Урок русского языка на тему «Правописание мягкого знака на конце существительных единственного числа». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных единственного числа.

Задачи урока.

  1. Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода, путем исследовательской работы учащихся.
  2. Создать эталон и формировать умение им пользоваться.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, самостоятельность и творческую активность.

Планируемые результаты образования:

Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные (УУД):

определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение

Предметные: писать ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; не писать ь после шипящих на конце имён существительных мужского рода.

группировать имена существительные в зависимости от их принадлежности к определенному роду.

Оборудование

1) Учебник С.В. Иванов и др. “Начальная школа ХХI века”.

2) Презентация к уроку.

3) Демонстрационный материал.

4) Раздаточный материал.

Демонстрационный материал.

  1. Эталон числа имени существительного.
  2. Эталон рода имени существительного.
  3. Эталон работы мягкого знака в словах.
  4. Эталон написания мягкого знака после шипящих у существительных.
  5. Карточка с шипящими звуками.
  6. Карточка с темой урока.
  7. План выхода из затруднения.
  8. Карточки “2 шага учебной деятельности”.

Раздаточный материал.

  1. Карточки, с заданием для пробного действия на группу.
  2. Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Отгадайте загадку: Слайд 1

“Лев суров, помягче львица, в ней ведь этот знак таится”

- Что это за знак? (ь)

Чистописание: Слайд 2

Напишите ь

- Когда пишется открытый, а когда закрытый ь?

- Напишите соединения: ль, нь, лья, ье, ью, ьи

- Для отработки этих соединений запишем слова: “львица, вьюга, соль, вьюн”

- Вы еще не догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какие 2 шага УД мы должны пройти, чтобы узнать что-то новое?

- С чего начнем? (С повторения)

- Давайте повторять.

- Выполните задание: “На какие 2 группы можно разделить написанные вами слова?”. (Слова с разделительным ь и слова с ь, как показателем мягкости согласного звука)

- Что получилось, прочитайте?

Львица, соль

Вьюга, вьюн

- Сколько работ у мягкого знака? (2) Какие? Слайд 3

- А может быть еще? Таблица 1. Уточнение эталона.

2. Актуализация.

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполните следующее задание:

запишите слова (комментируют): “Речка, чаща, щётка, крючок”.

- После каких звуков находится орфограмма?

Назовите шипящие звуки. Таблица 7

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какие имеют грамматические значения?

Эталоны рода и числа. 4, 5

- Укажите род и число этих существительных.

Это все, что я выбрала для повторения.

- Обобщите, что мы повторили? Какие эталоны использовали?

Что будет дальше? (Пробное действие)

- С какой целью его будем выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем)

Пробное действие.

Задание выполняется на планшетах.

- Поставь слова в форму единственного числа: “ножи, мыши, печи, врачи”.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что получилось? Почему разные ответы? (Затруднение)

Закончился первый шаг УД. Показать на схеме.

Фиксация затруднения.

В каком месте? Что общего в звучании этих слов?

Причина затруднения.

(Я не знаю, нужен ли мягкий знак после шипящего, я не могу доказать, что я написал правильно)

- Значит, какой будет ваша цель? (Узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих у существительных.)

- Значит, у мягкого знака может быть еще одна работа?

Уточнение эталона 2

- Какой будет тема нашего урока? (Карточка с темой урока вывешивается на доске)

- Что пригодиться нам для открытия нового?

- Какие эталоны будем использовать?

Чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос ,проведем исследование.

- Я предлагаю вам найти похожие слова в тексте и использовать их для исследования. Хлопайте, когда услышите слово.

Учитель читает текст:

“У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный ландыш. Чудесная вещь!”.

Выделенные детьми слова, появляются на экране.

Слайд 6

Такие же слова получают дети для работы в группах.

Задание. Вы должны попытаться объяснить, почему в одних словах написан мягкий знак, а в других нет.

Как будем работать?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как мы работаем, когда исследуем группу слов? (Составляем план.)

План.

1) Прочитать слова. Эталон (на доске)

2) Найти что-то общее.

3) Проанализировать.

4) Сделать вывод.

Создать эталон.

Что пригодиться из того, что повторили?

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах по плану.

Обсуждение полученных эталонов.

Внесение изменений в эталон 2, после эталон 3

- Какой вывод сделали?

- От чего зависит написание мягкого знака?

- На что указывает мягкий знак после шипящего на конце имен существительных?

Сравнить вывод с учебником, стр. 170.

Чтобы применять это правило, мы должны убедиться:

  1. Что это существительное
  2. Заканчивается на шипящий
  3. Определить род
  4. Ж.р . – ь, м. р. – Эталон 6

Вернуться к планшетам.

Физкультминутка. Слайд 7 (выполнение движений, с проговариванием алгоритма написания слов на новое правило).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтально, с опорой на эталон.

Запиши слово, укажи часть речи и род.: “плащ, речь, дичь, лещ”.

В парах. Поставь существительные в форму ед. ч., проговори весь алгоритм. Задание на экране. Слайд 8

“Чижи, броши, мыши, марши”.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Выполняется на листочках.

- Вставьте, где нужно мягкий знак.

“обруч…, гореч…, доч…,помощ…, кирпич…, лещ…, стриж…,лож…”. Проверка по экрану. Слайд 9

Оцените свою работу.

- Если все сделано без ошибок, поднимите зеленый кружок,

Если есть 1-2 ошибки, поднимите желтый кружок, более 2 ошибок - красный.

- Какую еще новую работу выполняет мягкий знак?

- Сколько работ у мягкого знака?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Составьте и запишите предложение из слов: “по, малыш(-), берегу, бегал, реки”. Прокомментировать.

9. Домашнее задание.

Страница 171 упр. 3, правило.

10. Рефлексия УД на уроке.

Какую цель ставили на уроке?

- Удалось ли ее достичь?

- Что помогло нам это сделать? (2 шаг УД)

- Какие этапы мы прошли?

Проверка этапов по карточкам “2 шага УД” на классном стенде.

- Какое новое знание открыли? (Новый эталон)

- Когда пишется мягкий знак после шипящих у существительных ед. ч.

У кого все получилось, поднимите зеленый кружок, кто испытывал затруднение - желтый, кто не понял – красный.

- Над чем нужно поработать на следующем уроке?

Литература и другие источники

1) "Мир деятельности". 2 класс. Полный комплект для учителя. (Издательство "Национальное образование")

2) Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам С. В. Иванов, М.И. Кузнецова.

3) Русский язык. 3 класс. Рабочая программа по учебнику С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой.

4) Русский язык. 3 класс. Поурочные планы. 1 полугодие Е.Ф. Макашова.

5) Русский язык. 1-4 класс. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM).

6) videouroki.net

Приложение