография “Мимоза”

Экскурсии с детьми в парк.

Слушание музыкальных произведений по теме “Весна” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен о весне.

Рассматривание репродукций: И.И. Левитан “Весна – большая вода”, К.А. Коровин “Зимой”, И. Грабарь “Мартовский снег”, “Иней. Восход солнца”, “Иней” и др.

Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов о весенних месяцах.

Создание страничек календаря: “Март”, “Апрель”, “Май”.

Итоговое НОД “Весенняя викторина”

Защита проекта Май Выставка детского творчества “Времена года”

Календарь “Азбука времени”.

Презентация альбома с рассказами и рисунками детей “Моё любимое время года”.

Результат:

- дети закрепили последовательность времен года, систематизировали представления об особенностях каждого временного промежутка;

- повысился познавательный интерес к природе, явлениям в окружающем мире, художественной  литературе, фольклору;

- пополнилась групповая библиотечка, создана коллекция календарей, репродукций картин;

- организованна выставка детского творчества;

- оформлен альбом “Мое любимое время года”;

- у родителей повысилась активность, заинтересованность.

Список использованной литературы

  1. http://detochki-doma.ru/stihi-pro-vremena-goda/#ixzz2gRmnTvkO”
  2. http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
  3. Бондаренко А.К. “Дидактические игры в детском саду”, М., 1991.
  4. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”, М., 2008
  5. “Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых” / Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М., 2000.
  6. Казаручик Г.Н. “Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников”. – Ж/л “Дошкольная педагогика”, №2, 2008 г.
  7. Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателей детского сада / – М., 1984.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2008.
  9. Лаптева Г.В. “Развивающие прогулки для детей 3-4 лет”, СПб., 2011.
  10. Лаптева Г.В. “Развивающие прогулки для детей 5-6 лет”, СПб., 2012.
  11. Шорыгина Т.А. “Какие месяцы в году”, М., 1999.