Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс чувашской школы

Разделы: Литература

Класс: 5


Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) - чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Ленинградский институт мозга (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Халǎха вěрентес ěç” (Народное просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.

Литературную деятельность Дмитриев В.Д. (Мĕтри Ваçлейĕ) начал со стихотворений, будучи студентом Чебоксарского педагогического техникума. Первое его стихотворение “Юбилейшĕн” (С юбилеем) было опубликовано в 1928 году на страницах газеты “Канаш”. Затем последовали стихи “Хирте”, “Путексем”, “Çĕнĕ суха”, “Пирĕн юрă”, “Кĕрхи кун”, “Ирхине”, “Паян”, “Çуркунне”, “Çу умĕн”, “Авăн кĕвви”, “Çамрăк çар”, которые увидели свет в газетах “Çамрăк хресчен” (Молодой крестьянин), “Пионер сасси” (Голос пионера). Особую популярность завоевало стихотворение “Йĕлтĕрпе” (На лыжах), напечатанное в 1929 году в журнале “Хатĕр пул” (Будь готов), которое в течение нескольких десятилетий звенело из уст школьников. Свой первый сборник детских стихов “Пирĕн сас” (Наш голос) Мĕтри Ваçлейĕ выпустил в 1931 году. Стихи были такими содержательными и привлекательными, что известные композиторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, И. Люблин на многие из них писали музыку. В том же году молодой поэт издал свою вторую книгу под названием “Ыраш” (Рожь), состоящую из очерков, рассказывающих о развитии коллективного хозяйства.

Мĕтри Ваçлейĕ – участник Великой Отечественной войны. Служил в Стрелковом полку в Ленинграде. Был ранен, лечился в госпитале, а после снятия блокады Ленинграда жил и работал в Ленинградском медицинском институте, писал очерки, издавал монографии, учебные пособия. Он автор ста художественных произведений и более 40 научных работ. Высокую оценку получили его труды “Выдающийся русский ученый В.М. Бехтеров” (1960), “За долголетие человека” (1962), “Разум против религии” (1963), “Охрана природы и здоровья” (1964). В последние годы своей жизни, несмотря на ухудшение своего здоровья, Ваçлей Мĕтри успешно трудился. Хотя он жил в Самарской области, свои произведения старался печатать в газетах и журналах родной Чувашии. Он умер 29 июля 1977 года.

Василий Дмитриевич Дмитриев (Мĕтри Ваçлейĕ) - доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза писателей СССР.

Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ имеет свою актуальность и в XXI веке. Один из его стихотворений “На лыжах” рекомендован для изучения в 5 классе чувашской школы.

Целью урока по стихотворению Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” являются выразительное чтение и анализ стихотворения, раскрытие темы и основной мысли произведения, сопоставление с произведением из русской литературы, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Учителем на уроке используется презентация. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство).

Первый этап урока – изучение новой темы. Учитель подводит учащихся к новой теме, раскрывая смысл чувашских пословиц: Сывлăхран хакли нимĕн те çук (Нет ничего дороже здоровья). Сывлăха укçа парса илеймĕн (Здоровье не купишь деньгами). При этом можно использовать вопросы: О чем эти пословицы? Почему здоровье дороже всего? Что нужно делать, чтобы было здоровье? Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Мĕтри Ваçлейĕ, демонстрирует слайды.

Самым важным моментом урока является чтение стихотворения и его анализ. Выразительное чтение произведения осуществляется учителем и учащимися. Словарная работа проводится по следующим словам: йÿнчĕк – оцеп (шест, на который подвешивается зыбка), тăлăп – тулуп, йĕлме - ильм, вяз, мерчен – коралл, жемчуг, йăлтăр-ялтăр – (межд.) блеск, чĕлтĕр-чĕлтĕр – подражание легкому звуку.

Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:

Какое время года описано в стихотворении?

Куда идут дети на лыжах?

Какую природную красоту они видят?

Что они делают после катаний на лыжах?

Учащиеся находят строки, отражающие тему и основную идею произведения:

Тема – “Эх, аван-çке,

Эх, аван-çке

Сăртсем урлă ярăнма!”

Основная идея – “Ĕçлесси те,

Ярнасси те –

Пурте кирлĕ çамрăкне.”

Физкультминутка

На стадии закрепления изученного материала проводится групповая работа, при которой учащиеся выполняют следующие задания:

1. Языковые средства/тропы в стихотворении: Хĕл мерченĕ – метафора, сывлăш катăклать – олицетворение, çамрăк вăхăт – эпитет, эх, аван-çке – повтор, йăлтăр-ялтăр йĕлтĕр – эпитет, чĕлтĕр-чĕлтĕр йĕлтĕр – эпитет, сывлăш килсе кĕчĕ – олицетворение, эх, илемлĕ-çке ирпе – риторическое восклицание, эх, аван-çке сăртсем урлă яранма – риторическое восклицание.

2. Троичный дневник:

Основное слово
(предлагается учителем)
Автор пишет
(выписывают учащиеся)
Я так понимаю
(заполняют учащиеся)
Лыжи 1. Йĕлме йĕлтĕр  
  2. Яка йĕлтĕр-

Чĕлтĕр-чĕлтĕр –

Ĕлкĕр çеç шуса пыма.

 
Воздух Уçă сывлăш…

Килсе кĕчĕ ман хĕве…

Кăтăклать-çке ÿт-пĕве.

 
Юность Çамрăк вăхăт…

ÿсме хăвăрт

тăрăшатпăр ку чухне.

 
Книга Кĕç тытатпăр кĕнеке  

 3. Диалог культур – сопоставление стихотворений чувашского поэта Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” и русского поэта Г. Ладонщикова “Зимняя радость”.

Мĕтри Ваçлейĕ “Йĕлтĕрпе” (На лыжах) Г. Ладонщиков “Зимняя радость”
Общие черты
Белый снег блестит
Лыжня находится за околицей
На лыжах катаются с горки
Радостные возвращаются домой  
Отличия
Дети катаются в поле Бегут на лыжах к лесу
Колет свежий воздух Колет снег
После отдыха читают книги -

Физкультминутка

Обобщение урока.

Связь с жизнью: Где прошли 22 Зимние Олимпийские игры? Каких спортсменов-лыжников и биатлонистов вы знаете? Имеются ли в вашей школе Мастера спорта по зимним видам спорта?

Учитель обобщает сказанное, рассказывает об олимпийских чемпионах по лыжным гонкам: Александр Легков, Максим Вылегжанин, об известных биатлонистах России (Максим Чудов, Николай Круглов, Ольга Зайцева), Чувашии (Татьяна Моисеева, Вячеслав Акимов).

Вопрос-ответ: Катаетесь ли вы на лыжах? Чему способствуют занятия спортом? Расскажите о том, как вы катаетесь на лыжах.

Раскрытие эпиграфа урока “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство). Мы счастливы, сильны, красивы, мощны лишь тогда, как имеем прекрасное здоровье. Чтобы быть здоровыми, надо дружить со спортом. Пожелание всем тем, кто хочет быть здоров: катайся на лыжах, на коньках, на санках, больше двигайся, гуляй на свежем воздухе, закаляйся!

Составление коллажа. Из подготовленных учителем картинок учащиеся выбирают те, которые отражают содержание стихотворения, и составляют коллажи.

Домашняя работа (предлагается на выбор):

1. Написать сочинение-рассуждение на тему “Здоровье – богатство”.

2. Составить табличный кластер.

3. Выучить наизусть стихотворение.

Приложение

Г. Ладонщиков. “Зимняя радость”

Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.